Пенсионное обеспечение
Целям обеспечения социальной стабильности, создания условий для экономического развития служит система пенсионного обеспечения. В составе программ пенсионного обеспечения выделяются четыре основных раздела: обеспечение по старости, обеспечение инвалидности, обеспечение по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет. Выплата пенсий осуществляется за счет взносов предприятий и граждан, а также ассигнований из государственного бюджета.
Пенсионеры на прогулке
Возраст выхода на пенсию мужчин и женщин во многих странах одинаков. В Германии — 65 лет, в Дании — 67 лет, во Франции — 60 лет, в Финляндии — 63-65 лет, в Великобритании — мужчин — 65 лет, женщин — 60 лет. В США пенсии по старости получают лица, достигшие 65 лет. Право на пенсию по старости обеспечивается при страховом стаже в 40 кварталов, то есть при 13-летнем трудовом стаже. По существующему в США законодательству на пенсию можно выйти и до наступления пенсионного возраста, но не ранее 62 лет и получать сокращенную пенсию, составляющую в среднем около 75% полной пенсионной выплаты. Средний размер пенсии по возрасту равняется 42% средней заработной платы. Выплачиваемые пенсии корректируются в соответствии с индексом стоимости жизни, который определяется либо на базе индекса потребительских цен, либо на базе индекса годовой заработной платы в стране.
Многие компании, корпорации, банки имеют свои собственные пенсионные программы или фонды. Они отличаются большим разнообразием по размерам и условиям выплаты пенсий.
Как и в случае с медицинским страхованием, государство, освобождая взносы в пенсионные фонды от налогов, не только поощряет заботу граждан о своем будущем, но и превращает частные пенсионные фонды в одно из важнейших звеньев финансовой системы. Фонды стремятся инвестировать эти средства в высоконадежные акции, облигации, что способствует стабилизации экономики.
Примером другого подхода к пенсионному обеспечению служит Швеция. Существует два вида пенсионных выплат: пенсии по старости и пенсии за выслугу лет. Оба вида пенсий в совокупности составляют примерно 95% прежнего заработка.
Пенсии по старости получают все лица, достигшие возраста 65 лет, вне зависимости от наличия трудового стажа. Это фиксированный доход. Максимальный размер общего дохода супругов-пенсионеров, состоящий исключительно из пенсий по старости и надбавок к ним, — 73% среднего дохода работающей супружеской пары с двумя детьми.
С 1959 года в Швеции введена пенсия за выслугу лет. Страхование по данному виду пенсионного обеспечения является обязательным и распространяется на всех экономических агентов, включая мелких предпринимателей. Для получения этой пенсии необходим трудовой стаж в 30 лет. Также право на своевременное получение пенсии за выслугу лет имеют те лица, которые достигли возраста 65 лет. Размер данных пенсионных выплат зависит от дохода ее получателя, который должен превышать базовую сумму, исчисленную за последние три года трудовой деятельности. При определении пенсии используется особая система коэффициентов, но в принципе она равняется примерно 60% от среднего дохода за те 15 лет (из трудового стажа в 30 лет), когда заработная плата была наибольшей.
В России существуют обязательное и добровольное пенсионное страхование. Основным видом является обязательное пенсионное страхование, накопления которого формируются за счет отчислений (налога) к фонду заработной платы предприятий (22% в 2020 году).
В последние десятилетия большое внимание уделяется проблеме пенсионного страхования. Во многих странах Запада существующая система тяжелым бременем ложится на работающее население. Увеличение продолжительности жизни и низкая рождаемость приводят к увеличению доли пенсионеров в общей численности населения.
Профессор Р. Дорнбуш (США) считает, что существующая система здравоохранения — мина замедленного действия. В Италии, Германии, Испании, где наблюдается отрицательный прирост населения, уже существующие пенсионные законодательства чрезмерны. Такая же ситуация сложилась и в Японии, и в России, и в других странах. Проще тем странам (например, Китай), где пенсионной системы фактически нет. Государства обязаны предотвратить кризис пенсионной системы, вызванной старением населения. Решение проблемы возможно по следующим направлениям:
- повышение возраста выхода на пенсию;
- развитие системы частного пенсионного страхования;
- поощрение создания новых рабочих мест и числа налогоплательщиков;
- забота о здоровье подрастающего поколения (будущих налогоплательщиков) и др.
Пенсионные расходы составляют важнейшую часть социальных расходов государства.
Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.