Макромаркетинг
Макромаркетинг (Macromarketing) — это процесс, с помощью которого производственный потенциал экономики используется для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Макромаркетинг охватывает также, как и микромаркетинг, не только частные фирмы, производящие товары и услуги для извлечения прибыли, но и государственные учреждения и некоммерческие организации. Налоги, например, перераспределяют часть экономического богатства из частного сектора в сектор, удовлетворяющий общественные потребности.
Схема, иллюстрирующая макромаркетинг
Законы спроса и предложения в рыночной экономике наиболее эффективным образом распределяют ресурсы общества, принося наибольшую предельную полезность. С этой точки зрения маркетинг позволяет как бы пропустить через игольное ушко предложение отраслей и предприятий, отличающихся местом расположения, размером, формами собственности, техническими возможностями и тысячами других характеристик, для соединения его со спросом населения, которое отличается еще большим разнообразием.
Несмотря на то, что макромаркетинг довольно новый термин, но идеи и интересы, которые он содержит, существовали столько же, сколько и история человечества. Например, «История Пелопоннесской войны» Фукидида, «Великая хартия вольностей» и «Путешествия Марко Поло» — произведения, в которых воплощены темы макромаркетинга. Более того, практика макромаркетинга, возможно, так же стара, как и само общество. Общества возникли в результате необходимости выживания и благополучия группы людей; необходимость специализации, а затем и обмена изделиями, произведенными специалистами, несомненно, была очевидна с самого начала. Большая специализация и ее поддержка породили торговлю, и, в конце концов, рынки, которые связывали многие системы в любом данном обществе, от производства до потребления, стали эффективным механизмом для поддержания общества, которое, по сути, представляет собой ряд институтов и систем, согласованных между участники группы. Например, даже древние рынки, такие как агора в Афинах или базар в Месопотамии, существовали на системной организации и координации, объединяющих людей.
В современной литературе по макромаркетингу могут обсуждаться такие темы, как подсознательная реклама, экологически чистая упаковка и определенные потребители.
Модели макромаркетинга представляют собой нормативные конструкции и дисциплину, отражающую ценностные суждения общества и определяющую позицию в отношении того, «как следует проводить общий маркетинговый процесс в наилучших интересах общества».
Компоненты маркетинговой мысли
Данные | Теория | Нормативные модели | Реализация | |
Микромаркетинг | Данные фирмы | Теория фирмы | Планы фирмы (например, предварительные бюджеты) | Управление фирмой, администрация, контроль |
Макромаркетинг | Общие данные маркетинговой системы | Теория маркетинга | Социальные ценности, цели, программы | Государственное регулирование, помощь, программы |
История
Термин «макромаркетинг» был впервые использован в 1962 году Робертом Бартелсом в книге «Развитие маркетинговой мысли», в которой он «предсказал такие будущие изменения в маркетинге, как усиление концептуализации, более сравнительные и междисциплинарные исследования и «новая концепция маркетинга — макромаркетинг». Пятнадцать лет спустя он и Роджер Дженкинс опубликовали свою основополагающую статью 1977 года в Journal of Marketing, где написали:
Макромаркетинг — это маркетинговый процесс, осуществляемый совокупным механизмом таких учреждений, как маркетинговые каналы, конгломераты, отрасли и ассоциации.
Статья получила премию Гарольда Х. Мейнарда за «вклад в маркетинговую мысль и теорию».
В 1970-х годах было основано Общество макромаркетинга, представляющая из себя «международную группу ученых», изучающих «вопросы, связанные с различными взаимодействиями между рынками, маркетингом и обществом». В 1976 году Чарльз Слейтер организовал первый семинар по теории макромаркетинга в Университете Колорадо в городе Боулдер, который с тех пор проводится ежегодно. 9 августа 1979 года Консультативным советом было организовано Общество макромаркетинга.
Чарльз Слейтер помог расширить концепцию маркетинга, применил эту концепцию к развивающимся странам, сформулировал новую теорию рыночных процессов и встроил эту теорию в класс имитационных моделей, применяемых во всем мире. Он ввел термин «макромаркетинг» как способ сместить преобладающую управленческую ориентацию обратно на социальную направленность ранней области маркетинга. Он также задал фундаментальный вопрос: как маркетинг может улучшить благосостояние системы и общества, частью которого он является?
В 1978 году Слейтер представил новый журнал, чтобы побудить ученых заняться этим вопросом. Первый выпуск журнала Journal of Macromarketing вышел в свет в 1981 году. Мемориальная премия Чарльза Слейтера была учреждена в знак признания его самоотверженности, интеллекта и гуманизма — качеств, которые выдвинули макромаркетинг на передний план и оставили богатое наследие, на котором основана данная дисциплина. Эта ежегодная премия определяется редакционным советом Journal of Macromarketing. Голосование проводит редактор журнала.
Общество макромаркетинга
Общество макромаркетинга проводит ежегодную конференцию с 1976 года и издает ежеквартальный журнал с 1981 года. Оно также поддерживает связи с правительствами, организациями, университетами и некоммерческими организациями, которые разделяют их интерес.
Общество основано на пяти столпах, которые «глубоко важны» и влияют на всех во всем мире:
- Рынки, маркетинг и общество являются частью глобальной системы, которая определяет благосостояние людей, экономику, политику и окружающую среду.
- Рынок особенно влиятельны. Свободные рынки очень выгодны, но регулирование часто необходимо для поддержания таких ценностей, как справедливость и устойчивость.
- Маркетинг как дисциплина играет ключевую роль в обществе, способствуя обмену и совместному созданию ценности.
- Всеобъемлющая система макромаркетинга определяет качество жизни, благополучие, экологическую устойчивость и процветание общества.
- Политические идеологии, нормативная этика, технологии, география и культура встроены в каждый уровень маркетинга.
Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. - Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко. - М.: Лазурь, 1994.