Тема 9. Абсолютная монополия
9.1. Рыночная монополия: источники и виды
Абсолютная монополия - рыночная структура, в которой есть один продавец, реализующий уникальный товар, а вход в отрасль заблокирован.
Барьеры: патенты, лицензии, собственные барьеры (снижение цены, рекламная кампания).
Условия монопольной власти:
- патенты, лицензии, другие исключительные права, например, на услуги почтовой связи, на производство опасных товаров и веществ, права на деятельность в сфере коммунального хозяйства и торговли, авторские права;
- положительный эффект масштаба производства позволяет фирме удовлетворять весь рыночный спрос с минимальными средними издержками;
- контроль над факторами производства в отрасли;
- нечестная конкуренция позволяет некоторым фирмам занимать монопольное положение на рынке в результате сговора, подкупа чиновников и других незаконных действий;
- предпочтения потребителей: если потребители выбирают, например, определённую торговую марку или бренд, и спрос на них является постоянным.
Виды монополий
В зависимости от источников формирования монопольной власти выделяют несколько видов монополии: закрытую, открытую, естественную монополию, монопсонию и двустороннюю монополию.
Закрытая монополия - наиболее устойчивая форма монопольной власти; когда законодательство защищает фирму от конкуренции.
При этом исключительные права фирмы на увеличение цен и прибыли ограничены.
Открытая монополия - фирма, продающая уникальный продукт или новую технологию, не имеющая при этом патентов. Поэтому такой вид монополии имеет временные рамки.
Естественная монополия - фирма, предоставляющая на рынок продукт с минимальными средними издержками. Деятельность естественных монополий контролируется государством.
Монопсония - это рыночная структура, для которой характерна концентрация монопольной власти у покупателя. Возникает в случае, когда рынок представлен единственным покупателем.
Монопсония характерна для рынка труда при условии единственности работодателя.
Двусторонняя монополия существует при условии, что продавец-монополист, а покупатель-монопсонист. Покупатель будет стремиться снизить цену на рынке, стороны будут вести переговоры и договариваться о цене и объёме купли-продажи.
9.2. Предложение в условиях монопольной власти
Предложение монополиста в краткосрочном периоде
Поскольку при монополии единственная фирма обеспечивает весь отраслевой спрос, линия спроса фирмы - это кривая рыночного спроса.
В отличие от спроса при совершенной конкуренции, спрос на продукт монополиста не является абсолютно эластичным. Кривая его средней выручки совпадает с кривой рыночных цен (рыночного спроса).
Предельная выручка MR не равна цене P, как это рассматривалось при совершенной конкуренции, так как монополист способен влиять на рыночную цену.
Доход фирмы: за 1 ед. - 800 руб.; 2 ед. - 1400 руб. (700 · 2); 3 ед. - 1800 руб. (600 · 3); 4 ед. - 2000 руб. (500 · 4). Соответственно, предельный доход составит 1 ед. - 800 руб.; 2 ед. - 600 руб. (1400 - 800); 3 ед. - 400 руб. (1800 - 1400); 4 ед. - 200 руб. (2000 - 1800) (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Цена и предельный доход фирмы-монополиста
Рис. 9.2. Взаимосвязь между кривой предельной выручки MR монополиста и кривой общей выручки TR
Когда совокупный доход растёт, предельный доход положительный (MR > 0).
Когда совокупный доход максимальный, предельный доход равен нулю (MR = 0).
Когда совокупный доход снижается, предельный доход становится отрицательным (MR < 0) (рис. 9.2).
В области эластичного спроса TR увеличивается, а (MR > 0). При достижении TR максимума (MR = 0). В области неэластичного спроса TR снижается, (MR < 0).
Когда монополист решает, сколько производить, он косвенно определяет и цену. Нисходящая кривая спроса означает, что монополист относится к ценовым лидерам.
Монополист предпочитает эластичный участок кривой спроса, так как в неэластичной области он может увеличить TR и уменьшить TC, только сокращая выпуск продукции.
