Олигополия доминирующей фирмы
Олигополия доминирующей фирмы (Dominant-firm oligopoly) — это такая организация рынка, при которой господствует одна крупная фирма, установленные цены которой являются базовыми для всех других предприятий, действующих на рынке.
Олигополия доминирующей фирмы
Отраслевая кривая спроса DD и кривая спроса доминирующей фирмы dd не совпадают. Спрос на продукцию фирмы более эластичен, чем отраслевой спрос в целом, и, следовательно, кривая спроса фирмы будет более пологой. Это означает, что по мере увеличения предложения доминирующей фирмой своей продукции мелкие, конкурирующие между собой предприятия будут вытесняться с рынка. Если бы в отрасли существовала только доминирующая фирма, то цена могла бы быть равна P_M, точка B на отраслевой кривой спроса. Объем производства доминирующей фирмы равен Q_1 или отрезку GA при условии равенства предельных издержек предельному доходу. При наличии конкурентного дополнения на рынке, доля его составит объем, представленный линией AC или Q_2.
Таким образом, общий объем производства в отрасли, где доминирует одна крупная фирма составит GC при цене P_d. Это эффективнее, чем в точке B, но менее эффективно, чем в точке F, показывающей идеальный случай ценообразования у доминирующей фирмы, когда цена равна предельным издержкам. В этом случае цена ниже, чем в точках B и C, а объем выше.
Вариантом олигополии доминирующей фирмы является ценовое лидерство, когда крупная фирма выполняет как бы сигнальную роль при формировании цены для всех остальных, исключая тем самым необходимость скрытого сговора.
Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. - Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко. - М.: Лазурь, 1994.