Тема 6. Комплексное обеспечение инновационной деятельности
6.1. Правовое обеспечение
Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) и региональном уровнях. К этим актам относятся действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты.
Правовое обеспечение системы менеджмента осуществляется но следующим направлениям:
- правовые вопросы функционирования экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой системе, финансовой и кредиторской политике, внешнеэкономической деятельности и др.);
- законы и нормативные акты по системам:
- стандартизации;
- метрологии;
- сертификации товаров и услуг;
- защиты прав потребителей;
- антимонопольной политики;
- управления качеством товаров;
- безопасности и охраны труда и др.;
- законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды;
- правовое регулирование формирования и функционирования фирмы.
Без качественного правового обеспечения системы менеджмента фирмы перечисленным направлениям вообще невозможно обеспечить их стабильное и эффективное функционирование, так как каждая фирма является подсистемой системы более высокого уровня — региона, отрасли, страны, а совместные предприятия мирового сообщества. Если каждая фирма будет функционировать по своим правовым нормам, то невозможно скоординировать их действия и создать из них систему более высокого уровня, будет просто набор невзаимосвязанных фирм. Поэтому правовое обеспечение системы менеджмента фирмы по всем четырем направлениям является актуальнейшей проблемой.
Российская Федерация, например, в настоящее время находится на стадии перехода к рыночным отношениям как к системе экономических, правовых и социальных отношений. И многие из перечисленных направлений правового обеспечения находятся на стадии обновления.
Основное место в системе правового обеспечения инновационной деятельности и предпринимательства занимает принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации. В ней впервые изложены принципы и условия развития законного предпринимательства, права граждан, занимающихся предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью и даны гарантии этих прав.
С 1 января 1995 г. первой частью Гражданского кодекса (ПС) РФ введены в действие основополагающие положения предпринимательской деятельности — равенство экономических отношений субъектов предпринимательской и инновационной деятельности; разделение и неприкосновенность собственности; обеспечение восстановления нарушенных прав; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; механизм создания, реорганизации и прекращения деятельности коммерческих и некоммерческих организаций; имущественная ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей и т. п., что позволило развивать предпринимательские начала в инновационной сфере. Кроме этого, в первой части сформулированы основные положения о регламентации заключения и исполнения сделок и общие положения о договорах, которые обстоятельно развиты во второй части ГК РФ.
Вторая часть ГК РФ, введенная в действие 1 марта 1996 г., отражает систему договорных отношений, которые могут осуществлять хозяйствующие субъекты (включая такие отношения, как выполнение НИОКР и технологических работ, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, финансовая аренда, сделки с недвижимостью; договоры подряда на выполнение проектных и изыскательских работ); отражает особенности обязательств, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности между хозяйствующими субъектами. Таким образом, с введением второй части ГК РФ в России установлена система правовых гарантий субъектам предпринимательства, что является важным условием развития в стране предпринимательской деятельности. Третья часть ГК РФ введена с 01.07.02 г.
Постановлением Правительства РФ «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации» от 25 декабря 1993 г. № 1347 определены основные направления деятельности научных центров, по которым осуществляется целевое финансирование, к ним относятся:
- проведение фундаментальных, поисковых, опытно-конструкторских, технологических и других НИР;
- поддержание и развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы, обновление основных производственных фондов, обеспечение сохранности и нормальных условий эксплуатации действующей стендовой, метрологической и производственной баз центров;
- информационное обеспечение, включая приобретение научно-технической литературы, в том числе зарубежной, а также пользование электронными информационными сетями, в том числе международными;
- подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров;
- участие в международном научно-техническом развитии.
Для развития инновационного предпринимательства большое значение имеет реализация федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ. Данным законом регулируются отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг). В законе определены научно-исследовательская и научно-техническая деятельность. Научно-исследовательская деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний; научно-техническая деятельность — это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Важное значение имеет закрепление законом права субъектов научной и научно-технической деятельности на обоснованный риск в научной или научно-технической деятельности.
В упомянутом законе определен порядок формирования и реализации государственной научно-технической политики, основными целями которой являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики России и т.п.
