Продукт
Продукт (Product) — это то, благодаря чему происходит удовлетворение потребностей покупателей, путем предложения его на определенном рынке.
Продуктом могут являться как различные товары, так и разнообразные услуги, а также то, что можно транспортировать из точки А в точку В, и то, на что покупатель сам приходит посмотреть. Нужно отметить, что разные государственные учреждения и некоммерческие организации, в свою очередь, тоже создают собственный продукт.
Классификация продуктов
Продукты классифицируются по типу покупателя, которому они предназначены, и путям, по которым они поступают к покупателю. В наиболее общем виде продукты разделяются на два вида:
Например, потребительские товары по данным официальной статистики включают в себя:
По способу покупки потребительские товары делятся на:
- товары повседневного спроса;
- товары предварительного выбора;
- широко известные товары.
Промышленные товары, в свою очередь, состоят из капитальных товаров (средств производства), а также расходуемых товаров (оборотных средств).
Процесс создания продукта
Процесс создания продукта называется развитием продукта и включает в себя следующие стадии: генерации идеи, отбора, анализа, дизайна, продажи опытной партии (тест-маркетинга) и коммерциализации.
- Источником идеи о создании нового продукта являются возникающие на рынке пожелания покупателей, а также внутрифирменные исследования. Максимального результата можно достичь использовав два данных источника.
- Отбор идей, который необходим для избегания дальнейших издержек на идею и развитие продукта, который возможно никому не понадобится.
- Анализ. Бизнес-анализ необходим для проверки идеи на возможный объем продаж продукта, прибыль от продажи, издержек.
- Дизайн начинается с создания физической формы продукта. Решения о позиционировании, торговой марке, упаковке также относятся к этой стадии.
- Тест-маркетинг. Его целью является проверка реакции потребителя на отдельной части рынка на продукт. На этой же стадии проверяется реакция потребителя на распространение продукта, на рекламу, на цену.
- Коммерциализация означает, что продукт готов поступить тому потребителю, который желает его приобрести.
Ниже приведена схема, иллюстрирующая процесс развития продукта.
Схема процесса развития продукта
Период, в течении которого новый продукт по порядку проходит через этапы зарождения, роста, зрелости, а также упадка называется жизненным циклом продукта.
- Стадия зарождения продукта связана с усилиями, которые направлены на информирование покупателя о продукте. На этом этапе прибыли низки, поскольку производственные и маркетинговые издержки высоки.
- Рост связан с падением издержек и ростом прибылей.
- Зрелость продукта связана с началом снижения его продаж, а также ростом интенсивности конкуренции.
- Упадок начинается с изменения вкусов потребителя или технологии. Прибыли падают и производители покидают отрасль.
Жизненный цикл продукта
На схеме представлен классический жизненный цикл. Разные товары находятся на разных его стадиях. Компакт-диски только входят в использование, а проигрыватели обычных пластинок находятся уже в стадии упадка. Но необходимо помнить, что не всегда продукт идет в своей жизни по классической схеме. Бывает так, что, казалось бы, полностью исчезнувший вид продукта начинает снова завоевывать свои прежние позиции. Примером может служить жизненный цикл механических часов с кукушкой, которые уже несколько столетий находятся на рынке, то исчезая, то появляясь.
Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. - Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко. - М.: Лазурь, 1994.