Тема 10. Автоматизированные информационные технологии обработки данных в налоговой службе
10.1. Особенности системы управления налоговой службой. АИС «Налог»
Процесс управления экономикой любой страны связан с воздействием государства на различные сферы экономической жизни. Основными целями государственного воздействия являются достижение устойчивого экономического роста в стране, обеспечение стабильности цен на товары и услуги, занятость трудоспособного населения, обеспечение высокого уровня жизни населения и т.д. Эти цели взаимосвязаны между собой и достичь их одновременно практически невозможно. Достижение сбалансированности в управлении экономикой и есть основа экономической политики государства. Одним из основных инструментов государственного регулирования является налоговая политика. Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи поступают в бюджетную систему России, т.е. формируют денежные доходы государства. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя социальной, оборонной, правоохранительной и других функций. При существовании СССР платежи государственных предприятий не носили налогового характера. Осуществление рыночных преобразований в России привело к созданию налоговых органов, которые являются государственным механизмом финансового воздействия на экономику через систему налогов и сборов.
Государственные органы, деятельность которых непосредственно связана с налоговой системой в России, созданы в 1991 г. Деятельность государственных налоговых органов регулируется Законом Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 г. № 943-1 и другими нормативными актами. В соответствии с Законом налоговые органы Российской Федерации являются единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. №314 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу. Функции по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения, а также ведение разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах переданы Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О Министерстве финансов Российской Федерации» от 30 июня 2004 г. № 329 Министерство финансов Российской Федерации должно осуществлять координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной налоговой службы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, которая является правопреемником Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Единая централизованная система налоговых органов имеет три уровня:
- федеральный — центральный аппарат Федеральной налоговой службы Российской Федерации;
- региональный — управления Службы в субъектах Российской Федерации;
- муниципальный (местный) — инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня.
Основной задачей государственных налоговых органов Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
Целью системы управления налогообложения является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой системе в качестве объектов управления выступают организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговых органов. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.
Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.
Для создания автоматизированной информационной системы в налоговых органах необходимо знать, какие функции свойственны каждому уровню управления и как осуществляется взаимодействие между этими уровнями.
Структура и состав системы управления налогообложением России соответствуют ее административно-территориальному делению. Налоговая служба построена таким образом, чтобы обеспечить единство целей, при котором отдельные системы управления одного уровня функционируют по единой схеме, решают одинаковый набор задач по заранее разработанной методологии и технологии обработки данных.
Первые уровни системы государственных налоговых органов состоят из подразделений, осуществляющих методологическое руководство, организацию работ и контроль за налогообложением по видам налогов.
Аппараты первых двух уровней налоговых органов Российской Федерации, реализуя права и исполняя обязанности, предусмотренные налоговым законодательством в Российской Федерации, руководят работой государственных налоговых органов и выполняют следующие основные функции:
- проводят непосредственно и организуют работу инспекций налоговой службы по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
- осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные финансово-кредитные учреждения;
- анализируют отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливают на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет;
- участвуют в установленном порядке совместно с другими министерствами Российской Федерации в разработке политики и налогового законодательства;
- обобщают практику применения нормативных актов по налогам и другим платежам в бюджет, организуют проведение этой работы инспекциями налоговой службы и подготавливают предложения по ее совершенствованию;
- проводят в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
- в случаях непосредственного осуществления контроля за плательщиками налогов и других платежей в бюджет выполняют в отношении этих плательщиков те же функции, что и инспекции по городам без районного деления и районам в городах;
- координируют проведение с правоохранительными и контро-лирующими республиканскими органами мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
- получают, обобщают и анализируют отчеты территориальных инспекций о проделанной работе и разрабатывают предложения по ее совершенствованию;
- проводят обследования и проверки организации работы инспекций на всех уровнях, принимают меры к устранению выявленных недостатков и нарушений, а также заслушивают в необходимых случаях отчеты руководителей проверенных инспекций о состоянии контрольной работы, оказывают методическую и практическую помощь в ее организации, изучают постановку работы и распространяют положительный опыт среди работников налоговой службы;
- осуществляют меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работ на всех уровнях налоговой службы. Федеральный и региональный уровни управления налоговой службой выполняют и другие функции.
Непосредственное взаимодействие с объектами управления, т.е. налогоплательщиками (как юридическими лицами — предприятиями и организациями, так и физическими лицами — населением) осуществляет третий — муниципальный — уровень. Территориальные инспекции налоговой службы по районам, городам без районного деления и районам в городах осуществляют следующие функции:
- контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
- учет плательщиков налогов и платежей в бюджет;
- обеспечение правильности исчисления налогов и платежей и контроль за своевременностью их поступления в бюджет;
- проверка достоверности и контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерской отчетности и расчетов, связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей в бюджет;
- взаимодействие с органами исполнительной власти, правоохранительными, финансовыми и кредитными органами в части контроля за правильностью реализации и исполнения законодательства;
- наложение финансовых санкций, предусмотренных законодательством за его нарушение, и обеспечение правильности их применения;
- составление, анализ и представление в районные и городские финансовые органы сведений о фактически поступивших суммах налогов и платежей в бюджет;
- составление, анализ и представление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности;
- ведение в установленном порядке делопроизводства и другие функции.
