Несовершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция (Imperfect competition) — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
В отличие от модели рынка совершенной конкуренции, которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни, а только в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике — это рынки несовершенной конкуренции.
Признаки несовершенной конкуренции:
- наличие входных барьеров в отрасль;
- дифференцированность продукции;
- основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;
- возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.
В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т.е. когда MC\;=\;MR) наступит тогда, когда средние издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних издержек:
Примеров рынков несовершенной конкуренции можно привести превеликое множество. К ним можно отнести рынок газированных напитков во главе с компаниями-лидерами Coca-Cola и Pepsi, рынок автомобилей (Toyota, Honda, BMW и др.), рынок бытовой техники и электроники (Samsung, Siemens, Sony) и др.
Существуют такие виды несовершенной конкуренции как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Таблица
Виды рыночных структур несовершенной конкуренции
Виды рынков несовершенной конкуренции | Количество производителей | Степень дифференциации продукции | Степень контроля над ценами | Барьеры для входа на рынок |
---|---|---|---|---|
Монополистическая конкуренция | Большое количество фирм | Разнообразная продукция | Относительно небольшая | Низкие |
Олигополия | Малое количество фирм | Однообразная продукция или с незначительными различиями | Частичная | Высокие |
Монополия | Одна фирма | Однообразная продукция не имеющая субститутов | Полная | Высокие |