Чупров Александр Иванович

российский экономист Чупров Александр Иванович

Александр Иванович Чупров (6 (18) февраля 1842, Мосальск Калужской губернии — 24 февраля (8 марта) 1908) — российский учёный-экономист, статистик, общественный деятель. Член-корреспондент Петербургской АН.

Закончил духовную семинарию, обучался в духовной академии, откуда перешёл на юридический факультет Императорского Московского университета, по окончании (1866) — стипендиат кафедры политической экономии и статистики. После завершения зарубежной командировки вёл курсы политической экономии (с 1874 г.) и статистики (с 1876 г.). Магистерская диссертация «Железнодорожное хозяйство. Его экономические особенности и его отношение к интересам страны» (1875), докторская диссертация «Условия, определяющие движение и сборы по железным дорогам, валовой доход и его факторы. Количество товарных грузов», где выдвинул план выкупа частных железных дорог государством.

В качестве специалиста работал в комиссии гр. Баранова по исследованию железнодорожного хозяйства России; в комиссии В. К. Плеве по исследованию причин падения цен на сельскохозяйственные продукты (работа «Упорядочение тарифов по перевозке хлебных грузов» (1889), в соавт. с М. И. Мусницким).

Организатор Московского Общества распространения технических знаний (1868). Активный участник съездов по техническому и профессиональному образованию. Деятель земского движения, сторонник развития земских профессиональных школ. Председатель статистического отделения Московского юридического общества (1883), ставшего центром земских статистиков. Один из организаторов переписи Москвы (1882).

Выйдя в отставку проживал за границей, главным образом в Мюнхене.

Научные достижения

Экономика железнодорожного транспорта, промышленности, сельскохозяйственная конъюнктура. Разделял взгляды исторической и этической школ политической экономии, (частично) научного социализма.

Сыграл важную роль в формировании отечественной концепции профессионально-технического образования. Провёл исследования в области экономической эффективности профессионального обучения и грамотности и их влияния на производительность труда.

Одним из его известнейших учеников был художник В. В. Кандинский, который оценивал Александра Ивановича как «высоко одарённого ученого и одного из редчайших людей, каких я встречал в жизни».

Научные труды

  • Железнодорожное хозяйство. Его экономические особенности и его отношение к интересам страны. 1875;
  • Условия, определяющие движение и сборы по железным дорогам, валовой доход и его факторы. Количество товарных грузов;
  • О характере и причинах современного промышленного кризиса в Западной Европе (речь на торжественном собрании Московского университета 12 января 1889 г.);
  • Демография на лондонском гигиеническом конгрессе («Юридический Вестник», 1892, № 2);
  • Характеристика Москвы по переписи 1882 г.
  • Товарные склады и их значение в виду американской конкуренции (доклад торгово-промышленному съезду, 1882);
  • История политической экономии (1892);
  • Об экономическом значении образовательных и воспитательных учреждений для рабочего класса. 1898;
  • Влияние урожаев и хлебных цен на некоторые стороны русского народного хозяйства (ред. совм. с А. С. Посниковым).

  • Википедия