Для осуществления необходимых функций в системе управления налоговыми органами создана автоматизированная информационная система «Налог».
Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог» представляет собой форму организационного управления налоговыми органами на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «Налог» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом.
- Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.
- Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.
- Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.
- Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.
- Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.
- Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.
- Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.
- Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.
- Сокращение объема бумажного документооборота.
Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях — документах. В отчетные периоды документооборот в территориальных инспекциях крупных районов и городов может достигать десятков тысяч документов ежедневно. Многовариантная, сложная обработка этой документации невозможна без использования современных передовых технологий, базирующихся на использовании компьютерной техники.
Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии. Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе — это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.
Одной из приоритетных задач налоговых органов является информатизация, которая предполагает использование информационных технологий и создание информационных систем.
Структура АИС налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей и СППР (Системы поддержки принятия решений).
СППР является информационной системой для обслуживания руководящего звена налоговых органов и рассчитана на аналитическую и прогнозную работу руководителей в режиме реального времени.
Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция управления. В комплексе задач используются различные первичные документы и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи. Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.
Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.
Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.
Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют компьютеры различной мощности и быстродействия, а также средства, позволяющие передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.
Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.
Автоматизированная информационная система налоговой службы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами; системность; декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям, надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации, актуальность информации, хранящейся в базе данных. АИС при минимальных затратах ручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней. АИС должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов обработки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей как в программном, так и в информационном аспектах. Существенным требованием является разработка и функционирование системы на базе имеющихся операционных систем различных типов, пакетов прикладных программ, ориентированных на обработку данных и решение функциональных задач, систем управления базами данных, обеспечивающих накопление, ведение и выдачу на обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворения его информационного запроса, пакетов программ, обеспечивающих обмен информацией между системами, и т.д. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями, и т.д.
Для эффективного использования средств информационных технологий необходимо получение информации практически из всех баз данных, имеющихся в информационной среде налоговых органов. В настоящее время остро стоит вопрос о создании единого информационного пространства с внешней средой и реализации постоянных информационных связей между налоговыми органами и внешней средой. В качестве внешней среды выступают органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга, городов и районов в городах, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба государственной статистики, Федеральное казначейство, банковские и кредитные учреждения, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, органы, осуществляющие регистрацию недвижимого имущества и другие организации. Информационное взаимодействие с этими организациями — одна из основных задач налоговых органов. Взаимодействие этих государственных структур возможно обеспечить за счет слияния, взаимного обмена и использования баз данных, таких как:
- государственный реестр налогоплательщиков;
- банковские счета налогоплательщиков;
- сведения об участниках внешнеэкономической деятельности, объемах и стоимости различных ценностей, пересекающих границу Российской Федерации;
- движение на счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений от юридических и физических лиц и т.п.
Создание автоматизированной системы в налоговых органах связано с решением целого ряда проблем. Это прежде всего информационное объединение их сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждого из них, разработка, создание и ведение баз данных, оснащение вычислительными комплексами с развитой периферией, разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы. Для разработки автоматизированной системы и координации работ в области ее создания и функционирования в органах налоговой службы созданы специальные структуры. В центральном аппарате организовано Управление информационных технологий, а на региональном и местном уровнях — отделы информатизации и администраторы баз данных.
В процессе эксплуатации системы необходимо осуществлять сопровождение проекта, связанное с тем, что проект по существу является прототипом проектируемой системы, разрабатывается специалистами по информатизации и в дальнейшем может быть модернизирован в зависимости от изменяющихся условий функционирования системы налоговой службы.
Для этого на федеральном и региональном уровнях созданы научно-исследовательские вычислительные центры (ГНИВЦ и РНИВЦ), координирующие также работу отделов информатизации на региональном и муниципальном уровнях. Одной из основных задач центров и является поддержание жизненного цикла АИС «Налог».
Программное обеспечение этих задач разрабатывается по заказу и является собственностью Федеральной налоговой службы РФ. Оно как изделие имеет гарантии в отношении сопровождения и развития, а также отвечает системным требованиям АИС «Налог».
Реализация системных требований осуществляется в соответствии с проектными решениями, изложенными в системном проекте на АИС «Налог». Основным из этих требований является создание распределенного банка данных, в рамках которого должна быть обеспечена безопасность информации и возможность санкционированного доступа к данным на любом объекте АИС «Налог» в соответствии с заданной схемой доступа. Основными разработчиками комплексов типовых задач являются ГНИВЦ, а также РНИВЦ в городах Нижний Новгород и Чебоксары.
10.2. Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы
Как было отмечено, в зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Рассмотрим состав функциональных подсистем на примере муниципального уровня. Для него характерен следующий состав функциональных подсистем:
- регистрация предприятий;
- камеральная проверка;
- ведение лицевых карточек предприятий;
- анализ состояния предприятия;
- документальная проверка;
- ведение нормативно-правовой документации;
- внутриведомственные задачи;
- обработка документов физических лиц.
