Генри Форд
Генри Форд (Henry Ford; 30 июля 1863 — 7 апреля 1947) — американский предприниматель и промышленник. Основатель компании по производству автомобилей Ford Motor Company. Он развивал систему массового производства автомобилей, основанного на поточном конвеере, впервые примененного им в автомобильной отрасли. Как владелец Ford Motor Company стал одним из самых богатых и известных людей в мире. В его честь появилось такое политэкономическое учение как фордизм, которое предполагает экономическое развитие путем массового производства недорогих товаров и высоким уровнем заработной платы рабочих.
Родился Генри Форд 30 июля 1863 года на ферме в Гринфилде, штат Мичиган, США. Его отец, Уильям Форд, иммигрировал в США из Ирландии, а мать, Мэри Литогот Форд родилась в Мичигане в семье бельгийских иммигрантов. До 15 лет Генри жил на ферме и учился в школе. В это время у него формируется твердая неприязнь к жизни на ферме и все более проявляется интерес к различным машинным механизмам. Особых успехов в учебе у Форда не проявлялось, но зато его впечатляли различные механические объекты, а в особенности часы. Свои первые часы Форд отремонтировал уже в 13 лет и продолжал их чинить в течении всей жизни для своего удовольствия. Хотя ему не нравилась сельская жизнь, все же в детстве он по настоящему понял важность упорного труда для достижения определенных целей.
В 1879 году, в возрасте 16 лет, Форд уехал в город Детройт, штат Мичиган, США, для работы учеником в механический цех компании Detroit Dry Dock Company, где он работал с 1880 по 1882 год. Компания занималась производством и ремонтом судов. Именно здесь он впервые знакомится с двигателем внутреннего сгорания. Во время своего ученичества он получал 2,5 долл. в неделю, но пансион где он жил обходился ему в 3,5 долл. Чтобы расплачиваться со всеми расходами, Форд подрабатывал ремонтируя часы.
Механический участок Detroit Dry Dock Company, г. Детройт, штат Мичиган, США, 1894 г.
Отец Форда очень хотел, чтобы сын стал фермером и предложил ему 40 акров сельхозугодий для начала своего дела, при условии что Генри уйдет прежней работы механика. Удивительно, но Форд принял предложение своего отца и возвратился в Гринфилд в свою новую ферму. Форд так и не смог заниматься сельским хозяйством, зато вместо этого он построил на территории фермы первоклассную слесарную мастерскую, где изобретал различные механизмы. Его отец был разочарован. В 1888 году Форд решает вернуться в Детройт.
Здесь он устраивается инженером-механиком в компанию Edison Illuminating Company, которая позже стала именоваться как Detroit Edison Company. Проработав 4 года он становится главным инженером компании, что дает ему новые возможности. Он знакомится с руководителем компании Томасом А. Эдисоном, который впоследствии стал одним из его лучших друзей. Во время этого периода он познакомился со статьей в журнале World of Science (Мир науки), где рассказывалось о немецком инженере Николасе Отто, который построил четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. После этого все свободное время и все усилия Форда были брошены на создание легкового автомобиля с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, где в качестве топлива использовалась бы смесь бензина и воздуха, которая сгорая в двигателе превращалась бы в механическую энергию, используемую для самостоятельного движения транспортного средства. И, наконец, в 1896 году в складе, предназначенного для кирпича, в саду своего дома, он построил первый свой автомобиль. Автомобиль представлял собой тележку с колесами от велосипеда, движущийся благодаря двухцилиндровому четырехтактному двигателю, не имеющего ни рессоров, ни тормозов. Автомобиль был назван Thin Lizzie (Худая Лиззи) из-за своего веса (500 фунтов = 227 кг) и простенького вида. Но несмотря на это, изобретение стало переломным для целой эпохи автомобилестроения.
