Тема 7. Предприятия. Фирмы. Рынки
7.1. Понятие предприятия, фирмы
Предприятие - производственно-технический комплекс, используемый для производства товаров и оказания услуг в любой отрасли экономики.
Производство товаров и услуг на предприятиях может быть с образованием юридического лица и без него.
Юридическое лицо - фирма, имеющая в собственности или управлении имущество, которым несёт ответственность; имеет право быть ответчиком и истцом в суде.
Предприятие осуществляет свою деятельность в условиях внутренней и внешней среды.
Внутренняя среда - сочетание факторов производства, структура предприятия.
Внешняя среда - все организации, оказывающие на предприятие воздействие извне: кредитные организации, государственные организации, организации - конкуренты, покупатели, поставщики.
Факторы внешней среды бывают прямого действия и косвенного.
Факторы прямого действия - то, что воздействует на производственный процесс: покупатели, государство, поставщики.
Факторы косвенного воздействия - это состояние экономики, политическая и социокультурная среда, НТП.
Существуют несколько экономических теорий фирмы:
- эволюционная, трактующая развитие фирмы под действием факторов внутренней и внешней среды. Решения фирмы зависят от ситуации на рынке и накопленного опыта.
Проблемы «работодателя - агента» могут быть при условии использования «агентом» информации фирмы в ущерб «работодателя». Поэтому фирмы создают условия стимулирования «агентов» для того, чтобы избежать возрастания расходов фирмы; - институциональная: фирма - это образование, позволяющее оптимизировать соотношение транзакционных издержек с расходами по координации деятельности собственников факторов производства;
- неоклассическая: целью деятельности любого предприятия является максимизация прибыли и минимизация издержек; любое производство продукции можно описать с помощью производственной функции. Объём масштаба производства влияет на размер предприятия.
7.2. Типы фирм
Предпринимательская (индивидуальная) фирма - фирма, которая принадлежит одному владельцу, который управляет фирмой и целью производства которого является максимизация прибыли.
Корпорация - фирма со сложной организационной структурой, целями которой являются увеличение доли рынка, увеличение прибыли.
Самоуправляющаяся фирма (партнерство) - это образование, принадлежащее коллективу (двум и более лицам) работников. Цель такой фирмы - максимизация трудового дохода, сохранение занятости.
Государственная фирма - это фирма, где все решения принимают государственные органы.
Государственная фирма - некоммерческое образование, целевые ориентиры которого устанавливаются государством и создаются продукты, имеющие общественную выгоду.
Директорская фирма - фирма, которой управляют и принимают решения менеджеры. Соответственно стремлением такой фирмы является максимизация прибыли управляющего, что увеличивает издержки. Цели: максимизация выручки, экономический рост, выживание в долгосрочной перспективе.
7.3. Признаки, влияющие на структурирование предприятий, фирм
1. Концентрация производства предполагает создание крупных предприятий с замкнутым производственным циклом, в которых сосредоточены разнообразные виды производств, применяется множество разных технологий.
Концентрация производства позволяет в пределах одного предприятия осуществить вертикальную интеграцию, т.е. объединить операции по обработке сырья, материалов, производству полуфабрикатов, сборке и выпуску готовой продукции.
Положительные стороны концентрации производства:
- относительная независимость крупных производственных единиц от смежников;
- сосредоточенность производства в одном месте;
- сокращение транспортных затрат.
2. Специализация производства предполагает выделение отдельных видов производств, их обособление по признакам производимых деталей, узлов и применяемых технологий.
Чаще всего специализированные предприятия менее масштабны, сосредоточены на узком профиле деятельности.
Положительные стороны специализации производства:
- кооперация специализированных предприятий;
- апробирование достижений НТП;
- рост взаимозависимости предприятий.
3. Диверсификация производства предполагает расширение многих производств и, соответственно, расширение ассортимента производимой продукции.
7.4. Выручка и прибыль
Выручка - это доход фирмы, зависящий от объёма продукции, проданной на рынке, и от цены этой продукции.
Рыночная цена - функция спроса, поэтому линия спроса - график среднего дохода фирмы (AR):
Умножив количество проданной продукции на цену, получим величину общей выручки TR:
Предельная выручка MR составит
Если спрос эластичный, MR > 0, TR увеличивается;
если спрос неэластичный, MR < 0, TR уменьшается.
