Мультипликатор товарного рынка

Мультипликатор товарного рынка в открытой экономике показывает, насколько увеличивается равновесное производство или равновесный доход с увеличением инвестиционного спроса.

В экономике мультипликатор характеризует тот фактор, который указывает, в какой степени экономическая деятельность (независимая переменная) влияет на анализируемый объект (зависимая переменная). Процесс мультипликатора является важным механизмом, стимулирующим совокупный спрос. Анализ мультипликаторов является основной идеей кейнсианской теории.

Условия

Мультипликаторы в открытой экономике

В модели рассматривается открытая экономика, что означает, что влияние внешней торговли также играет решающую роль в анализе. Для стран, в значительной степени ориентированных на экспорт и импорт, внешнеторговые отношения могут оказать существенное влияние на внутреннюю экономику. Чтобы упростить анализ, уровень цен и обменные курсы фиксируются как постоянные. Поскольку экспорт является компонентом экономического спроса, его увеличение оказывает положительное влияние на валовой внутренний продукт (ВВП) или национальный доход. Импорт увеличивается с ростом ВВП или национального дохода. Степень изменения импорта представлена предельной тенденцией импорта. Если варьировать компоненты автономного спроса, мультипликатор при открытой экономике ниже, чем в странах с закрытой экономикой.

Рис. 1. Равновесие на товарном рынке с зависимым от дохода спросом

Рис. 1. Равновесие на товарном рынке с зависимым от дохода спросом

Баланс на товарном рынке

На товарном рынке должен быть баланс, который определяется равенством совокупного спроса и совокупного предложения. Когда функция совокупного спроса пересекает линию 45°, товарный рынок находится в равновесии. Это приводит к равновесию на товарном рынке уровня производства или дохода Y_r^\ast, если принять на себя эту функцию спроса.

Графический вывод

На основе равновесия на рынке товаров проводится постоянное увеличение инвестиций (\Delta I_{aut}). Автономный совокупный спрос, зависит не только от дохода, но и от автономных инвестиций и автономного потребления AD_{aut}=I_{aut}+C_{aut}. В результате увеличения автономного спроса совокупный спрос AD_0 смещается вверх и становится AD_1. График показывает, что увеличение сбалансированного дохода намного больше, чем увеличение инвестиционного спроса.

Рис. 2. Изменение автономного спроса

Рис. 2. Изменение автономного спроса

Увеличение инвестиционного спроса (\Delta I_{aut}) приводит к увеличению дохода и, как следствие, стимулирует потребительский спрос. Увеличение автономного инвестиционного спроса затем стимулирует предельное потребление и, следовательно, приводит к мультипликативному эффекту.

Равновесный доход после увеличения инвестиционного спроса (\Delta I_{aut}):

Y_r^{\ast\ast}=\frac1{1-c}(I_{aut}+C_{aut}+\Delta I_{aut}),

где
Y_r^{\ast\ast} — национальный доход после увеличения инвестиционного спроса,
c — предельный уровень потребления,
I_{aut} — автономное инвестирование,
C_{aut} — автономное потребление,
\Delta I_{aut} — изменение автономного инвестирования.

Изменение сбалансированного дохода: \Delta Y_r=Y_r^{\ast\ast}-Y_r^\ast или:

\Delta Y_r=\frac1{1-c}(I_{aut}+C_{aut}+\Delta I_{aut})-\frac1{1-c}(I_{aut}+C_{aut}),

где
\Delta Y_r — изменение национального дохода,
c — предельный уровень потребления,
I_{aut} — автономное инвестирование,
C_{aut} — автономное потребление,
\Delta I_{aut} — изменение автономного инвестирования.

Отсюда следует: \Delta Y_r=\frac1{1-c}(\Delta I_{aut}).

Частное \frac1{1-c} обозначает множитель (m),

Возможно также: \Delta Y_r=m\cdot\Delta I_{aut}.

Увеличение спроса, полученное в результате увеличения доходов, со временем ослабевает и увеличивает текущий доход на все меньшую величину.

Последствия увеличения инвестиций

Увеличение инвестиций приводит к избыточному спросу. Компании решают повысить уровень производства. В соответствии с этим получаются более высокие прибыли, возможно, нанимаются новые работники, а предприниматели могут увеличить доходы домашних хозяйств. Домохозяйства реагируют с задержкой (Y_{(t-1)}) в один период. В результате домохозяйства увеличат свое потребление, и, поскольку речь идет об открытой экономике, часть спроса будет покрываться за счет импорта из-за рубежа. Кроме того, часть денег сохраняется и, таким образом, проникает в цикл дохода. В результате спрос, возникающий в результате увеличения дохода, всегда ниже самого дохода.

Критическая оценка анализа мультипликаторов

Эффекты автономного увеличения инвестиций сводятся к молекулярной формуле. Это просто очень грубое представление об экономических процессах. Это приводит к мнению, что любое увеличение инвестиций влечет за собой увеличение доходов и занятости, а именно многократное (мультипликативное) увеличение стоимости по сравнению с затратами.

Анализ периодов показал бы, что общий эффект наступает только после бесчисленных фаз.

Уровень предельного потребления (c) также является слабым местом этой теории. Его нельзя зафиксировать на постоянном значении, поскольку домохозяйства имеют разный уровень доходов. Домохозяйства с высоким доходом экономят большую часть своего дохода и, следовательно, имеют низкий уровень потребления. Следовательно, классы с более низким доходом имеют сравнительно высокий уровень потребления. Поэтому, эффект мультипликатора зависит от того, какой класс доход меняется при увеличении инвестиций. Также важно то, будет ли проводиться автономный рост расходов в капиталоемких или трудоемких секторах.

В конечном счете, эта модель основана на положении равновесия, которое нарушается процессом умножения и приводит к новой точке равновесия. Особенно экономические реакции часто происходят, когда существует дисбаланс на рынке. Таким образом, результаты расчета вышеприведенных формул подлежат критическому анализу.