Микроэкономика как раздел экономической теории
Нобелевский лауреат по экономике М. Алле отмечал, что роль науки состоит в том, чтобы упростить и отобрать факты, свести их к значимым данным и найти между ними существенную зависимость. Всякая наука, по его мнению, — это компромисс между стремлением к простоте и стремлением к сходству. Это предполагает моделирование сложных и многообразных явлений действительности. Эти модели не должны быть ни слишком упрощенными, ни слишком сложными.
Микроэкономику как науку или как раздел экономической теории и можно рассматривать как общую модель рынка, включающую в себя частные модели: модель потребительского поведения, модель поведения фирмы, модель ценообразования, модель монополистической конкуренции и т.п. Микроэкономика изучает, анализирует рынок, обобщая то типичное, что ему свойственно. В основных своих чертах данная теория (модель рынка) сложилась более ста лет назад и ее истинность подтверждена более чем вековой практикой.
Рынок существует везде, где продавцы и покупатели вступают в отношения друг с другом. И все попытки искоренить рынок никогда и нигде не достигли цели. Но рынок рынку рознь. Современный рынок — это не просто общественный механизм производства и распределения ресурсов и продуктов посредством обмена. Он предполагает взаимодействие между релевантными продавцами и покупателями, то есть такими субъектами рыночных отношений, которые способны воспринимать запросы и требования каждого субъекта и адекватно реагировать на них.
Иначе говоря, продавцы производят не то, что им выгодно и проще производить, а то, что требует покупатель.
С другой стороны, покупатели готовы к разумному компромиссу, то есть к учету не только своих интересов, но и интересов производителей. Плановая экономика, не исключавшая полностью отношений купли-продажи, не обладала такими релевантными субъектами.
Основные решения в рыночной экономике принимаются покупателями и продавцами. Покупатели различаются по полу, возрасту, доходам, вкусам и по многим другим критериям. Производители (фирмы) различаются по размерам, структуре, отраслевой принадлежности, по типу рынка, на котором они действуют, по качеству менеджмента и т.д. Микроэкономическая теория изучает поведение репрезентативного покупателя и репрезентативной фирмы. Под репрезентативностью понимается типичность, представительность, характерность, то есть соответствие модели собирательному образу изучаемого объекта. При этом мы исходим из того, что репрезентативный покупатель стремится к максимизации собственного благосостояния, а следовательно, к получению максимальной индивидуальной выгоды от своих расходов. Репрезентативная же фирма стремится к максимизации своей прибыли, то есть к получению наибольшей прибыли при минимальных затратах.
Изучая взаимодействия между потребителями (домохозяйствами), одновременно являющимися и продавцами ресурсов, и фирмами, перерабатывающими ресурсы в готовые продукты, мы выходим едва ли не на важнейшую проблему экономической науки, на проблему ценообразования и распределения доходов.
В истории экономической науки, относящейся к микроэкономике, можно выделить два подхода. Один подход в анализе делает упор на неравенство, несправедливость или справедливость в распределении доходов и ресурсов, на нестабильность системы. Так рождается мрачная наука. Другой подход — на эффективность системы, на возможность повышения благосостояния всех, на естественность системы. Такой подход можно назвать оптимистическим. Он преобладает в современном микроэкономическом анализе. Этот анализ преимущественно является равновесным, а информация, на основе которой рыночные агенты принимают решения, — симметричной. О проблемах рыночного неравновесия, асимметричности информации, риска и страхования даются лишь начальные сведения.
Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.