Государственный бюджет
Государственный бюджет (Government budget) – это основной финансовый план страны, баланс доходов и расходов государства.
Бюджетное устройство определяется формой государства. Различают унитарные и федеративные государства. В унитарном государстве выделяют государственный бюджет и местные бюджеты (бюджеты городов и районов). В федеративном государстве, в частности в Российской Федерации, бюджетная система представляет совокупность бюджетов: федерального, бюджетов субъектов федерации, бюджетов органов местного самоуправления и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система построена на принципах бюджетного федерализма, то есть нижестоящие бюджеты не входят своими расходами и доходами в вышестоящие, они обособлены и функционируют автономно.
Но в то же время между различными уровнями бюджетов существует определенная взаимосвязь – вышестоящие оказывают финансовую помощь нижестоящим в виде предоставления субсидий, дотаций, субвенций, кредитов, ссуд. В бюджетном кодексе РФ, который был принят в 1998 году, дается такое определение: бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления. Каждый бюджет выполняет свои функции, но координирующим центром является федеральный бюджет. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы называется консолидированным бюджетом.
Финансы каждого уровня включают бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Государственный бюджет включает средства следующих целевых бюджетных фондов: Государственного фонда борьбы с преступностью, Фонда Министерства РФ по атомной энергии, Федерального дорожного фонда, Федеральной службы налоговой полиции, Федерального экологического фонда, Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов, Фонда контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ, Федерального фонда по налогам и сборам, Федерального фонда по охране озера Байкал. Бюджеты регионов имеют свои целевые бюджетные фонды, к ним относятся: Территориальный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Экологический фонд, Фонд поддержки АПК, Территориальный дорожный фонд.
Кроме того, формируются внебюджетные фонды: Фонд социального страхования, Государственный пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения.
Расходы государства зависят от проводимой экономической политики. Более активная экономическая политика предполагает значительные расходы, формирование которых может осуществляться несколькими способами: во-первых, за счет налогов, во-вторых, выпуска государственных ценных бумаг, в-третьих, эмиссии денег. Второй и третий источники формирования используются в развитых странах, но к их применению подходят весьма осторожно, поскольку неоправданная эмиссия денег приводит к инфляции, а выпуск государственных ценных бумаг – к образованию долга, который необходимо погашать. Поэтому главным источником формирования доходов государства выступают налоги.
Законом о федеральном бюджете на 2000 год предусмотрены доходы в размере 14,2% прогнозируемого ВВП. Вся бюджетная система включает около 45% ВВП.
Наиболее крупные статьи расходов федерального бюджета в России: оборона и обеспечение безопасности, обслуживание государственного долга, поддержка отраслей промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, гораздо меньше внимания уделяется образованию, здравоохранению, культуре, науке. В развитых странах приоритет отдается социальной политике, образованию, обслуживанию государственного долга.
В абсолютном и относительном измерении расходы государства имеют тенденцию к увеличению по всем рассматриваемым странам. Но, как подчеркивают эксперты в нашей стране и за рубежом, важен не абсолютный размер государственных расходов, не их доля в ВВП, а разумный выбор приоритетов и высокая эффективность их использования.
Все расходы государства можно разделить на выплаты населению – государственные трансферты и покрытие других расходов. Исключив из общей суммы налоговых поступлений в бюджет трансфертные платежи, получаем чистые налоговые поступления (чистые налоги). Суммарная ставка чистых налогов (в процентах к ЧНП) составляет примерно 20%. У государства нет возможности значительно изменить ее в ту или иную сторону. Уменьшение этой ставки увеличит дефицит бюджета, а увеличение – отрицательно повлияет на деловую активность, сократив чистые доходы (доходы после уплаты налогов) агентов рынка. Объем налоговых поступлений в этом случае зависит от величины ЧНП, и будет увеличиваться в периоды подъемов экономики и уменьшаться в периоды спадов. В то же время расходы государства относительно устойчивы и не могут изменяться вслед за циклическими колебаниями деловой активности. Расходы государства за исключением трансфертных платежей представляют собой государственные закупки товаров и услуг.
Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.