Теория изогнутой кривой спроса
Теория изогнутой кривой спроса (Kinked demand curve theory) — это теория рыночного поведения продавцов, конкурирующих между собой, каждый из которых постоянно сталкивается с наклонной кривой спроса производимого им продукта и немедленно реагирует снижением цены на свой продукт в ответ на снижение цены конкурентом, в то время как повышение цены продукта одним из них никак не приводит к немедленному повышению цены другим.
Изогнутая кривая спроса
Возможность не повышать цену связана с резким увеличением эластичности спроса на продукт при снижении продаж у одного из своих конкурентов. На графике такая ситуация будет отражена в виде изломанной кривой спроса. Поскольку выше точки P эластичность спроса резко возрастает, конкурент, продающий товары по прежней цене, вытесняет продавца, повысившего цену, с рынка. Кривая предельного дохода также имеет вид изломанной кривой, но в двух местах. Вертикальная часть кривой предельного дохода соответствует излому кривой спроса, что позволяет даже при колебаниях предельных издержек в определенных вертикальной частью размерах, не изменять цены и объемы продаж.
Таким образом, равновесие в условиях изогнутой кривой спроса для олигополии стабильно по отношению к монополии.
Теория была одновременно разработана в 1939 году двумя английскими экономистами Р.Л. Халлом и С.Д. Хитчем, а также американским экономистом П.М. Суизи.
Необходимо отметить, тем не менее, что эмпирические исследования не дадут подтверждения тому, что цены в условиях рынка олигополии более стабильны, чем на рынке монополии.
Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. - Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко. - М.: Лазурь, 1994.