в случае линейного спроса MR = 0, а общий доход (TR) максимален (рис. 7.1).
Общая прибыль равна разнице между общим доходом и общими издержками:
Рис. 7.1. Кривые общей, средней и предельной выручки
7.5. Принцип максимизации прибыли
Существуют два принципа максимизации прибыли.
1. Сопоставляются общий доход и общие издержки.
Максимум прибыли получается при условии, когда следующая проданная единица товара не даст прироста прибыли, т.е. PR = \max при \Delta PR/\Delta Q = 0.
Если из общего дохода вычесть общие издержки, получим прибыль:
Рис. 7.2. Максимизация прибыли
Так как \Delta PR/\Delta Q = 0, то \Delta TR/\Delta Q = \Delta TC/\Delta Q.
(\Delta TR/\Delta Q) - угловой коэффициент линии общего дохода равен (\Delta TC/\Delta Q) - угловому коэффициенту линии общих издержек.
Таким образом, максимальная прибыль будет достигнута при достижении объёма производства при условии равенства угловых коэффициентов графиков общего дохода и общих издержек.
2. Сопоставляются предельный доход и предельные издержки.
Так как \Delta PR/\Delta Q = \Delta TR/\Delta Q - \Delta TC/\Delta Q, то прибыль будет максимальной при условии \Delta PR/\Delta Q = 0, \Delta TR/\Delta Q = \Delta TC/\Delta Q или MR = MC (рис. 7.2).
7.6. Понятие рыночной структуры и рыночной власти
Отрасль - это совокупность предприятий, выпускающих взаимозаменяемую продукцию, необходимую для удовлетворения одной и той же потребности.
Рыночная структура - это совокупность признаков организации рынка, включая методы установления рыночной цены и объёма производства и определяющих наличие стратегического поведения фирм.
Факторами, определяющими тип рыночной структуры, являются:
- эффект масштаба производства,
- вертикальная интеграция (т.е. объединение операций по обработке сырья, материалов, производству полуфабрикатов, сборке и выпуску готовой продукции) и
- политика государства.
Наличие в отрасли существенного положительного эффекта масштаба производства и устремлений к вертикальной интеграции способствует росту концентрации производства, проявляющейся в увеличении размеров и уменьшении количества действующих в отрасли фирм.
Более точное представление о концентрации рынка даёт индекс Херфиндаля - Хиршмана, рассчитываемый как сумма квадратов долей фирм:
где {q_i} - доля продаж фирмы на рынке, выраженная в процентах.
При абсолютной монополии индекс достигает своего максимального значения равного {100^2} = 10000.
Рыночная власть производителя или потребителя - влияние на цену продажи и покупки продукции.
Источники рыночной власти:
- эластичность спроса;
- взаимозаменяемость продукции;
- рыночная доля фирмы;
- стратегическое взаимодействие фирм.
Чтобы повысить цену на свою продукцию, фирма вынуждена сокращать предложение. Рыночная власть продавца - это способность влиять на рыночную цену, воздействуя на величину предложения.
Коэффициент Лернера (L) характеризует степень рыночной власти.
Чем больше L, тем больше монопольная власть, и рынок дальше от идеального состояния совершенной конкуренции.
L = 0 на рынке совершенной конкуренции.
L = 1 при чистой монополии с нулевыми предельными издержками.
7.7. Виды рыночных структур
Рыночные структуры отличаются по следующим признакам:
- количеству продавцов и покупателей;
- дифференциацией продукции;
- занимаемой долей рынка;
- барьерами на входе и выходе из отрасли;
- стратегическим или нестратегическим поведением фирм.
В таблице 7.1 отражены виды конкурентных рынков.
Количество продавцов и покупателей влияет на занимаемую долю рынка и влияние на рыночную цену: при большом количестве продавцов и покупателей участники рынка не будут влиять на цену продукции, а при наоборот, небольшом количестве продавцов и покупателей влияние на цену будет значительным.
Рыночная структура с малой долей рынка будет более конкурентной, с большой - менее конкурентной.
Рыночная структура со стандартизированной продукцией более конкурентна, с дифференцированной - менее конкурентна.
Чем выше барьеры на входе в отрасль и выходе из неё, тем новым фирмам тяжелее войти на этот рынок.
Характер поведения фирм может быть нестратегическим, когда фирмы, принимая решения, реагируют на поведение друг друга и стратегическим, когда решения сопоставляются с поведением конкурентов.