Подсистема регистрации предприятий связана с функцией своевременного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет. Она содержит полную информацию по всем налогоплательщикам — как юридическим, так и физическим лицам. При регистрации или перерегистрации любого предприятия все исходные данные о нем должны быть зафиксированы и внесены в Государственный реестр. Эти данные необходимы различным пользователям — сотрудникам налоговых органов. Налоговые органы используют их как базовую информацию по каждому налогоплательщику, поэтому они должны быть занесены в компьютер и применяться в других подсистемах, например в камеральной проверке или при ведении лицевых карточек предприятий.
Подсистема камеральной проверки связана с такими функциями, как контроль за правильностью и своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, отчетов и деклараций, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. Подсистема необходима для автоматизации процедур, связанных с приемкой бухгалтерской отчетности предприятий, а также налоговых расчетов. В задачи этой подсистемы входят проверка расчетов, увязка форм отчетности и налоговых расчетов, выдача рекомендаций для проведения документальных проверок. Подсистема имеет внутренние связи с другими подсистемами, такими как регистрация предприятий, ведение лицевых карточек предприятий, документальная проверка и т.д.
Подсистема ведения лицевых карточек предприятий связана с получением данных о поступлении налогов по налогоплательщикам и видам налогов, контролем за своевременностью уплаты налогов в бюджет, начислением пени, вычислением сальдо по расчетам, выдачей любых справок о недоимках и переплатах по предприятиям и т.д.
Подсистема анализа состояния предприятий взаимосвязана с подсистемами регистрации предприятий, а также камеральной и документальной проверок, так как анализ проводится на основании данных, полученных как при регистрации предприятий, так и при камеральной проверке. В результате анализа определяется перечень предприятий, которые имеют нарушения в порядке и сроках представления основных документов, необходимых для получения данных о налогах и других платежах в бюджет и их уплаты. На основании этого формируется список предприятий, подлежащих документальной проверке.
Подсистема документальной проверки относится к контрольному виду деятельности налоговых органов. Она является одной из важнейших функциональных подсистем, так как обеспечивает выполнение не только функций, которые свойственны другим функциональным подсистемам АИС «Налог», но имеет и свои дополнительные задачи, к которым можно отнести контроль за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и иных распорядительных документов, выявление нарушений этого законодательства, определение санкций по фактам нарушений и т.д. Эта подсистема связана практически со всеми другими функциональными подсистемами АИС «Налог».
Подсистема ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими документами, издаваемыми Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Федеральной налоговой службой и другими ведомствами. На основе информации этой подсистемы строится работа всех налоговых органов, а соответственно и функционирование остальных подсистем.
Подсистема внутриведомственных задач включает в себя задачи, связанные с делопроизводством, кадрами, бухгалтерским учетом, материально-техническим снабжением и другими видами деятельности налогового органа как отдельной организационной структуры.
Подсистему обработки документов физических лиц можно выделить в обособленную часть функционального обеспечения, так как она должна осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов, собираемых с физических лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Она как бы включает в себя большинство задач, решаемых во всех функциональных подсистемах, связанных с обработкой информации по юридическим лицам. Эта подсистема функционирует на основе применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществлять контроль за правильностью исчисления налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, земельного налога и других налогов. В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты. ГНИВЦ разработано программное обеспечение для решения задач функциональной подсистемы «Налогообложение физических лиц». Данный комплекс обеспечивает работу четырех автоматизированных рабочих мест (АРМ):
- инспектор;
- администратор;
- реестр физических лиц;
- бухгалтер.
АРМ «Инспектор» обеспечивает решение следующих функциональных задач:
- учет документов по налогообложению граждан и плательщику;
- расчет и начисление налогов;
- формирование и выдача платежных извещений;
- формирование различных документов и форм отчетности по налогооблагаемой базе данных;
- получение справок;
- формирование запросов, приглашений и других документов.
«Администратор» обеспечивает:
- защиту от несанкционированного доступа в систему;
- разделение функций пользователей системы;
- контроль и восстановление целостности информации, хранящейся в базе данных;
- настройку программы в соответствии с параметрами налоговой инспекции и средой функционирования;
- корректировку нормативно-справочной информации в соответствии с особенностями налогообложения граждан в данном регионе и на основании изменений в законодательстве.
АРМ «Реестр физических лиц» обеспечивает:
- постановку на налоговый учет;
- снятие с налогового учета;
- присвоение идентификационных номеров налогоплательщикам;
- составление выходных документов по запросам пользователей.
АРМ «Бухгалтер» обеспечивает:
- формирование операций бухгалтерского учета;
- ввод платежей по налогам;
- ведение лицевых счетов налогоплательщиков;
- формирование выходных документов по лицевым счетам и статистической отчетности.
