Размещение производства
Размещение производства (Plant location) — это процесс принятия решения о размещении предприятия, состоящий из четырех ступеней, таких как выбор страны, выбор региона страны, выбора города и места в городе.
Среди основных факторов, влияющих на принятие решения о размещении, можно выделить следующие:
- Факторы, связанные с рынком. Размещение должно быть осуществлено рядом с потребителем. Магазины рядом с покупателями, производство комплектующих рядом с основным производством.
- Конкуренция. Супермаркеты размещаются на некотором удалении друг от друга, в то время как автодилеры размещаются рядом друг с другом, чтобы иметь возможность привлечь покупателей своих конкурентов.
- Предложение рабочей силы и издержки на рабочую силу. Необходимость большого числа неквалифицированной рабочей силы для производства требует размещения предприятия в районах с избытком рабочей силы такого рода. Потребность в высококвалифицированной рабочей силе, наоборот, требует расположения предприятия в районах, имеющих большое количество высших учебных заведений.
- Транспортировка. Большинство фирм располагаются вблизи от источников сырья. Производства, связанные со скоропортящимся товаром, располагаются недалеко от транспортных коммуникаций. С другой стороны, если предприятие тесно не связано с поставщиками, основным фактором является скорейшая доставка продукции потребителю.
- Предложение сырья и материалов. Большинство предприятий тесно связаны с источниками сырья. Например, алюминиевое производство требует большого количества электроэнергии. В связи с этим алюминиевые заводы располагаются недалеко от электростанций.
- Налогообложение и регулирование местными органами власти. Налогообложение может колебаться от страны к стране, от района к району, от города к городу. Местные условия ценообразования и налогообложения оказывают немалое влияние на принятие решения о размещении.
- Окружающая атмосфера. Некоторые предприятия могут развиваться только в подходящей атмосфере. Например, рекламным агентствам необходима динамичная жизнь больших городов, в то время как некоторые предприятия лучше формируются в пригородах.
Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. - Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко. - М.: Лазурь, 1994.