В законе также определены полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области формирования и реализации научно-технической политики; порядок организации и проведения экспертиз научной и научно-технической деятельности; порядок финансирования и другие вопросы, касающиеся государственной научно-технической политики.
Важное значение в повышении эффективности инновационной деятельности имеет Российское законодательство в области обеспечения и сертификации качества. Рассмотрим основные законы.
7 февраля 1992 г. Указом Президента РФ был принят закон РФ «О защите прав потребителей».
Приоритетным правом согласно данному закону является право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для его жизни и здоровья, получение информации о товарах и их изготовителях, государственную и общественную защиту его интересов.
Потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, которые не связаны с извлечением прибыли.
Безопасность товаров предусматривает безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителя и окружающей среды. Изготовитель обеспечивает безопасность товара в течение установленного срока службы или годности. Если срок не указан, то в течение 10 лет.
Защиту прав потребителей осуществляет федеральный антимонопольный орган и его территориальные структуры, федеральные органы по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологического надзора, охране окружающей природной среды и др.
Введенный 10 июня 1993 г. Указом Президента РФ закон РФ «О стандартизации» предусматривает установление норм, требующих государственного регулирования на территории России единого механизма реализации государственной политики в области стандартизации.
Стандартизация как деятельность по установлению норм, правил и характеристик осуществляется в целях обеспечения:
- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
- единства измерений;
- экономии всех видов ресурсов;
- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
10 июня 1993 г. Указом Президента РФ был принят закон РФ «О сертификации продукциии услуг».
Сертификация как деятельность по подтверждению соответствия продукции, услуг и иных объектов осуществляется в целях:
- создания условий для деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
- защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- подтверждения показателей качества продукции, заявленной изготовителем.
Одним из направлений правового обеспечения инновационной деятельности является защита интеллектуальной собственности, под которой понимается совокупность авторских и других прав на результаты этой деятельности, охраняемые законодательными актами государства.
Материально-вещественную основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт как результат творческих усилий его создателей (отдельной личности или научного коллектива), выступающий вразличных формах:
- научные открытия и изобретения;
- результаты научно-исследовательских, конструкторских, технологических и проектных работ;
- образцы новой продукции, новой техники и материалов, полученных в процессе НИОКР, а также оригинальные научно-производственные услуги;
- оригинальные консалтинговые услуги научного, технического, экономического, управленческого характера, включая сферу маркетинга;
- новые технологии, патенты и т. д.
Смысл и предназначение правового регулирования интеллектуальной собственности в широком смысле заключается в охране и стимулировании развития интеллектуального потенциала страны. Учитывая разнообразие объектов интеллектуальной собственности и требований их охране, правовое регулирование подразделяется на ряд самостоятельных функциональный сфер: авторское право, промышленная собственность, научная собственность и др.
Авторское право представляет собой совокупность норм права, регулирующих правоотношения, связанные с созданием и использованием определенного интеллектуального продукта.
Авторское право предусматривает исключительное право автора оригинальных научных, литературных, художественных и других произведений размножать их любыми методами и продавать.
Авторское право принадлежит автору пожизненно и действует не менее 50 лет после его смерти.
Авторское право распространяется на любые творческие результаты независимо от формы, назначения и достоинств интеллектуального продукта. Это могут быть: технические описания, книги и брошюры, инструкции по эксплуатации, программная продукция, фирменные обозначения и т.д., т.е. все то, что подлежит защите против возможного недобросовестного использования и конкуренции. Сюда относятся также авторские права создателей интеллектуального продукта, добровольно переданные ими предприятию (организации, учреждению, фирме и т. д.) для использования в полную собственность.
Согласно авторскому праву объекты интеллектуальной собственности в различных формах (патентные права, ноу-хау, программная продукция и т. д.) являются предметом купли-продажи, а также могут служить паевым вкладом или частью уставного фонда предприятий (финансово-инвестиционных корпораций).
Для целей правового регулирования в законодательстве выделяются виды и типы объектов интеллектуальной собственности, требующие правовой защиты и особых форм ее осуществления. Специфика отдельно взятого объекта интеллектуальной собственности и механизм ее правовой защиты в значительной мере определяются сущностью созданного интеллектуального продукта и фазой инновационного цикла (научные исследования — разработки — производство — сбыт — потребление), на которой этот продукт был получен.
