Тема 8. Предложение фирмы и отрасли в условиях совершенной конкуренции
8.1. Спрос и предложение совершенно-конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Совершенно-конкурентная фирма - фирма, для которой характерны следующие черты:
- фирма обладает маленькой долей рынка;
- фирма не влияет на рыночную цену;
- отсутствие стратегического взаимодействия.
Поскольку продукт фирмы при совершенной конкуренции стандартизированный, спрос абсолютно эластичен, а кривая спроса параллельна оси абсцисс (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Рыночный спрос и спрос на продукцию фирмы при совершенной конкуренции: а - для рынка; б - для фирмы
Фирма не сможет продавать продукт по цене выше равновесной рыночной, но может продать любое количество (в рамках имеющихся у фирмы производственных мощностей) продукта по этой цене.
Для совершенно-конкурентной фирмы рыночная цена продукта задается рынком (P = const).
где A{R_f} - средняя выручка.
Предельная выручка
Таким образом, средняя и предельная выручка равны рыночной цене.
Условие максимизации прибыли при совершенной конкуренции:
Совокупная прибыль будет равна PR = ({P^*} - AC) \cdot {Q_f}.
Объём предложения фирмы при совершенной конкуренции зависит от уровня цены.
Фирма может работать при совершенной конкуренции, максимизируя прибыль; в условиях самоокупаемости; минимизируя убытки.
1. Максимизация прибыли.
Рис. 8.2. Максимизация прибыли при совершенной конкуренции
Фирма на рынке совершенной конкуренции будет максимизировать прибыль PR = (P - ATC){q_1} при цене {P_1} (заштрихованный прямоугольник на рис. 8.2).
При этом средние общие издержки не являются минимальными.
Максимизация прибыли бывает при условии MR = MC. Следовательно, пока MR > MC, общая прибыль будет увеличиваться, фирме выгодно увеличивать предложение.
2. Самоокупаемость.
Если цена на рынке уменьшится до уровня AT{C_{\min }}, фирма будет работать в условиях самоокупаемости (рис. 8.3), не получая экономической прибыли.
Рис. 8.3. Фирма на рынке совершенной конкуренции в условиях самоокупаемости
3. Минимизация убытков.
Если цена на рынке уменьшится до уровня ниже AT{C_{\min }}, фирма будет продолжать работать, минимизируя убытки (рис. 8.4).
Рис. 8.4. Работа фирмы в условиях минимизации убытков
4. Прекращение деятельности.
Если цена на рынке уменьшится до уровня AVC, фирма прекратит свою работу (рис. 8.5). При этом фирма будет нести убытки в размере FC.
Таким образом, фирма на рынке совершенной конкуренции производит продукцию при цене больше AVC.
Кривая предельных издержек включает точки оптимального выпуска, поэтому верхняя часть кривой MC от точки пересечения с AT{C_{\min }} будет линией предложения фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном периоде (рис. 8.6).
Рис. 8.5. Прекращение деятельности
Рис. 8.6. Кривая предложения фирмы при совершенной конкуренции
8.2. Поведение совершенно-конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
В долгосрочном периоде фирма на совершенно-конкурентном рынке может успеть поменять все ресурсы и даже уйти из отраслевого рынка, а другие фирмы могут войти на рынок, чем и определяется механизм установления долгосрочного рыночного равновесия.
В случае смещения увеличения спроса с D до {D_1}, а следовательно и рыночной цены до {P_1}, фирма увеличит своё предложение до {q_1} (рис. 8.7).
Цена превышает средние издержки в долгосрочном периоде ({P_1} > LRAC), следовательно, фирмы на совершенно-конкурентном рынке будут получать прибыль. Это привлечет в отрасль новые фирмы, что выразится в увеличении предложения.
При увеличении предложения до {S_1} цена станет меньше LRA{C_{\min }} (равной {P_3}).
Для некоторых фирм производство станет убыточным, и они уйдут с отраслевого рынка. Следствием этого станет рост рыночного предложения до {S_2}, что даст равновесную цену {P_2}. Связанные с изменениями рыночной цены сдвиги предложения в конечном счете приведут к равновесной цене {P^*} и равновесному объёму {Q^*}.
Если {P^*} = LRAC, то PR = ({P^*} - LRAC){q^*} = 0.
Рис. 8.7. Долгосрочное равновесие совершенно-конкурентных отрасли фирмы: а - отраслевой рынок; б - фирма
При отсутствии прибыли новые фирмы не будут вступать в эту отрасль, в то же время фирмы в данной отрасли, работающие с издержками не больше минимальных, останутся работать. Это означает долгосрочное равновесие в отрасли.
Линия предложения совершенно-конкурентной фирмы в долгосрочном периоде - это часть линии MC выше пересечения с кривой долгосрочных средних издержек LRAC (рис. 8.7).
В долгосрочном периоде фирмы, действующие в условиях совершенной конкуренции, производят товары с минимальными LRAC и не получают экономической прибыли (но получают бухгалтерскую прибыль).
Новые фирмы могут входить в отрасль при нулевой экономической прибыли по нескольким причинам:
- стремление получить высокую прибыль в краткосрочном периоде;
- различие в реальных издержках;
- трудность установления долгосрочного равновесия;
- наличие бухгалтерской прибыли.
8.3. Экономическая эффективность совершенно-конкурентных рынков
Эффективное производство - это производство продукции при полном использовании и рациональном распределении факторов производства.
Эффективное распределение факторов производства будет при условии MC = P, так как издержки на последнюю единицу продукции равны цене.
Полное и эффективное использование факторов производства будет при условии производства с минимальными издержками.
Таким образом, показателем экономической эффективности совершенно-конкурентных рынков является уровень долгосрочных средних издержек (LRAC). В долгосрочном периоде фирмы работают с минимальными средними издержками (LRA{C_{\min }}).
Равновесие в долгосрочном периоде будет выглядеть как
Совершенно-конкурентный рынок является экономически эффективным.
Есть ограничения экономической эффективности совершенноконкурентных рынков:
- указанная эффективность достижима только при условии полной стандартизации продукции, а это не только ведет к сужению товарного ассортимента, а значит и к снижению благосостояния потребителей, но и противоречит условию рационального распределения ресурсов;
- функционируя при нулевой экономической прибыли, фирмы оказываются лишенными источника развития, что становится препятствием на пути НТП.
Кунцман, М.В. Микроэкономика: курс лекций / М.В. Кунцман. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МАДИ, 2015.