Метод проблем и альтернатив

Метод проблем и альтернатив (Problems and opportunities approach) — это один из методов менеджмента, в результате которого внимание менеджера в первую очередь фокусируется на выяснение имеющихся проблем фирмы, их решении и нахождение альтернатив.

В данном случае, все, что в той или иной степени мешает достижению поставленных целей, является явной проблемой, а все, что помогает достичь какой-либо цели — альтернативой. Процесс выяснения проблем и нахождения альтернатив осуществляется на всех стадиях менеджмента — планирования, организации, руководства и контроля.

Выяснение проблем

Выяснение проблем — первое звено в цепи разрешения проблем и нахождения альтернативных путей достижения целей фирмы. Основным правилом для менеджера является обнаружение проблем еще до того, как они обнаружат его.

Наиболее общими путями достижения этого является:

  1. Сравнение существующего положения дел с предшествующим. Упали ли продажи? Повысились ли издержки? Как много рабочих покинули предприятие за прошедшие недели? Возросла ли производительность?
  2. Сравнение существующего положения с планировавшимся. Это является функцией контроля.
  3. Нахождение в курсе того, что говорится вне стен вашего предприятия. Это наилучший способ выяснения проблем, с которыми сталкивается ваше предприятие. Именно поэтому лучшие менеджеры проводят так много времени в общении с потребителями. Другой причиной для большего внимания к происходящему вне стен предприятия является тот факт, что не всегда ваши подчиненные передадут вам плохие известия.
  4. Необходимость постоянного наблюдения за конкурентами.

Решение проблем

Решение проблем — основное звено в цепи, состоящей из выяснения проблем, их решения и нахождения альтернативных решений.

Основные правила решения проблем заключаются в следующем:

  1. Отбирайте только те проблемы, которые кроме вас никто решить не может. Если проблема проста и обыденна, направьте ее подчиненным. Менее часто проблему можно направить начальству.
  2. Анализируйте проблему. Определите, как проблема соотносится с целями организации. Определите размер проблемы.
  3. Определите альтернативные решения. Помните, первая идея не всегда бывает самой лучшей.
  4. Оцените и проверьте возможные решения. Как отнесутся конкуренты к вашему решению? Снижение цен, например, вряд ли будет восприниматься отрицательно потребителями, в то же время антитрестовское законодательство в некоторых случаях может отнести снижение цен к незаконным действиям. Как увязано решение с коллективным договором?
  5. Оцените оставшиеся альтернативы. Удостоверьтесь, что стандарты соответствуют вашим целям.
  6. Решайте, выполняйте и доводите до конца. Приняв решение, действуйте. Если выбранный вами подход не решил проблему, начинайте сначала, с другой альтернативы.
Цикл процесса решения проблем

Цикл процесса решения проблем

Нахождение альтернатив

Нахождение альтернатив — самое сложное звено в процессе обнаружения имеющихся проблем и их решения. Способность находить альтернативные решения отличает просто результативный менеджмент от эффективного. Для нахождения альтернатив полезно тесное общение с потребителем. Необходимо также учитывать, что могут существовать факторы, превращающие альтернативное решение в проблему. Необходимо оценивать альтернативные решения с точки зрения стратегических планов организации. Некоторые альтернативные решения могут увести в сторону от вашего бизнеса. Важно также помнить, что то, что кажется вначале проблемой, может оказаться для вас счастливой возможностью.

Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. - Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко. - М.: Лазурь, 1994.