Генри Лиланд
Генри Лиланд (Henry Leland; 1843 — 1932) — американский инженер и предприниматель. Является основателем двух американских автопроизводителей — Cadillac и Lincoln.
Генри Лиланд родился 16 февраля 1843 года в городке Бартон, штат Вермонт, США. Изучил инженерное дело и механическую обработку, работая на станкостроительном заводе Brown & Sharpe в городе Провиденс, штат Род-Айленд. Также работал на предприятиях, производивших огнестрельное оружие, в частности на заводе Colt. Весь этот опыт в инструментальном производстве, метрологии и промышленном производстве послужил в дальнейшем Лиланду в автомобильной промышленности.
Впоследствии, Лиланд стал поставщиком двигателей для компании Olds Motor Vehicle Company, основанной пионером американской автомобильной промышленности Рэнсомом Олдсом, производившей автомобили под маркой Oldsmobile. Генри Лиланд известен также как изобретатель электрической машинки для стрижки. Он основал компанию Cadillac, которая была куплена компанией General Motors, а также основал компанию Lincoln, впоследствии купленную компанией Ford Motor Company.
В 1902 году Уильям Мерфи, который к тому времени руководил второй компанией Генри Форда Henry Ford Company, ставшей неудачным началом Форда, предложил Генри Лиланду провести оценку компании перед ее ликвидацией. К тому времени Форд уже ушел из компании, чтобы основать свою последнюю, ставшую мировым автогигантом, компанию. Так вот, Лиланд проведя оценку компании для Мерфи, сказал ему и его партнерам, что они делают ошибку, решив ликвидировать компанию. Вместо этого Лиланд посоветовал провести реорганизацию компании и разработать новый автомобиль, укомплектованный одноциллиндровым двигателем, которые Лиланд до этого разработал и поставлял для Oldsmobile. В итоге директора послушали Лиланда и реорганизовали компанию, назвав ее Cadillac. В Cadillac Лиланд применил много современных производственных технологий, которые были в новинку в тогдашней «неоперившейся» автомобильной промышленности, включая использования взаимозаменяемых запасных частей.
Генри Лиланд и Cadillac Osceola, 1905 г.
(фото The Detroit Historical Museum)
Одним из главных достижений Генри Лиланда в Cadillac стал выигранный компанией Трофей Дьюара. Данный трофей, учрежденный членом парламента Великобритании сэром Томасом Р. Дьюаром, вручался автомобилю, в котором было применено лучшее технологическое новшество.
29 июля 1909 года Лиланд продал Cadillac компании General Motors за 4,5 млн. $, но оставался ее руководителем до 1917 года. Совместно с известным американским изобретателем и бизнесменом Чарльзом Кеттерингом, Генри Лиланд разработал электрический пуск автомобиля, или, иными словами, стартер, который выиграл второй Трофей Дьюара в 1913 году. Лиланд решил подтолкнуть Кеттеринга к разработке стартера после того, как его близкий друг погиб когда механически заводил автомобиль при помощи специальной рукоятки для запуска двигателя, которая вылетела и попала прямо в голову.
Генри Лиланд покинул Cadillac, а вместе с ней и General Motors, в результате разногласий с основателем и тогдашним президентом компании Уильямом Дюрантом. В Cadillac поступила заявка на производство двигателей Liberty L-12 для военных самолетов (тогда шла Первая мировая война), но Дюрант отказался так как был пацифистом. Лиланд основал компанию Lincoln Motor Company и получив данный контракт на 10 млн. $ начал производство двигателей. После войны компания была реорганизована и переоборудована для производства автомобилей премиум-класса. Говорят, что прототипом первого двигателя V8 для автомобиля Lincoln послужил авиадвигатель Liberty L-12.
В 1922 году Lincoln Motor Company была признана неплатежеспособной и куплена компанией Форда Ford Motor Company за 8 млн. $, хотя компания была оценена в 16 млн. $. 10 июня 1922 года Генри Лиланд ушел в отстаку. Lincoln и по сей дней является подразделением Ford Motor Company, производящей автомобили премиум-класса.
Американский инженер и предприниматель Генри Лиланд умер 26 марта 1932 года в городе Детройт, штат Мичиган и похоронен на кладбище Woodmere Cemetery.