Так, интеллектуальная собственность на стадии фундаментальный и поисковых исследований выступает в форме новых научных знаний, теорий, научных открытий и т. п., объединенных понятием результата научной деятельности.
Специфическими признаками научной деятельности являются:
- самостоятельность, предполагающая непосредственное участие субъекта этой деятельности в создании ее результата;
- творческий характер, обозначающий, что данная деятельность создает результат, не имеющий на данный момент аналогов. Например, теория как интеллектуальная собственность может быть представлена в виде системы новых идей в данной области знаний. Научное открытие — это установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений в той или иной жизненно важной области деятельности.
Прикладные исследования направлены на использование результатов фундаментальных исследований для решения практических задач. На этой стадии интеллектуальная собственность выступает в форме разнообразной научно-технической продукции.
Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», статья 6, п. 4).
Авторское право распространяется на произведения, существующие в какой-либо объективной форме:
- письменной;
- устной;
- звуко- или видеозаписи;
- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж и т. д.).
На письменные произведения авторское право закрепляется указанием в них знака ©, после которого пишется фамилия, инициалы или наименование юридического лица, год (годы) издания. Регистрации этого знака в Российском авторском обществе не требуется (ст. 9 упомянутого Закона).
Правовое обеспечение инновационной деятельности, в том числе защита интеллектуальной собственности, осуществляется следующими актами:
- Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г.
- Об авторском праве и смежных правах. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1.
- О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных. Закон РФ от 23 сентября 1992 г.
- Устав Российского авторского общества (РАО). Принят 12 августа 1993 г.
- Всемирная конвенция об авторском праве, пересмотренная в Париже 24 июля 1971 г.
- Патентный Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1.
- О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1.
- О правовой охране топологий интегральных микросхем. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1.
- О порядке использования изобретений и промышленных образцов, охраняемых действующими на территории РФ авторскими свидетельствами на изобретение и свидетельствами на промышленный образец, и выплаты их авторам вознаграждения. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 12 июля 1993 г. № 648.
- О порядке применения на территории РФ некоторых положений законодательства бывшего СССР об изобретениях и промышленных образцах. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 14 августа 1993 г. № 822.
- Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Утверждено Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482.
- Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров. Утверждено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 12 августа 1993 г. № 793.
- Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Принята в Париже 20 марта 1883 г., неоднократно пересматривалась, в последний раз — в Стокгольме 14 июля 1967 г. Ратифицировано Президиумом Верховного Совета СССР 19 сентября 1968 г.
- Законодательное обеспечение научной деятельности в РФ: Сб. нормативных актов. — М.: НЦ Госкомвуза, 1995.
- Правовое регулирование инновационной деятельности в Высшей школе России: Методические рекомендации. — М.: НЦ Госкомвуза, 1995.
- Проблемы творчества в сфере науки и научной деятельности. — М.: НЦ Госкомвуза, 1995.
- Сборник нормативных актов (Рекомендации по применению порядка защиты авторских прав и прав собственности на научно-техническую продукцию в РФ при ее реализации). — Москва — Саратов: Изд-во «Росвузнаука», 1993.
На первый взгляд количество нормативных актов по правовому обеспечению инновационной деятельности в России впечатляет. Однако при более глубоком изучении вопроса приходишь к следующим выводам:
- правовое обеспечение не подкреплено финансами, методиками, информацией. Научные работники, конструкторы, технологи и другие работники инновационного цикла в России получают зарплату в десятки раз меньше, чем работники тех же профессий в развитых странах;
- в разработанных нормативных актах не видно применения системного подхода. На наш взгляд, следовало бы разработать систему нормативных актов но инновационной деятельности на основе разработки необходимых классификаций, системы терминов и понятий, построения дерева нормативных актов и т. д. Правовые вопросы должны быть увязаны с экономическими, управленческими, экологическими, техническими и другими вопросами.
6.2. Нормативно-методическое обеспечение
Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы инновационного менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах (международного), федерального (государственного), муниципального (регионального) либо фирменного уровня. В межосударственных документах должны регламентироваться все общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации и др. Федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах и т. д. Но документы нижестоящего уровня ни в коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня.