10.3. Особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов
Информационное обеспечение АИС «Налог» представляет собой информационную модель налоговых органов. Задачи информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами, которые были рассмотрены ранее. Информационное обеспечение должно обеспечивать пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Система должна иметь возможность распределенного хранения и обработки информации, накопления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользователям автоматизированного, санкционированного доступа к информации, одноразового ее ввода и многократного, многоцелевого использования. Должна быть обеспечена информационная взаимосвязь как между задачами, решаемыми каждой функциональной подсистемой, так и с внешними уровнями. Внешними по отношению к АИС «Налог» являются не только организации и физические лица, но и финансовые органы, банки, таможенные органы и т.д. Информационное обеспечение автоматизированной системы налогообложения, как и любой другой системы организационного типа, состоит из внемашинного и внутримашинного. Внемашинное обеспечение — это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы документации и документооборота информационных потоков. Внутримашинное обеспечение — это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению, специальным образом организованных массивов, баз данных и их информационных связей. Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и выдаются АИС для целей обеспечения деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д. Показатели содержатся в документах. Документы являются наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации. В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения документов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К таким документам можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная с бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами. Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. Документы и содержащуюся в них информацию можно подразделить на следующие группы:
- по месту составления:
- входные (поступающие в инспекции);
- выходные (исходящие из инспекции);
- по срокам представления:
- регламентированные — документы, для которых определен срок исполнения и представления;
- нерегламентированные — документы, исполняемые по запросам.
- по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:
- правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики и т.д.);
- документы исчисления и учета поступления налогов, сборов и других платежей (лицевые счета плательщиков налогов, банковские документы, налоговые расчеты, декларации);
- документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок предприятий и организаций, журналы учета контрольной работы);
- другие виды документов.
К документам, выдаваемым по регламенту, можно отнести, например, отчеты «О поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджеты РФ», «О результатах контрольной работы налоговых инспекций», «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по платежам в бюджет» и другие статистические отчеты, составляемые в налоговых органах;
Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов.
Развитие автоматизированных систем не только в налоговой системе, но и в других системах, предусматривающих обмен информацией, предполагает широкое использование унифицированной документации. Среди документов, поступающих в налоговые органы, много унифицированных форм, и прежде всего это формы бухгалтерской отчетности организаций. Однако в налоговых органах, как и в любом другом ведомстве, используется множество внутренних форм документации, которые можно отнести к отраслевым формам, например формы отчетности, которые используются в работе Федеральной налоговой службы.
Важной составляющей внемашинного информационного обеспечения является система классификации и кодирования. Постановлением Правительства РФ утверждено «Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» от 10 ноября 2003 г. № 667.
Положение устанавливает порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов, в том числе в области налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов.
Общероссийские классификаторы разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией.
Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем:
- прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;
- включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.
Применение общероссийских классификаторов необходимо для обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей. В условиях функционирования АИС методы, способы кодирования, рациональная классификация номенклатур должны служить полному удовлетворению запросов пользователей, сокращению временных и трудовых затрат на заполнение документов и эффективному использованию вычислительной техники, так как позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. АИС «Налог» должна использовать единую систему классификации и кодирования информации, которая строится на основе применения общероссийских классификаторов.
Кроме того, применяются ведомственные и системные классификаторы, например классификаторы:
- доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ);
- банковских идентификационных кодов (БИК);
- налогов и платежей (КНП);
- объектов налогообложения (КОН);
- штрафных санкций (КШС);
- идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) и т.д.
Используемые в налоговых органах классификаторы разрабатываются по общим правилам и с учетом требований, предъявляемых к построению кодов. Рассмотрим структуру системного классификатора на примере ИНН юридических и физических лиц. Идентификационной номер налогоплательщика — юридического лица представляет собой десятизначный цифровой код, построенный по позиционной системе кодирования:
T | T | N | N | X | X | X | X | X | C |
где ТТ — код территории административно-территориального деления России;
NN — код территориальной налоговой инспекции, осуществившей постановку на учет налогоплательщика;
ХХХХХ — собственно порядковый номер налогоплательщика;
С — служебный символ (контрольное число).
Идентификационной номер налогоплательщика — физического лица представляет собой двенадцатизначный цифровой код, построенный по позиционной системе кодирования:
T | T | N | N | X | X | X | X | X | X | C | C |
где ТТ — код территории административно-территориального деления России;
NN — код территориальной налоговой инспекции, осуществившей постановку на учет налогоплательщика;
ХХХХХХ — собственно порядковый номер налогоплательщика;
СС — служебный символ (контрольное число).
Внутримашинное информационное обеспечение формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей системы налогообложения. Оно включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных, банков данных. По содержанию внутримашинное информационное обеспечение должно адекватно отражать реальную деятельность налоговых органов. Массивы так же, как и содержащиеся в них данные, по степени устойчивости можно разделить на переменные и постоянные. Переменными считаются те, которые содержат информацию, объем изменений в которой в течение года превышает 20% общего объема в год. Массивы содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными). В переменных массивах содержится следующая информация:
- данные оперативного контроля, обеспечения полноты и своевременности поступления налогов, сборов, других платежей и отчетности;
- результаты анализа и прогнозирования базы налогообложения и поступления налогов, сборов и других платежей;
- итоги контрольной работы налоговых органов;
- материалы правовой практики налоговых органов и т.д.
В постоянных массивах содержатся:
- тексты законов, постановлений и указов Президента и Правительства РФ, постановлений местных органов власти, других правовых актов;
- тексты приказов, распоряжений и планов Федеральной налоговой службы;
- тексты организационно-методических документов;
- классификаторы, справочники и словари, используемые в АИС «Налог»;
- данные Государственного реестра предприятий и учетные данные налогоплательщиков;
- нормативно-справочная информация финансового, материально-технического обеспечения, учета и движения кадров.
