Торговые барьеры

Торговые барьеры (Trade barriers) — это меры, которые препятствует обмену товарами и услугами, в частности, торговле между государствами в протекционистском отношении.

Такие протекционистские меры подразделяются на тарифные и нетарифные торговые барьеры.

Тарифные барьеры в торговле

К тарифным (таможенным) торговым барьерам относятся:

  • импортные пошлины;
  • экспортные пошлины;
  • экспортная дотация.

Нетарифные барьеры в торговле

Нетарифные торговые барьеры, не входящие в ЕС, представляют собой меры торговой политики, направленные главным образом на ограничение импорта или стимулирование экспорта отечественных предпринимателей. К ним относятся:

  • технические регламенты;
  • правовые нормы;
  • экспортные ограничения;
  • квоты на импорт;
  • налоги на импорт;
  • запреты на импорт;
  • запреты на экспорт;
  • специальные налоги на импорт;
  • налоговые преимущества;
  • финансовая поддержка отечественных компаний;
  • экологические и социальные стандарты;
  • стандарты качества;
  • правила упаковки и маркировки;
  • определение производителя.

Нетарифные торговые барьеры могут серьезно повлиять на международную торговлю. Устранение этих торговых барьеров и, следовательно, содействие международной торговле требует международного консенсуса в отношении определения и количественной оценки нетарифных торговых барьеров.

Интеграционная политика

Экономической целью интеграционной политики всегда является либерализация торговли между экономиками. Такие организации как ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), ВТО (Всемирная торговая организация) должны принести пользу всем вовлеченным странам.

Первый этап: Зона свободной торговли

Первым этапом интеграции является слияние некоторых стран в зоне свободной торговли (например, ЕАСТ — Европейская ассоциация свободной торговли, НАФТА — Североамериканское соглашение о свободной торговле). Характеристики зоны свободной торговли:

  • урегулирование торговли без торговых барьеров в зоне свободной торговли;
  • внешний протекционизм;
  • различные импортные пошлины стран-членов.

Второй этап: таможенный союз

На втором этапе устанавливаются общие таможенные пошлины, применимые к импорту товаров и услуг из стран, не являющихся членами, в страны-члены. Это называется таможенным союзом. Характеристики (в дополнение к характеристикам зоны свободной торговли) следующие:

  • общие внешние тарифы;
  • общие внешние количественные ограничения.

Третий этап: общий рынок

Следующим шагом интеграции является общий рынок (например, ЕС). Характеризуется особенностями таможенного союза, а также:

  • свободная подвижность факторов (особенно мобильность рабочей силы):
    • обязательное условие: единое правовое основание и трудовое право.

Четвертый этап: единый валютный союз

Другим шагом к интеграции является единый валютный союз (например, Европейский валютный союз). Он подразумевает:

Пятый этап: политический союз

Последний шаг к объединению всех экономических институтов — это объединение в политический союз, в новую конфедерацию государств.

Эффекты протекционистской внешнеторговой политики

Не каждое снижение торговых барьеров повышает эффективность международной торговли. Протекционизм создает как эффекты развития торговли, так и эффекты снижения торговли.

Эффекты, развивающие торговлю

Устранение существующих торговых барьеров открывает рынки внутри таможенного союза и укрепляет внутренний рынок. Этот эффект, развивающий торговлю, всегда возникает, когда через снижение тарифов или другие барьеры внутри региона торгуются дополнительные товары, которые ранее были импортированы из третьих стран.

Эффекты, снижающие торговлю

Усиление таможенных барьеров или других торговых барьеров приведет к закрытию рынков за пределами таможенного союза по отношению к странам-участницам таможенного союза. Таким образом, потенциальная торговля с третьими странами заменяется увеличением торговли между странами-членами Таможенного союза.

Теория второго лучшего

Согласно теории второго лучшего, может быть более выгодно с точки зрения эффективности глобальной торговли отказаться от (частичного) снижения тарифов, если эффекты, развивающие торговлю, перевешивают снижающие торговлю эффекты.

Критика

Всемирная торговая организация (ВТО), которая включает подавляющее большинство всех наций, поставила перед собой задачу либерализации торговли и сокращения торговых барьеров, в конечном итоге создавая состояние глобальной свободной торговли, которое, по их мнению, обеспечит большее благосостояние для всех наций. В результате политики ВТО тарифные барьеры значительно сократились в прошлом, что привело к увеличению числа нетарифных барьеров в относительном выражении, поскольку страны продолжают пытаться использовать протекционизм по ряду причин. В частности, мощные промышленно развитые страны нарушают закон ВТО и занимаются протекционизмом, например, в виде сельскохозяйственных субсидий (включая ЕС).

Протекционисты выступают против либеральной позиции ВТО о том, что торговые барьеры необходимы для защиты и, следовательно, для продвижения собственной экономики, чтобы обеспечить ее существование под жестким конкурентным давлением мирового рынка. Это особенно важно для развивающихся стран, которые имеют (почти) полностью либерализованную экономику, но не смогли придерживаться стратегии интеграции в мировые рынки из-за более слабых собственных рынков, что частично объясняется их слабым промышленным статусом. Различные торговые барьеры еще больше осложнят положение развивающихся стран.

Бывшие развивающиеся страны, такие как Китайская Народная Республика или так называемые государства-тигры (Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань) смогли значительно усилить свою собственную экономику или новые, еще не конкурентоспособные отрасли промышленности благодаря протекционизму до такой степени, что теперь их можно назвать развивающимися или даже промышленно развитыми странами.