Иерархия нормативно-методического обеспечения системы менеджмента показана на рис. 6.1.
Для чего нужна иерархия, показанная на рис. 6.1? Для обеспечения унификации, взаимозаменяемости и преемственности вопросов управления, регламентированных на верхнем уровне, для нижестоящего уровня. В настоящее время многие вопросы управления мировыми процессами унифицированы для всех уровней управления. Но некоторые из них, например единицы измерения и понятийный аппарат в области менеджмента, маркетинга, системы коммуникации и другие, не унифицированы в рамках мирового сообщества. В одних странах действует система измерений СИ, в других — дюймовая, что очень затрудняет обеспечение взаимозаменяемости технических систем. Ширина железнодорожной колеи не одинакова, что наносит огромный ущерб странам.
Нормативно-методические документы могут быть следующих видов:
- нормативные акты и стандарты (см. п. 8.1);
- методики, положения, инструкции и т. п.
В свою очередь, стандарты могут быть следующих видов:
- международный стандарт (МС);
- европейский стандарт (EN);
- государственный стандарт стран СНГ (ГОСТ);
- государственный стандарт России (ГОСТ Р);
- региональный стандарт (например, РСТ);
- отраслевой стандарт (ОСТ);
- стандарт организации, предприятия, фирмы, корпорации, союза и т. п. (СТП).
После аббревиатуры указываются шифры системы стандартов, региона, отрасли, организации и т. д., потом — порядковый номер стандарта и через тире — год утверждения стандарта. Например, ГОСТ Р 40.00296 «Система сертификации государственных стандартов России. Регистрация систем качества. Общие положения».
Каждый стандарт действует на уровне иерархии, утвердившей его. Например, государственные стандарты России действуют на всей территории РФ, во всех организациях, учреждениях, предприятиях независимо от форм собственности. А стандарты предприятий обязательны для исполнения только на данном предприятии.
Общие вопросы управления экономикой (в широком смысле этого слова), не регламентированные в рамках мирового сообщества, приходится каждой стране решать самостоятельно, что, кроме несения дополнительных затрат, не обеспечивает высокого качества решения и затрудняет интеграцию между странами. Если на федеральном уровне не регламентирован какой-либо вопрос управления глобальной системой, то каждый регион самостоятельно, по-своему и с большими затратами решает этот вопрос, и так до уровня фирмы.
Отсутствие или низкое качество международных правовых норм в области собственности, налоговой системы, финансов, организационно-правовых форм и т. д. сдерживает создание и развитие совместных предприятий, международную интеграцию и взаимовыгодное развитие стран.
Некоторые нормативно-методические документы, разрабатываемые международными организациями, должны быть аутентичными (прямого применения, перевод без искажения содержания) и обязательными для всех уровней иерархии, в том числе и для фирмы, независимо от формы собственности. Например, международная система мер и весов, система измерений, система охраны окружающей природной среды, система управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000, система безопасности и международной сертификации товаров и услуг, основы валютной системы, терминология и операции в области финансов и т. д. должны быть едиными для всех стран и соответственно для всех фирм.
Увеличение количества нормативно-методических документов, правил, терминологии, норм международного характера значительно упростит построение каждой фирмой системы менеджмента, повысит эффективность использования природных ресурсов, труда и капитала как главных факторов обеспечения благосостояния, повышения качества В табл. 6.1 представлен примерный перечень нормативно-методических документов по системе инновационного менеджмента фирмы, разработка и применение которых позволит повысить качество стратегического планирования.
Таблица 6.1.