Основной формой организации данных для их накопления, обработки и хранения должны быть базы данных (БД). Базы данных состоят из массивов. Структурирование данных в информационные массивы БД должно осуществляться согласно следующим требованиям:
- объединения в единую БД данных, характеризующихся общим физическим смыслом и реализующих информационную технологию одного или нескольких взаимосвязанных процессов деятельности налоговых органов;
- полноты и достаточности обеспечения информацией должностных лиц налоговых органов в пределах номенклатуры данных, содержащихся во входных документах;
- организации данных в информационные структуры и управления ими путем использования систем управления базами данных (СУБД) и обеспечения информационной совместимости между различными базами данных;
- организации данных в БД с учетом существующих информационных потоков между объектами АИС «Налог» и внутри налоговых органов;
- обеспечения информационной совместимости с данными, поступающими с внешних уровней, с которыми взаимодействует данная система;
- выполнение принципа системности и однократного ввода — данные, используемые несколькими задачами, должны быть структурированы в общесистемные структуры и поддерживаться средствами программного обеспечения.
Функциональный и информационный состав БД зависит от специфики каждого рабочего места и квалификации специалиста. К профессиональным БД в налоговых органах относятся базы данных:
- исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в разрезе разделов и параграфов бюджетной классификации, бюджетов, территорий, временных периодов по регламентированным отчетным формам;
- оперативных данных по налоговым поступлениям;
- писем, прецедентов, ответов, предложений по налоговому законодательству;
- производных и интегрированных данных на основе отчетных форм;
- документов внутреннего пользования различного назначения и т.д.
Работа таких баз данных обеспечивается специальным программным обеспечением. Значительное место в информационном обеспечении АИС «Налог» занимают информационно-справочные системы. Для их функционирования создают базы данных:
- по законодательным и нормативным актам по налогообложению;
- инструктивных и методических материалов;
- по общеправовым вопросам.
Особенностью этих баз данных является то, что они активно используются всеми подразделениями налоговой инспекции.
Базы данных функциональных подсистем содержат следующие сведения:
- подсистема «Регистрация предприятий» — наименование налогоплательщика, идентификационный номер, местонахождение, дата государственной регистрации, форма собственности, организационно-правовая форма, данные об учредителях и уставном капитале и др.;
- подсистема «Камеральная проверка» — результаты анализа бухгалтерской и налоговой отчетности организаций, сведения о выявленных в процессе камеральных проверок нарушениях налогового законодательства, информация об учетной политике организации-налогоплательщика и др.;
- подсистема «Ведение лицевых карточек предприятий» — данные о недоимках по налогам, об излишне перечисленных средствах, об отсрочках и рассрочках платежей в бюджет и др.;
- подсистема «Документальная проверка» — номер и дата акта документальной проверки, сроки проведения проверки, период, за который проводилась проверка, характер выявленных нарушений, суммы доначисленных (уменьшенных) налогов и санкций за нарушение налогового законодательства и начисленных пенях и др.
10.4. Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы
Основу новой информационной технологии составляют распределенная компьютерная техника, «дружественное» программное обеспечение и развитые коммуникации. Принципиальное отличие новой информационной технологии состоит не только в автоматизации процессов изменения формы и местоположения информации, но и в изменении ее содержания. В связи с этим можно говорить о двух подходах внедрения новой технологии в налоговую структуру. В первом случае информационная технология приспосабливается к существующей организационной структуре и происходит лишь модернизация сложившихся методов работы. Коммуникации развиты слабо, и комплекс технологических операций охватывает только локальные рабочие места. Этот подход сводит к минимуму степень риска от внедрения, так как затраты минимизированы и организационная структура не меняется. Происходит слияние функций сбора и обработки информации с функцией принятия решений. Во втором случае организационная структура изменяется таким образом, чтобы информационная технология дала наибольший эффект. Характерной чертой этого подхода является максимальное развитие коммуникаций и разработка новых организационных взаимосвязей, которые до этого были экономически нецелесообразны. Кроме того, появляется возможность расширения системы в соответствии с потребностями организации и имеющимися ресурсами. Рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей информации и достигается эффективность работы каждого управленческого уровня. Для обоих подходов характерно изменение в использовании технических средств, связанное с совмещением техники с рабочим местом пользователя; тем самым ликвидируется разрыв между информационной и организационной структурой.
Персональные компьютеры, являющиеся основой новой информационной технологии, позволяют интегрировать информационные процессы в различных организациях. За счет универсальности используемых технических средств обеспечивается технологическая, методологическая и организационная интеграция информационных систем в виде сети автоматизированных рабочих мест (АРМ).
АРМ в налоговой системе — это комплекс технологических модулей, объединенных между собой, обеспеченный программными средствами и способный реализовать законченную информационную технологию. В технический комплекс входят следующие модули: процессор, дисплей, принтер, клавиатура, манипулятор «мышь», плоттер, сканер, стример, оборудование для дистанционной передачи данных. Программными элементами АРМ являются операционные системы, системы управления базами данных, пакеты прикладных программ, оригинальные программы, графические и текстовые редакторы, табличные процессоры и т.д. Таким образом, речь идет о комплексе технического и программного обеспечения — инструменте любого пользователя для автоматизации работы с информацией, решения профессиональных задач.
