Микромаркетинг

Микромаркетинг (Micromarketing) — это процесс выявления нужд потребителей, а также способов удовлетворения данных нужд посредством выбора нужной стратегии.

Микромаркетинг является важной частью деятельности не только фирмы, стремящейся получить прибыль, но и госучреждений и некоммерческих организаций.

Клиентами некоммерческих организаций являются жители районов, подвергающихся промышленному загрязнению, если речь идет об организациях по защите окружающей среды, или сама природа. Клиентами государственных учреждений являются либо отдельные группы населения, например, социально неимущие для учреждений социального страхования. Для депутатов, при выборной системе, клиентами являются их избиратели. Только бюрократическая система, замкнутая на собственных желаниях, не осуществляет маркетинг.

Кольцо микромаркетинга

Кольцо микромаркетинга

Микромаркетинг сотоит из следующих действий:

  1. Выяснение потребностей потребителей. Какие виды благ необходимы? Где и когда они необходимы?
  2. Выявление суммы, которую покупатели готовы заплатить за данные блага. Покроет ли эта сумма издержки? Как поменяется спрос, если цена изменится?
  3. Сообщения покупателям о товарах и услугах и условий их предоставления. Нужно ли фирме рекламировать свои товары и услуги? Если да, то каким способом? Нанимать ли специальный штат распространителей?
  4. Транспортировка товара либо услуги с места производства к месту его распространения. Какой вид транспорта выбрать для доставки товара покупателю? Должен ли он сам приходить к производителю (в случае предоставления услуг)или производитель к покупателю? Кто является посредником — оптовые либо розничные продавцы?
  5. Выяснение уровня удовлетворения потребностей потребителей. Действительно ли нужные потребности удовлетворены? Нужен ли ремонт либо дополнительное обслуживание? Нужны ли потребителю какие-либо изменения?

Самый последний этап, смыкаясь с первым, образует абстрактное кольцо микромаркетинга (см. рисунок).

Микромаркетинг впервые упоминается в британской прессе по маркетингу в ноябре 1988 года в связи с применением геодемографических данных в потребительском маркетинге. Тема микромаркетинга получила дальнейшее развитие в статье, опубликованной в феврале 1990 года, в которой подчеркивалось понимание рынков на местном уровне, а также персонализация сообщений для отдельных потребителей в контексте прямого маркетинга. Микромаркетинг стал относиться к маркетинговым стратегиям, которые по-разному адаптированы либо к местным рынкам, либо к различным сегментам рынка, либо к отдельному клиенту.

Микромаркетинг — это маркетинговая стратегия, в которой маркетинговые или рекламные усилия сосредоточены на небольшой группе узконаправленных потребителей. Например, рынки можно сгруппировать в узкие кластеры на основе приверженности определенному классу продуктов или готовности приобрести данный бренд. Этот подход требует от компании определения очень узких сегментов рынка и адаптации предложений для этого сегмента. Хотя этот подход может быть более дорогим из-за индивидуальной настройки и трудностей с достижением экономии за счет масштаба, достижения в области технологий облегчили доставку узкоспециализированных продуктов небольшим группам или даже отдельным клиентам. В качестве практических примеров такого подхода часто приводят Nike ID и Shoes of Prey. Должно быть очевидно, что микромаркетинг тесно связан с концепцией массовой кастомизации.

Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. - Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко. - М.: Лазурь, 1994.