Примерный перечень нормативно-методических документов по системе инновационного менеджмента фирмы
Наименование подсистемы (блока) | Наименование документа (фирменного стандарта) | Основные разделы документа |
---|---|---|
1. Научное сопровождение системы менеджмента | 1.1. Система менеджмента. Основные положения |
Определения Структура системы менеджмента фирмы Состав целевой подсистемы Состав управляемой подсистемы Состав обеспечивающей подсистемы Состав управляющей подсистемы Состав внешней среды системы менеджмента |
1.2. Система менеджмента. Методика протезирования циклов развития товара |
Основные положения Структура жизненного цикла товара Методика прогнозирования воспроизводственных циклов товара Методика прогнозирования циклов прибыльности товара Информационное обеспечение прогнозирования |
|
1.3. Система менеджмента. Научные подходы к менеджменту |
Основные положения Система научных подходов Сущность системного подхода Сущность воспроизводственного подхода и др. |
|
1.4. Система менеджмента. Общие методы управления персоналом |
Основные положения Методы принуждения Методы побуждения Методы убеждения Сетевые методы |
|
1.5. Система менеджмента. Законы рыночных отношений |
Основные положения Сущность основных законов рыночных отношений Законы организации |
|
1.6. Система менеджмента. Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента |
Основные положения Принципы экономического обоснования Экономическое обоснование мероприятий но повышению организационно-технического уровня производства Экономическое обоснование мероприятий по повышению качества «входа» системы Экономическое обоснование мероприятии по повышению конкурентоспособности товара Информационное обеспечение расчетов Основные |
|
1.7. Система менеджмента. Содержание и порядок разработки бизнес-плана фирмы |
Основные положения Принципы планирования Содержание бизнес-плана Порядок разработки бизнес-плана Организация реализации бизнес-плана Информационное обеспечение |
|
1.8. Система менеджмента. Организация процессов |
Основные положения Сущность и принципы рациональной организации производственных и управленческих процессов Принцип специализации Принцип пропорциональности Принцип параллельности Принцип непрерывности Принции прямоточности Принцип ритмичности и др. |
|
1.9. Система менеджмента. Учет и контроль в системе |
Основные положения Направления и требования к учету Классификация видов контроля Разработка плана контроля Автоматизация оперативного контроля Информационное обеспечение |
|
1.10. Система менеджмента. Мотивация |
Основные положения Теории мотивации Мотивация маркетинговой деятельности Мотивация качественного труда |
|
1.11. Система менеджмента. Регулирование |
Основные положения Факторы регулирования Методика анализа обратной связи в цикле управления |
|
2. Целевая подсистема | 2.1. Система менеджмента. Методическое обеспечение управления конкурентоспособностью товара |
Основные положения Измерение конкурентоспособности товаров Методика изучения факторов конкурентного преимущества фирмы Информационное обеспечение |
2.2. Система менеджмента. Стратегический маркетинг в формировании рыночной стратегии фирмы |
Основные положения Концепция маркетинга Функции маркетинга Формирование нормативов конкурентоспособности товара Методика формирования рыночной стратегии фирмы Информационное обеспечение |
|
2.3. Система менеджмента. Ценовая политика |
Основные положения Принципы ценообразования Виды цен Методы прогнозирования цен Информационное обеспечение |
|
2.4. Система менеджмента. Управление качеством товара |
Основные положения Система показателей качества товара Сертификация товара Антимонопольное законодательство Структура международных стандартов ИСО серии 9000 по управлению качеством товара Структура системы управления качеством товара фирмы Организация управления качеством товара |
|
2.5. Система менеджмента. Политика ресурсосбережения |
Система показателей ресурсоемкости товара Система показателей ресурсоемкости производства Анализ эффективности использования ресурсов Разработка и реализация мероприятий по ресурсосбережению |
|
2.6. Система менеджмента. Методы нормирования ресурсов |
Основные положения Виды норм и нормативов Методика нормирования материальных ресурсов на производство товара Методика нормирования материальных ресурсов на ремонтно-эксилуатационные нужды Методика нормирования трудовых ресурсов Методика нормирования оборудования па замену изношенного Методика нормирования оборудования на капитальное строительство Информационное обеспечение |
|
2.7. Система менеджмента. Методика прогнозирования организационно-технического развития производства |
Основные положения Измерение организационно-технического уровня производства Методика ранжирования факторов организационно-технического уровня производства Методика прогнозирования организационно-технического развития по формам воспроизводства Информационное обеспечение |
|
2.8. Система менеджмента. Методика планирования социального развития коллектива |
Основные положения Показатели социального развития Планирование социального развития коллектива Информационное обеспечение |
|
2.9. Система менеджмента. Охрана окружающей природной среды |