Рынок совершенной конкуренции - рыночная структура, для которой характерны небольшие рыночные доли продавцов, стандартизированный продукт и свободный вход на рынок.
Основные признаки:
- множество продавцов и покупателей;
- небольшие рыночные доли продавцов и покупателей;
- стандартизированный продукт;
- свободный доступ к рыночной информации;
- отсутствие барьеров на входе на рынок и выходе с рынка;
- отсутствие стратегического поведения.
Рынок монополистической конкуренции - рыночная структура, для которой характерна дифференцированная продукция, с помощью которой продавцы конкурируют за объём продаж.
Основные признаки:
- дифференцированная продукция;
- много продавцов и покупателей;
- барьеры для вступления в отрасль небольшие, это торговые марки, бренды и т.д.;
- отсутствие стратегического поведения.
Таблица 7.1
Характерные черты четырех основных моделей рынка
Характеристика | Модель рынка | |||
Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Абсолютная монополия | |
Количество фирм | Множество | Много | Несколько | Одна |
Тип продукта | Стандартизированный | Дифференцированный | Стандартиз. или диффер. | Уникальный |
Контроль за ценами | Отсутствует | Возможен, но в узких рамках | Ограничен взаимной договоренностью; при сговоре может быть значителен | Значителен |
Условия вступления в отрасль | Очень легкие | Относительно легкие | Наличие существенных препятствий | Заблокирован |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Реклама, бренды, торговые марки | Очень распространена | Реклама и связи с общественностью |
Примеры | Сельское х-во, брокерские конторы, рынок иностр. валют | Розничная торговля, пр-во одежды, обуви | Пр-во стали, а/м, бытовых приборов | Местные предприятия коммунального х-ва, Газпром |
Рынок олигополии - рыночная структура, для которой характерно стратегическое взаимодействие нескольких фирм, конкурирующих за объём продаж.
Существуют два вида олигополий:
- чистая олигополия, где выпускается стандартизированная продукция;
- дифференцированная олигополия, где выпускается дифференцированная продукция.
Основные признаки:
- несколько фирм;
- большая концентрация рынка;
- высокие отраслевые барьеры;
- стратегическое взаимодействие фирм.
Рынок абсолютной монополии - рыночная структура, для которой характерно присутствие одной фирмы-продавца на рынке благодаря уникальной продукции.
Основные признаки:
- один продавец на рынке;
- концентрация всего отраслевого предложения;
- уникальная продукция;
- вход на рынок заблокирован;
- отсутствие стратегического поведения.
Рынок монопсонии - рыночная структура, для которой характерно присутствие одного покупателя, предъявляющего рыночный спрос.
Основные признаки:
- один покупатель;
- большое количество продавцов;
- стандартизированный продукт.
7.8. Конкуренция и конкурентное поведение фирм
Конкуренция - это процесс борьбы фирм за платежеспособный спрос, целью которого является укрепление рыночного положения фирмы путем расширения контролируемой ею доли рынка, а её содержание зависит от факторов, обуславливающих тип рыночной структуры.
Различают совершенную конкуренцию, при которой обладающие небольшой долей рынка продавцы не могут влиять на цену продукции, и несовершенную конкуренцию, при которой фирмы конкурируют за объём продаж с помощью конкурентной стратегии.
Конкурентная стратегия зависит от:
- отраслевых особенностей;
- способности реагировать на изменения условий;
- стратегий, осуществляемых конкурентами, и может реализовываться в таких формах, как:
- лидерство по низким ценам, связанное с обеспечением наиболее низких отраслевых издержек производства;
- дифференциация продукции, связанная с приданием продукту специфических свойств, которые обеспечат фирме большую лояльность потребителей, что приведет к расширению спроса на продукцию фирмы и сделает его менее эластичным;
- специализация, при которой фирма концентрирует свои усилия на узкой части рынка, что приведет к росту конкурентной устойчивости фирмы в результате снижения издержек или уникальности предоставляемого блага;
- глобализация деятельности в форме конкуренции на рынках многих стран, которая способна создать преимущества, вызванные экономией транзакционных издержек, эффектом масштаба и универсализацией методов управления и контроля.
Кунцман, М.В. Микроэкономика: курс лекций / М.В. Кунцман. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МАДИ, 2015.