Понятие АРМ многие часто связывают только с комплексом технических и программных средств, обеспечивающих решение определенных функциональных задач конечного пользователя. Однако на практике понятие АРМ должно охватывать проблемы от создания систем распределенной обработки данных (с определением информационных уровней) до решения эргономических вопросов (расположение и состав технических средств, удобство пользования ими и др.) АРМ сближает пользователя с возможностями современной информатики и создает условия для работы без посредника — профессионального программиста. При этом обеспечивается автономная работа и возможность связи с другими пользователями в пределах организации и с учетом ее особенностей. Для автоматизации каждой категории работ персональные компьютеры оснащены различного рода программными пакетами, обеспечивающими необходимый технологический уровень работы АРМ.
Обязательным условием эффективного использования АРМ является наличие в нем сервисной системы поддержки работы пользователя, которая включает в себя программы обучения работе на клавиатуре, правила защиты информации и обращения с носителями, технологические инструкции с примерами проведения конкретных видов работ. Система реагирует на вопросы пользователя, как расширить возможности АРМ, куда обратиться по обслуживанию системы, т.е. выступает в роли оперативного консультанта.
Функциональная структура АИС «Налог» предполагает организацию в налоговых инспекциях автоматизированных рабочих мест по обработке документов юридических лиц и обработке документов физических лиц. Состав автоматизированных рабочих мест для обработки документов юридических лиц аналогичен составу функциональной части АИС «Налог» и включает следующие АРМ: регистрации предприятий, камеральной проверки, ведения лицевых карточек предприятий и т.д. В зависимости от объемов информации и распределения функций между подразделениями налоговых органов АРМ могут быть объединены в (одну и более) локальную вычислительную сеть или многопользовательскую систему. При этом обеспечивается сопряжение различных уровней налоговых органов между собой, а также с автоматизированными системами органов власти и управления, правоохранительных и финансово-кредитных органов. Обмен информацией осуществляется путем передачи ее по каналам связи или пересылкой магнитных носителей. Состав и структура функциональных АРМ могут отличаться в зависимости от особенностей налогового органа.
Особое место в реализации технологии решения задач в налоговых органах занимают вопросы информационного взаимодействия с автоматизированными системами других государственных структур, и прежде всего с органами Министерства внутренних дел, Министерства финансов, Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Федеральной службы по финансовому мониторингу и т.д. Информационное взаимодействие этих органов является общегосударственной задачей и направлено на обеспечение исполнения налогового законодательства, исполнения доходной части бюджета, предупреждение налоговых преступлений и т.д.
Например, постановлением Правительства РФ «О федеральном банке данных о нарушениях налогового законодательства Российской Федерации» (в ред. постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 51) от 10 февраля 1998 г. № 169 определено, что для своевременного выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений органам Министерства внутренних дел Российской Федерации поручено формирование и ведение федерального банка данных о нарушениях налогового законодательства Российской Федерации, содержащего сведения о фактах уклонения от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах. Этот банк данных является федеральным информационным ресурсом и формируется на основании актов проверок соблюдения налогового законодательства Российской Федерации и решений, принятых по результатам проверок, проводимых органами внутренних дел и налоговыми органами как независимо друг от друга, так и совместно. Создание и ведение банка данных исключает параллельное ведение данных о налогоплательщиках, нарушающих налоговое законодательство.
В банке данных о нарушениях налогового законодательства содержится следующая информация о проведенных проверках налогоплательщиков, их результатах:
- идентификационные реквизиты налогоплательщика;
- вид проверки;
- органы и лица, проводившие проверку;
- состав налоговых нарушений;
- сведения о доначисленных налогах, финансовых санкциях;
- сведения о нарушениях, повлекших административную или уголовную ответственность.
Такого рода информация имеет большое значение для анализа эффективности проведения налоговых проверок и пресечения налоговых преступлений.
Взаимодействие налоговых органов и органов государственной статистики осуществляется в рамках Соглашения между Государственной налоговой службой Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике об обмене информацией с целью осуществления мониторинга деятельности по субъектам малого предпринимательства, подписанного в 1998 г. Технология обмена информацией в соответствии с Соглашением построена следующим образом. Каждая инспекция налоговой службы по району (городу, району в городе) формирует и передает в вышестоящий орган субъекту Российской Федерации текстовый файл, содержащий следующую информацию:
- общее количество предпринимателей, состоящих на учете по месту жительства и подавших декларацию о доходах за предыдущий год;
- наименование вида деятельности (для каждого вида деятельности, имеющегося в информационных ресурсах по учету налогоплательщиков или в соответствующем справочнике государственной налоговой инспекции);
- количество предпринимателей, состоящих на учете по месту жительства, подавших декларацию о доходах за предыдущий год и заявивших об осуществлении указанного вида деятельности.
Налоговый орган по субъекту Российской Федерации передает поступившие файлы в соответствующий территориальный орган статистики.
Территориальные органы статистики присваивают на основании данных, содержащихся в файле, необходимые коды и возвращают в налоговые органы по субъектам Российской Федерации файлы, сформированные по каждой инспекции района (города, района в городе). Налоговые органы по субъектам Российской Федерации передают полученные файлы в соответствующие инспекции по районам (городам, районам в городах) для ввода информации о кодах видов деятельности в информационные ресурсы по учету налогоплательщиков.
