Франшиза
Франшиза (Franchise) — это организация дела, при которой собственник торговой марки, бренда или авторского права — франчайзер — предоставляет другой фирме — франчайзи — их в пользование при выполнении определенных условий, которые касаются платы за подобное право, расторжения договора и способов разрешения возникших споров.
Обе фирмы в результате подписания договора осуществляют ведение дел самостоятельно, но при этом франчайзер во многих случаях обеспечивает франчайзи рекламой, а также предоставляет товары и сырье, которые необходимы для ведения дела.
Как правило, франчайзером является корпорация, а франчайзи — представитель малого или среднего бизнеса. Таким образом, через франшизу осуществляется объединение достоинства крупной корпорации в привлечении капитала, способности проводить научные исследования, и способности мелкой фирмы лучшим образом контролировать состояние дел, а также ее преимущества в налогообложении. Франшиза чрезвычайно привлекательная форма организации и ведения дел для малого и среднего бизнеса.
Основные принципы успеха для франшизы
Ряд положений, которым рекомендуется следовать предприятию, решившему использовать чужую торговую марку в своей деятельности.
- Не стоит надеяться, что франчайзер выполнит все необходимые подготовительные работы. Фирма должна сама решить, что она хочет делать, и что она в состоянии делать. Также она должна сама решить, насколько будет выгодным производство и продажа, реализуемого продукта.
- Необходимо обращать внимание на качество тех учебных материалов, которые предлагает франчайзер. Стоит помнить, что именно в этом заключается главная выгода взаимоотношений с франчайзером. Проверить, действительно ли эти обучающие программы или же обычный набор официальных документов предприятия.
- Внимательно изучить: как развивался данный франчайзер, является ли продукт, предоставляемый им, особенным и стоящим либо это всего лишь забавная новинка, насколько долго он занимается бизнесом, какой доход имеют его франшизы, имеет ли он репутацию порядочного и честного предпринимателя.
- Тщательно изучить цену. Сравнить ее с альтернативными издержками в рамках затрат времени и наличия капитала.
- Просмотреть соглашение с опытным юристом, разбирающимся в данной области. Проверить: не окажется ли так, что все пункты заключаемого договора выгодны только франчайзеру, есть ли в договоре пункты о справедливости и честности, какой будет компенсация фирмы (будет ли она учитывать понесенные денежные затраты или также затраты труда) в том случае, если франчайзер решит выкупить свою торговую марку.
Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. - Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко. - М.: Лазурь, 1994.