В 1899 году Detroit Edison Company, в которой Форд по-прежнему работал, вынудила его выбрать между работой в компании или своим увлечением автомобилями. Решение Форда было очевидным: он выбрал автомобили. К этому моменту он заработал уже некоторые деньги для начала своего собственного бизнеса, чем он и решил незамедлительно воспользоваться. Форд основал Detroit Automobile Company и начал производить автомобили, которые имели низкое качество и несоизмеримо высокую цену. В итоге компания обанкротилась из-за разногласий со спонсорами. Затем он с теми же акционерами основывают новую компанию Henry Ford Automobile Company которая тоже существует недолго. Из-за разногласий в 1902 году он покинул компанию, которая после его ухода была переименована в Cadillac Automobile Company.
Генри Форд с женой на своем первом автомобиле
Ford Motor Company
Все эти неудачные попытки не сломили Форда. Он задумывал новую идею дешевого автомобиля, которая перевернет всю отрасль, ломая существующий на тот момент стереотип о том, что автомобиль может себе позволить лишь очень богатый человек. Совместно со своим старым приятелем Александром Малкомсоном, дилером угля в Детройте, Форд в 1903 году основывает очередную компанию Ford Motor Company с небольшим уставным каиталом в 28 000 долл., большая часть которых была предоставлена Малкомсоном.
1 октября 1908 года в производство был введен новый автомобиль Ford Model T или Tin Lizzie (Дешевая Лиззи), у которой руль распологался слева. Ланный опыт впоследствии переняли все фирмы производящие автомобили. Автомобиль был прост в управлении, легкий, экономичный и дешевый. С 1909 года Форд решил производить только автомобиль марки Model T. К этому времени он польностью выкупает долю Малкомсона. Автомобиль Форда стоил 850 долл. и красился только в один цвет — черный. В течении четырех лет компания производит более чем 40 000 авто в год. Хороший спрос, благодаря цене, приносил все больше дохода. Компания росла и к 1907 году прибыль составила 1 100 000 долл.
Форд стал инициатором ввода на своем предприятии конвеера, до этого не применявшегося в производстве столь сложного оборудования как автомобиль ни в одной компании. Первоначально для сборки Model T требовалось 14 часов. После введения массового производства посредством конвеера, это цифра сократилась до 1 часа 33 минут, что понизило полную стоимость автомобиля и позволило снизить отпускную цену, что давало преимущества перед конкурентами. Если в 1908 году цена Model T составляла 1 000 долл., то в 1916 году она опустилась до 360 долл. Во время этих преобразований Форд твердо придерживался двух принципов: сокращение общих издержек и повышение заработной платы своих рабочих. В 1914 году он поразил весь индустриальный мир повысив минимальный размер оплаты труда на своем предприятии до 5 долл. в день, почти удвоив среднюю заработную плату. Также была введена 5-ти дневная рабочая неделя с двумя выходными в субботу и воскресенье.
Форд был несгибаемым и консервативным человеком. Он никак не желал вносить какие-либо изменения в конструкцию и дизайн Model T. К 1920-ым годам продажи модели пошли к снижению из=за все более возрастающей конкуренции со стороны других производителей (в основном General Motors), которые стали вводить кредитные программы на покупку своих машин, предлагать автомобили с усовершенствованными техническими особенностями, и, самое главное новшество, предлагались автомобили других цветов, чего не было у Форда, который производил автомобили лишь черного цвета. Несмотря на убеждения своего сына Эдзеля, Форд никак не желал вностить изменения в Model T.
К 1926 году все более ослабевающие продажи Model T убедили наконец Форда разработать новую модель. Он возглавил разработку нового двигателя и остальных узлов модели, а его сын взялся за осуществление нового дизайна. Результатом их трудов стала новая модель Ford Model A, введенная в производство в декабре 1927 года и выпускавшаяся до 1931 года. За этот период было произведено около 4 млн. машин.