Основные положения Законодательство по охране окружающей природной среды Направления охраны окружающей природной среды Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды Информационное обеспечение |
|
3. Обеспечивающая подсистема | 3.1. Система менеджмента. Ресурсное обеспечение |
Основные положения Классификация видов ресурсов Организация обеспечения производства ресурсами Балансовые методы в организации обеспечения ресурсами |
3.2. Система менеджмента. Методическое обеспечение |
Основные положения Структура нормативно-методических документов по системе менеджмента Требования к содержанию нормативно-методических документов |
|
3.3. Система менеджмента. Информационное обеспечение |
Основные положения Классификация информации Требования к информации Технология информационного обеспечения |
|
3.4. Система менеджмента. Правовое обеспечение |
Основные положения Требования к системе правового обеспечения менеджмента Состав нормативных актов по системе менеджмента |
|
3.5. Система менеджмента. Организационно-технологическое обеспечение системы |
Основные положения Требования к организационной увязке системы менеджмента Структура организационно-технологического проекта по разработке и внедрению системы менеджмента фирмы Координация и мотивация внедрения системы менеджмента |
|
4. Внешняя среда системы менеджмента | 4.1. Система менеджмента. Методика изучения влияния факторов макросреды на устойчивость и эффективность менеджмента |
Основные положения Факторы макросреды Методика изучения влияния факторов макросреды на эффективность менеджмента фирмы Оценка влияния факторов макросреды на эффективность менеджмента |
4.2. Система менеджмента. Методика изучения влияния факторов инфраструктуры региона на эффективность менеджмента |
Основные положения Факторы инфраструктуры региона Методика изучения влияния факторов инфраструктуры региона на эффективность менеджмента фирмы Оценка влияния факторов инфраструктуры региона на эффективность менеджмента |
|
4.3. Система менеджмента. Методика изучения влияния факторов микросреды на эффективность менеджмента |
Основные положения Факторы микросреды фирмы Методика изучения конкурентов Методика изучения клиентуры Методика изучения поставщиков Методика изучения инфраструктуры рынка Оценка влияния микроструктуры фирмы на эффективность менеджмента |
|
5. Управляющая подсистема | 5.1. Система менеджмента. Управление персоналом |
Основные положения Принципы управления персоналом Формирование структуры фирмы Требования к положениям о подразделениях фирмы и должностным инструкциям Оценка деловых качеств менеджера Научная организация труда менеджера |
5.2. Система менеджмента. Основы социологии и психологии |
Основные положения Личность и коллектив в системе менеджмента Социальные аспекты менеджмента Психологические аспекты менеджмента Стиль руководства Методы разрешения конфликтов Управление стрессами |
|
5.3. Система менеджмента. Методы анализа управленческих решений |
Основные положения Принципы и классификация методов анализа Сравнительный анализ Факторный анализ Функционально-стоимостный анализ Информационное обеспечение |
|
5.4. Система менеджмента. Методы прогнозирования управленческих решений |
Основные положения Принципы и классификация методов прогнозирования Методы экстраполяции Параметрические методы Экспертные методы Информационное обеспечение |
|
6. Управляемая подсистема | 6.1. Система менеджмента. Стратегический маркетинг |
Основные положения Стратегическая сегментация рынка Стратегия ценообразования Разработка нормативов конкурентоспособности товаров и фирмы Разработка стратегии фирмы Формирование портфеля новшеств и инноваций фирмы Информационное обеспечение |
6.2. Система менеджмента. Организация НИОКР |
Основные положения Задачи и формы НИОКР Организация исследований Организация разработок Организация патентно-лицензионной работы Информационное обеспечение |
|
6.3. Система менеджмента. Организация технологической подготовки производства |
Основные положения Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства Задачи, принципы и этапы технологической подготовки производства Экономические вопросы технологической подготовки производства Принципы организации капитального строительства Информационное обеспечение |
|
6.4. Система менеджмента. Организация производства и сервиса продукции и инноваций фирмы |
Основные положения Особенности организации производства новшеств Принципы организации производства продукции Организация тактического маркетинга Организация сервиса продукции и инноваций фирмы Информационное обеспечение |
|
6.5. Система менеджмента. Анализ эффективности инновационной деятельности фирмы |
Основные положения Требования к формированию системы показателей эффективности инновационной деятельности Расчет показателей эффективности Анализ эффективности внедрения инноваций и продажи новшеств Информационное обеспечение |
Состав и содержание приведенных в табл. 6.1 нормативно-методических документов по системе инновационного менеджмента является ориентировочным. В принципе, чем крупнее фирма и сложнее выпускаемая ею продукция, тем больше должно быть нормативно-методических документов по менеджменту.