Максимизация прибыли монополистом
Монополист будет максимизировать прибыль при условии MR = MC, что при спросе на продукцию монополиста {D_m} даст цену {P_m}. В краткосрочном периоде монополист осуществляет предложение до тех пор, пока имеет место некоторое превышение цены над средними переменными издержками AVC. Для фирмы-монополиста это означает, что при кривой спроса {D_1}, расположенной ниже кривой средних переменных издержек, не существует оптимального объема выпуска.
Монопольная прибыль будет равна PR = ({P_m} - ATC) \cdot {Q_m} - заштрихованный прямоугольник (рис. 9.3).
Рис. 9.3. Выпуск, цена и прибыль монополиста в краткосрочном периоде
Так как кривая предельной выручки монополиста располагается ниже кривой спроса {D_m}, то:
- назначаемая монополистом цена превышает значения предельных издержек производства для любого объема предложения, что свидетельствует о реализации рыночной власти;
- выбираемый им объём выпуска меньше оптимального, что свидетельствует о неэффективности производства.
Рис. 9.4. Цена и объём продукции при монополии и совершенной конкуренции
Таким образом, монопольная цена {P_m} за единицу продукции выше конкурентной {P_c}, а объем предложения монополиста {Q_m} меньше конкурентного предложения {Q_c} (рис. 9.4).
Нужно избегать неправильного понимания монопольной власти, поскольку при условии снижающегося спроса монополист вынужден снижать цену (рис. 9.5). Прибыль при этом не будет монопольно высокой.
Рис. 9.5. Убытки монополиста в связи с уменьшением спроса
Кроме того, деятельность монополий контролируется Федеральной антимонопольной службой.
Чтобы сохранить высокие барьеры проникновения в отрасль и, следовательно, свое монопольное положение, монополист вынужден ограничивать цены на продукцию. Есть ограничения и со стороны спроса, обусловленные переходом потребителя к товарам - заменителям.
Монополия и эластичность спроса
Эластичность спроса на продукцию влияет на цену, установленную монополистом:
9.3. Ценовая дискриминация
Понятие «ценовая дискриминация» была впервые применена А. Пигу в 1920 г.
Существуют три вида ценовой дискриминации:
- совершенная, когда продукция продаётся по цене, которую готов заплатить потребитель;
- ценовая дискриминация в зависимости от количества купленных товаров, при этом зависимость между доходом монополиста и объёмом проданной продукции нелинейная. Пример - скидки на товар в зависимости от объёма покупки;
- ценовая дискриминация, если один и тот же продукт реализуется более чем по одной цене.
Пример. Авиалинии устанавливают высокие тарифы для бизнесменов, чей спрос неэластичен, и низкие - для путешественников, чей спрос эластичен.
Ценовая дискриминация при этом осуществима, когда реализуются три условия:
- монопольная власть;
- деление потребителей по эластичности спроса на продукцию;
- невозможность перепродажи: первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.
9.4. Модели антимонопольного регулирования
Основу американской модели представляют три нормативно-правовых акта США:
- Закон Шермана (закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий 1890 г.).
- Закон «О федеральной торговой комиссии» 1914 г. (в частности, обязательна межштатная торговля).
- Закон Клейтона (объявляет незаконными ценовую дискриминацию, если это ограничивает конкуренцию или является тенденцией для образования монополий).
Европейская модель предполагает контроль за монополиями в целях недопущения ими злоупотреблений своим господствующим положением на рынке.
Российская модель тяготеет к европейской модели.
Основу антимонопольного законодательства России составляют: Конституция РФ, изданные в соответствии с ними федеральные законы, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.
Специфика антимонопольной политики России:
- использование выгод крупномасштабной экономики;
- нейтрализация негативных последствий, связанных с ослаблением конкуренции;
- сохранение некоторых видов монополий при обеспечении их государственного регулирования (в частности, денежно-эмиссионной деятельности; экспорта, импорта отдельных товаров; производства и сбыта алкогольной продукции);
- контроль деятельности естественных монополий при использовании следующих методов:
- ценового регулирования;
- выявления потребителей, нуждающихся в обязательном обслуживании;
- установления минимального уровня обеспечения потребности товаром в случае, если невозможно удовлетворить данную потребность в полном объёме.
Кунцман, М.В. Микроэкономика: курс лекций / М.В. Кунцман. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МАДИ, 2015.