Предельный продукт фактора в денежном выражении
Предельный продукт фактора в денежном выражении (Marginal revenue product, MRP) — показатель, определяемый произведением предельного продукта переменного фактора производства (в физическом выражении) и предельного дохода, полученного от продажи дополнительной единицы продукции.
Предельный продукт фактора в денежном выражении для переменного фактора L будет равен:
где
MP_L — предельный продукт фактора L в физическом выражении;
MR_Q — предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции.
Таким образом, предельный продукт фактора в денежном выражении показывает на сколько увеличился общий доход фирмы в результате использования дополнительной единицы переменного фактора при неизменном количестве других факторов.
Следует отметить, что в условиях совершенной конкуренции, когда цена продукции равна предельному доходу фирмы (P\;=\;MR), предельный продукт в денежном выражении для фактора L будет равен:
где
MP_L — предельный продукт фактора L в денежном выражении;
P — цена единицы продукции.
Например, рассмотрим ситуацию на рынке совершенной конкуренции с фирмой по производству мебели, выпускающую стулья. Допустим, что в долгосрочном периоде капитал (K) величина постоянная, а труд (L), т.е. количество нанятых рабочих является переменным фактором. Наступает ситуация, когда фирме необходимо принять на работу нового рабочего, что она и делает. Новый сотрудник производит за смену 12 стульев (MP_L), которые можно реализовать на рынке по цене 800 рублей (P\;=\;MR). Тогда предельный продукт труда в денежном выражении будет следующий: