Притчи Бастиа

Притчи Бастиа — примеры-притчи французского либерального экономиста XIX века Фредерика Бастиа, поясняющие его работы и взгляды, и вошедшие в учебный аппарат современных курсов экономики.

Притча о железной дороге

Впервые изложена в «Экономических софизмах» (1845).

Постройка железной дороги между двумя странами облегчает проникновение конкурентоспособных продуктов из-за рубежа, и в итоге снижает цены. Потребители, бесспорно, выигрывают. Производители — требуют ограничения внешней торговли, например, в виде таможенных пошлин. Государство идёт им на встречу, так что в итоге уровень цен поднимается — как минимум, до уровня «до железных дорог».

С точки зрения потребителя, постройка дороги никак не облегчила его жизнь. Потребитель вправе спросить — а зачем она вообще нужна?

С точки зрения государства, постройка дороги — благо, так как все экономические выгоды через выплату пошлин легли в казну.

С точки зрения местного производителя, просто введение пошлин было недостаточным. Неплохо было бы устроить «железную дорогу наоборот», ввести абсолютно непреодолимые барьеры для иностранных товаров, и отказать потребителю в каком-либо праве выбора.

Парадокс разбитого окна

Впервые изложена в памфлете «Что видно и чего не видно» (1850).

Мальчик разбил окно в булочной. Булочнику пришлось нанять стекольщика. Уничтожение ценностей породило спрос на услуги стекольщика. Это то, что видно каждому стороннему наблюдателю — стекольщик стал богаче.

Однако если рассматривать систему в более широком виде, то те деньги, что булочник потратил на новое стекло он не смог потратить иным способом — например на новые сапоги. Сапожник, оставшийся без денег - это то, чего не видно.

Если взять систему в целом, то при неразбитом стекле у булочника были бы и стекло, и сапоги, а в случае разбитого — только стекло. Таким образом, общество в целом потеряло стоимость стекла, что и является невидимым результатом любого разрушения.

В реальной жизни роль мальчика выполняет государство (поскольку запрещение равно разрушению), а стекольщика — группы предпринимателей, влияющих на государственную политику.

Википедия