Обмен информацией между ведомствами финансовой структуры необходим для обеспечения исполнения доходной части бюджета страны. При информационном обмене между ведомствами возможно совместное использование такой важной информации, как учетные сведения о юридических и физических лицах, сведения о банковских счетах налогоплательщиков, данные о налоговых поступлениях от юридических и физических лиц на лицевые счета государственного бюджета и т.д.
Наиболее существенным моментом в части электронного документооборота в настоящее время является взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками.
Это взаимодействие является необходимым условием функционирования автоматизированной информационной системы в налоговой службе. Переход к сдаче отчетности в электронном виде впервые состоялся при сдаче отчетов о доходах физических лиц. Для этих целей была создана АИС «Доход». Система разработана ГНИВЦ налоговой службы и предназначена для контроля данных о доходах физических лиц и доведения их до налоговых органов по месту жительства. Опыт сдачи отчетности в электронном виде был распространен и на взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками — юридическими лицами. Наиболее существенных результатов в этом направлении добилась фирма «1С».
Бухгалтерская отчетность налогоплательщиков содержит показатели, характеризующие ее деятельность, а налоговые декларации — суммы налогов, обязательные к перечислению в бюджет. Большинство налогоплательщиков сегодня формируют свою бухгалтерскую и налоговую отчетность, используя современные автоматизированные информационные технологии. Особенно это касается юридических лиц. По данным компании «Гарант», более 60% пользователей используют в своих бухгалтериях программные продукты фирмы «1С».
Программные продукты этой фирмы позволяют на основании данных бухгалтерского учета автоматически формировать бухгалтерскую и налоговую отчетность, которая может представляться в налоговые органы в электронном виде на магнитных носителях либо по телефонным каналам связи. Для этого разработаны и утверждены налоговыми органами форматы передачи данных бухгалтерской и налоговой отчетности организаций, которые используются разработчиками.
В рамках системы формирования и сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по каналам связи ООО «Такском» разработало программный комплекс «Спринтер».
Функциями программного комплекса «Спринтер» являются:
- выгрузка из баз данных бухгалтерских программ семейства «1С: Предприятие» или ввод вручную регламентированных форм бухгалтерской и налоговой отчетности. Набор регламентированных отчетов ежеквартально обновляется. Формы бухгалтерской отчетности могут быть распечатаны на принтере или выгружены в стандартном формате для сдачи их в налоговые органы по каналам связи или на машинных носителях;
- защита информации в файлах с данными отчетности с использованием сертифицированных криптографических средств. Файлы с данными бухгалтерской и налоговой отчетности подписываются электронной цифровой подписью и закрываются путем шифрования криптографическими средствами;
- выходной контроль данных отчетности перед отправкой в налоговые органы;
- доставка в налоговые органы файлов с данными бухгалтерской и налоговой отчетности с использованием средств электронной почты;
- автоматизированное выполнение функций специального регламента электронного документооборота, гарантирующего корректное разрешение конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности по каналам связи;
- формирование запроса и получение из налоговой инспекции информационной выписки о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетами различных уровней;
- получение по электронной почте документов, содержащих информацию с доски объявлений инспекции налоговой службы.
Комплекс обеспечивает автоматизированное формирование документов бухгалтерской и налоговой отчетности и доставку их в налоговые органы с использованием защищенной системы электронной почты. Система формирования и сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи (ЭОКС) представляет собой совокупность программно-аппаратных средств, принадлежащих налогоплательщикам, налоговым органам и оператору системы (или его коммерческим представителям), а также совокупность документов, регламентирующих взаимоотношения участников. На рис. 10.1 представлена схема взаимодействия основных элементов системы ЭОКС при обмене электронными документами между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Внедрение ЭОКС обеспечивает:
- общее сокращение затрат времени на подготовку и сдачу отчетности налогоплательщиков;
- оперативное обновление форм отчетности, передаваемых по каналам связи;
- сокращение количества ошибок при подготовке отчетности за счет применения программных средств, которые обеспечивают проверку и контроль выходных документов;
- удобный доступ к информации об изменении бюджетных счетов, к инструктивным письмам и другим материалам, предоставляемым налоговыми органами налогоплательщикам;
- предоставление налогоплательщику по его запросу информационных выписок о состоянии его расчетов с бюджетами всех уровней, выдаваемых налоговыми органами.
ЭОКС применяет специальную технологию электронного документооборота, которая должна обеспечить:
- защиту содержания электронных документов, циркулирующих в системе, от несанкционированного просмотра третьими лицами;
- однозначную идентификацию абонентов системы;
- защиту электронных документов от несанкционированных изменений;
- корректное разрешение возникающих конфликтных ситуаций.
Первые три условия обеспечиваются средствами криптографической защиты информации, а последнее — путем установления специального порядка (регламента) обмена электронными документами между налогоплательщиком и налоговыми органами. Порядок позволяет зафиксировать в качестве даты отчетности тот момент, когда сообщение с файлом отчетности получено на сервере электронной почты оператора системы для отправки в адрес налоговых органов. При этом налогоплательщику доставляются электронные документы, подтверждающие:
- идентичность файла отчетности, который будет обрабатываться в налоговых органах, файлу, отправленному налогоплательщиком по электронной почте;
- соответствие файла отчетности «Формату представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде»;
- указанную дату отправки отчетности.