Генри Форд, Томас Эдисон и Гарви Файрстоун, 11 февраля 1929 г., г. Форт-Маерс, штат Флорида, США
Годы войны
В 1914 году началась Первая мировая война, против которой Форд активно выступал на политической арене. Он стал осуждать тех, кто финансирует войну и активно боролся против них, пытаясь остановить военные события. В 1915 году пацифист Розаика Швиммер снискал расположение Форда, который согласился финансировать зафрахтованное мирное судно Оскар II в Европу где бушевала война. Он и еще около 170 человек, выступающих против войны, отплыли с мирными целями в Шведцию и Нидерланды, чтобы встретиться с участниками движения за мир.
Во время Великой депрессии Форд выступал против Нового курса Рузвельта. Форд продолжал выступать против и во время Второй мировой войны, полагая что международный бизнес может привести к процветанию и препятствовать войнам.
Нужно отметить, что Форд был ярым антисемитом, несмотря на то, что многие рабочие на его предприятии были темнокожие. В начале 1920-х годов Форд спонсировал еженедельное издание Dearborn Independent (Дирборнский независимый политик), которая периодически печатала антисемитские статьи (в основном против евреев) и просуществовавшая восемь лет, с 1920 по 1927 год, закрывшись после долгих судебных разбирательств. В Германии атисемитские статьи Форда были изданы в четырех сборниках. В письме 1924 года, Генрих Гиммлер описал Форда как «одного из самых ценных и важных наших борцов». Форд — единственный американец, упомянутый в книге Гитлера «Mein Kampf».
Международный бизнес
Философия Форда была построена на принципе важности международного бизнеса, как одного из причин экономического развития. Его завод Ривер-Руж стал самым большим промышленным комплексом в мире, осуществлявшее производство на всех его стадиях, включая собственное производство стали. Одна из целей Форда, которую он достиг, была в наладке производства всех узлов автомобиля на одном предприятии, не прибегая к внешней торговле. Он всячески осуществлял глобальное расширение своей компании, полагая, что международная торговля и сотрудничество приведут к миру во всем мире.
Форд открыл заводы по сборке своих автомобилей в Великобритании и Канаде в 1911 году, став тем самым самым крупным автопроизводителем в этих странах. В 1912 году он начал сотрудничать с президентом FIAT Джанни Аньелли, чтобы начать строить сборочные заводы в Италии. Первые заводы в Германии были построены в 1920-х годах с поддержкой Герберта Гувера, который согласился с теорией Форда о важности международной торговли. В 1920-х Форд также открыл заводы в Австралии, Индии и Франции, а к 1927 году у его компании были филиалы на шести континентах. В 1929 году Форд принял приглашение Сталина, чтобы построить образцовый завод в городе Горьком (Нижний Новгород), ныне Горьковский автомобильный завод. Форд послал в Советский Союз своих инженеров и технический персонал для постройки и наладки производства.
У Ford Motor Company была политика ведения торговли с любой страной у которой были дипломатические отношения с США. К 1932 году компания Форда производила одну треть всех автомобилей в мире. Имидж Форда пронзил европейцев, которые считали что фордизм есть некая американская особенность, присущая американскому производству и представляющая культуру Соединенных Штатов. И сторонники и противники были едины во мнении, что фордизм воплощал американское капиталистическое развитие, и что американская автомобильная промышленность была ключом для понимания экономических и общественных отношений в США. Как сказал один немец: «Автомобили полностью изменили способ жизни американцев, которых теперь уже не представишь без него. Уже трудно представить то, на что походила жизнь до появления Генри Форда».
Последние годы
В 1930-х годах Форд передает право управление компанией своему сыну Эдзелю, но продолжал контролировать большинство его действий из-за недоверия. Когда Эдзель умер в 1943 году, пожилой и больной Форд решил взять управление компанией вновь в свои руки. Из-за все ухудшающегося здоровья Форд в сентябре 1945 года передал бразды правления компанией своему внуку Генри Ford II и ушел в отставку. 7 апреля 1947 года величайший американский предприниматель и промышленник Генри Форд скончался в возрасте 83 лет в Диборне.