Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция (Monopolistic competition) — тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.
Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.
Посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается всех потребителей, как это бывает в условиях совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитает продукцию только данного производителя.
Основные черты монополистической конкуренции:
- наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);
- свободный вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);
- разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
- совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
- влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках;
- потребители считают, что между продуктами конкурентов существуют неценовые различия;
- производители в определенной степени контролируют цену;
- главной целью фирмы является максимизация прибыли;
- каждая фирма тратит значительные суммы на рекламу.
Теория монополистической конкуренции выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды.
Краткосрочное равновесие монополистического конкурента
В коротком периоде в условиях монополистической конкуренции фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены (0{\mathrm P}_1) и объема выпуска (0{\mathrm Q}_1), которая уравнивает предельные издержки (\mathrm{MC}) и предельный доход (\mathrm{MR}), т.е. \mathrm{MC}\;=\;\mathrm{MR}. В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль.
Долгосрочное равновесие монополистического конкурента
Фирма монополистической конкуренции опирается на величину средних общих издержек (\mathrm{AC}), решая, оставаться ли ей в отрасли или уйти с рынка. Таким образом, если фирма постоянно терпит убытки, это означает, что средние общие затраты на производство превышают установленную цену за единицу товара, то она покинет рынок в долгосрочном периоде. Следует отметить, что поскольку монополистический конкурент динамичен в принятии решений, он не способен эффективно распределить ресурсы, что ведет к неэффективности такой фирмы в долгосрочном периоде; на рынке монополистической конкуренции практически невозможно иметь положительную прибыль в долгосрочной перспективе.
«Отцом-основателем» теории монополистической конкуренции является американский экономист Эдвард Гастингс Чемберлин, написавший на эту тему в 1933 году новаторскую книгу «Теория монополистической конкуренции». Английский экономист Джоан Робинсон в этом же году опубликовала книгу «Экономическая теория несовершенной конкуренции» с аналогичной темой. Дальнейшая работа по изучению монополистической конкуренцией была предпринята американскими экономистами Авинаш Дикситом и Джозефом Стиглицом, которые создали модель Диксита-Стиглица, которая стала применяться для использования в областях теории международной торговли, макроэкономики и экономической географии.
Долгосрочные характеристики рынка монополистической конкуренции почти такие же, как у рынка совершенной конкуренции. Различия касаются лишь дифференциации продуктов. Фирма, получающая прибыль в краткосрочном периоде, тем не менее будет безубыточна только в долгосрочном периоде, потому что спрос уменьшится, а средние общие издержки увеличатся. Это означает, что в долгосрочной перспективе монопольно-конкурентная фирма будет получать нулевую экономическую прибыль. Это иллюстрирует степень влияния фирмы на рынок; из-за лояльности к бренду она может повышать цены, не теряя при этом всех своих клиентов. Это означает, что кривая спроса отдельной фирмы имеет нисходящий наклон, в отличие от совершенной конкуренции, которая имеет абсолютно эластичный график спроса.