Описанная процедура позволяет однозначно установить, кто из участников переписки несет ответственность за возникновение каждой из возможных конфликтных ситуаций.
Порядок электронного документооборота со стороны налогоплательщика выглядит следующим образом. Налогоплательщик после подготовки документа, который подлежит передаче и имеет юридическую силу, подписывает его электронной цифровой подписью (ЭЦП) с использованием своего закрытого ключа. Затем закрывает содержание документа с использованием открытого ключа налоговой инспекции, в которой он состоит на учете, и отправляет его в адрес инспекции. В течение суток налогоплательщик получает три ответных сообщения. Первое сообщение представляет собой подтверждение оператора, фиксирующее дату и время отправки файла отчетности. Второе сообщение представляет собой файл отчетности, сданный налогоплательщиком, но подписанный двумя электронными цифровыми подписями — ЭЦП налогоплательщика и ЭЦП налоговой инспекции. Своей подписью инспекция подтверждает не только факт получения электронного документа, но и то, что именно этот электронный документ будет использован в инспекции для дальнейшей обработки. Третье сообщение представляет собой протокол проведенного налоговой инспекцией входного контроля файла отчетности, отправленного налогоплательщиком, на соответствие формату представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде. Если в протоколе сказано, что файл отчетности содержит ошибки и он не прошел входной контроль, то налогоплательщик должен устранить указанные в протоколе ошибки и повторить процедуру сдачи отчетности.
В состав комплекса «Спринтер» входят:
- программный модуль выгрузки «1С: Налогоплательщик», предназначенный для выгрузки документов бухгалтерской и налоговой отчетности из баз данных бухгалтерских программ семейства «1С: Предприятие 7.7» или ввода этих документов вручную;
- клиентская программа электронной почты «DiPost», обеспечивающая обмен подписанными ЭЦП и зашифрованными сообщениями между рабочими местами и серверами электронной почты;
- модуль контроля и визуализации «Вох Changer», который обеспечивает выходной контроль файлов отчетности и возможность их просмотра налогоплательщиками;
- программа «Референт», которая предоставляет налогоплательщику информацию об отправленных файлах отчетности, а также о полученных подтверждениях оператора и протоколах входного контроля;
- программа «Запросы», обеспечивающая налогоплательщику возможность получения по своему запросу информационных выписок о состоянии расчетов с бюджетами различных уровней.
Программа «1С: Налогоплательщик» представляет собой одну из программ семейства «1С: Предприятие» и поставляется в специализированной конфигурации, предназначенной для автоматизации передачи сведений как в бумажном, так и в электронном виде в инспекции Федеральной налоговой службы, отделения Пенсионного фонда России, другие внебюджетные социальные фонды, органы статистики. Программа разработана на основании соглашения о сотрудничестве фирмы «1С» и Федеральной налоговой службы России в области информатизации при методологической поддержке специалистов ГНИВЦ налоговых органов.
Программа решает следующие задачи:
- формирование файла сведений о доходах физических лиц, предназначенного для передачи в инспекции налоговой службы;
- подготовку и формирование форм налоговой, бухгалтерской и статистической отчетности организаций;
- формирование анкетных данных застрахованных лиц и индивидуальных сведений застрахованных лиц для передачи в отделения ПФР;
- ведение налоговых карточек физических лиц, получающих доходы на предприятии;
- ведение списка документов «Справка о доходах физического лица»;
- формирование «Справки о доходах физического лица» для выдачи на руки физическим лицам.
Программа «1С: Налогоплательщик» поставляется в двух вариантах: однопользовательская версия и сетевая версия. Программа представляет собой одну из программ системы «1С: Предприятие», которая является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия и может быть настроена на различные схемы учета и расчетов.
Клиентская программа электронной почты DiPost является программным обеспечением рабочих мест пользователей центров информационно-коммуникационных услуг ДИОНИС. Она позволяет пользователю готовить и хранить почтовую корреспонденцию, проводить сеансы двухстороннего обмена информацией с центрами по различным типам каналов связи. При подсоединении абонента к центру обмен информацией выполняется автоматически: все данные, подготовленные абонентом к отправке, пересылаются в центр, а данные, пришедшие в адрес абонента с момента его последнего сеанса работы с центром, пересылаются на ПК пользователя. По окончании сеанса обмена данными пользователь может заниматься обработкой полученной информации.
DiPost позволяет подсоединиться к центру по телефонным каналам (коммутируемым и выделенным) через модем, по каналам локальной сети, по коммутируемой сети.
Для установки комплекса «Спринтер» может быть использован компьютер со следующими характеристиками:
- IBM PC-совместимый компьютер с процессором Pentium 90 или более мощным;
- ОЗУ объемом не менее 32 Мбайт;
- не менее 50 Мбайт свободного дискового пространства;
- дисковод 3,5 дюйма (1,44 Мбайт);
- дисковод для компакт-дисков.
Система ориентирована на операционную систему Windows.
Титоренко Г.А. Информационные системы в экономике: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.