Индекс Герфиндаля
Индекс Герфиндаля (Herfindahl index) (H) — индекс для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли, который показывает степень концентрации рынка, или, другими словами, уровень влияния на рынке одной или нескольких фирм. Для n фирм индекс будет рассчитываться следующим образом:
где
H – индекс Герфиндаля;
S_1,\;S_2,\;\dots,\;S_n – доли фирм на рынке (%), определяется отношением объема поставок фирмы к объему всего рынка.
Например, если продажи товара осуществляют четыре фирмы с долями на рынке в 60%, 20%, 10% и 10% соответственно, то индекс Герфиндаля будет следующий: H = 3600 + 400 + 100 + 100 = 4200.
При чистой монополии (одна фирма т.е. n = 1), индекс Герфиндаля будет следующий: H = 1002 = 10000 т.к. степень концентрации этой фирмы будет равен 100% (S1 = 100%).
При дуополии, когда на рынке действуют две фирмы (n = 2) и их рыночные доли равны (S1 = 50%, S2 = 50%), то индекс Герфиндаля будет следующий: H = 502 + 502 = 2500 + 2500 = 5000.
При совершенной конкуренции, когда на рынке действуют, например, 100 фирм (n = 100) с долями на рынке в 1% каждая (S1 = 1%, S2 = 1%, ..., S100 = 1%), то индекс Герфиндаля будет равен: H = 112 + 122 + … + 11002 = 100.