Во всех документах имеется раздел «Основные положения» и в большинстве — «Информационное обеспечение». Примерное содержание раздела «Основные положения»:
- основание для разработки;
- актуальность документа (с точки зрения положения дел на фирме в данной области);
- назначение документа;
- основныетермины и определения;
- область применения документа (кому предназначен);
- органы, контролирующие применение документа;
- ответственность за несоблюдение требований документа.
Примерное содержание раздела «Информационное обеспечение»:
- классификация информации, используемой при применении документа;
- требования к информации;
- источники получения информации;
- технология и технические средства получения (сбора), обработки, передачи, накопления и использования информации.
6.3. Финансовое и материальное обеспечение
Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входят основными компонентами в систему ресурсного обеспечения.
Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента:
- своевременное обеспечение потребителей фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;
- улучшение использования ресурсов.
Виды ресурсов:
- трудовые ресурсы;
- материальные ресурсы;
- основные производственные фонды;
- финансовые ресурсы;
- интеллектуальная собственность;
- организационный ресурс;
- совокупные ресурсы — сумма предыдущих видов ресурсов в денежном выражении.
Наличие и состав ресурсов определяются объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок.
Процесс движения ресурсов включает:
- формирование ресурсов, т. е. привлечение ресурсов для выполнения маркетинговых исследований, работ по стратегическому менеджменту;
- использование ресурсов по одному из перечисленных направлений;
- восстановление ресурсов;
- утилизацию или списание ресурсов.
Методы обеспечения ресурсами:
- через товарно-сырьевые биржи;
- прямые связи, аукционы, конкурсы;
- собственное производство;
- спонсорство идр.
Ключевым вопросом ресурсного обеспечения инновационного менеджмента является финансирование инновационной деятельности. Рассмотрим этот вопрос подробнее по разработкам Л. С. Барютина.
Финансовое обеспечение любого хозяйствующего субъекта охватывает денежные отношения организации с другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате научно-технической продукции, контрагентских работ, поставок спецоборудования, материалов и комплектующих изделий, расчетов с учредителями, трудовым коллективом и государственными органами управления. Система финансирования выполняет две функции: распределительную и контрольную.
Принципы организации финансирования:
- четкая целевая ориентация системы — ее увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;
- логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;
- множественность источников финансирования;
- широта и комплексность системы, т.е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования;
- адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.
Основные задачи финансирования:
- создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народнохозяйственного комплекса страны, обеспечения ее структурно-технологической перестройки;
- сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;
- создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.
В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:
- финансовые ресурсы, образуемые за счет собственных и приравненных средств:
- доходы (прибыль от реализации товарной продукции, научно-технической продукции, строительно-монтажных работ, от финансовых операций и др.);
- поступления (амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления и другие поступления);
- финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке:
- продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг;
- кредитные инвестиции;
- финансовый лизинг;
- средства научных фондов;
- спонсорские средства;
- финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения:
- страховое возмещение по наступившим рискам;
- финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур;
- финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах;
- дивиденды и проценты по ценным бумагам и других эмитентов;
- бюджетные ассигнования и другие виды ресурсов.
6.4. Информационное обеспечение и статистика инноваций
Информационное обеспечение системы менеджмента — одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация. Поэтому сначала рассмотрим это понятие по источнику.
Коммуникация — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникациия — это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать том, что делаем, смысл может быть утрачен.
Руководитель 50 - 90% всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
- Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
- Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью
- Канал — средство передачи информации.
- Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы следующие:
- Зарождение идеи.
- Кодирование и выбор канала.
- Передача.
- Декодирование.
Предлагается следующая классификация информации:
- по объекту — показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;
- по принадлежности к подсистеме системы менеджмента — информация по целевой подсистеме, научному сопровождению системы, внешней среде системы, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистемам;
- форме передачи — вербальная (словесная) информация и невербальная;
- по изменчивости во времени — условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);
- по способу передачи — спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;
- по режиму передачи — в нерегламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;
- по назначению — экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;
- по стадиям жизненного цикла объекта — по стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т. д.;
- по отношению объекта управления к субъекту — между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.
Идея классификации информации используется при ее кодировании.
Основные требования к качеству информации:
- своевременность;
- достоверность (с определенной вероятностью);
- достаточность;
- надежность (с определенной степенью риска);
- комплексность системы информации (по качеству и ресурсоемкости товара, условиям, по стадиям жизненного цикла товаров фирмы и конкурентов и т. д.);
- адресность;
- правовая корректность информации;
- многократность использования;
- высокая скорость сбора, обработки и передачи;
- возможность кодирования;
- актуальность информации.
Вопросы организации массива и потоков информации, технологического процесса ее переработки изложены подробно в специальной литературе.
Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется «Положением о государственной системе научно-технической информации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Рассмотрим эти материалы.
Государственная система научно-технической информации — совокупность научно-технических библиотек и организаций — юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.
Целью создания ГСНТИ является обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации (НТИ), их интеграция в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационной продукции и услуг.
К федеральным органам НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся:
- Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства промышленности, науки и технологий РФ;
- Всероссийский центр межотраслевой информации Министерства экономического развития и торговли РФ;
- Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства промышленности, науки и технологий РФ;
- Всероссийский центр научной и технической информации Российской академии наук и Министерства науки и технологий РФ;
- Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства промышленности, науки и технологий РФ;
- Библиотека РАН;
- Библиотека по естественным наукам РАН;
- отраслевые библиотеки.
Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на единых международных подходах и стандартах. 24 октября 1991 г. на 56-й сессии Комитета научно-технической политике ОЭСР было принято Руководство Осло по сбору и интерпретации данных в области технологических инноваций.
Международные стандарты в статистике науки и инноваций — комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистике. Необходимость стандартизации статистики науки и ликвидации национальных различий в практике учета показателей первоначально возникла в процессе интеграции мирового хозяйства промышленно развитых стран, развития экономического и научно-технического сотрудничества. Быстрый рост ресурсов, выделяемых ими на научные исследования и разработки, потребовал развертывания работ по сбору и анализу соответствующей информации.
Активную роль в создании новых и уточнении существующих международный стандартов по статистике науки и инноваций играет Евростат — Статистическая служба Евросоюза. В 1969 г. Евростатом была разработана первая редакция номенклатуры для анализа и сопоставления научных программ и бюджетов (в настоящее время действует редакция 1992 г.), являющаяся основой для сбора данных о бюджетных ассигнованиях на научные исследования и разработки по социально-экономическим целям в странах — членах Евросоюза, их обобщения и подготовки ежегодных докладов о государственном финансировании науки в ЕС.
Классификация отражает глобальные задачи, для решения которых выделяются государственные ассигнования на НИОКР; она претерпевает изменения по мере трансформации целей государственной научно-технической политики стран — членов ЕС. Евростатом подготовлено также руководство по региональным аспектам статистики науки и инноваций.
Отдел статистики ЮНЕСКО осуществляет систематический сбор, анализ и публикацию статистических данных о науке и технике.
С целью гармонизации категорий и определений статистики науки для представления информации в ЮНЕСКО на двенадцатой сессии ее генеральной конференции в 1978 г. была одобрена «Рекомендация по международной стандартизации статистики науки и техники», в развитие которой в 1984 г. опубликовано Руководство ЮНЕСКО по статистике науки и техники. В нем учитывался опыт как ОЭСР, так и бывшего Совета экономической взаимопомощи. На основе Руководства Фраскати Рекомендации ЮНЕСКО были в 1995 г. еще раз уточнены (Париж).
Руководство Фраскати редакции 1993 г. определяет основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам, их состав и границы; систему институциональный и функциональный классификаций; подходы к измерению численности персонала, занятого НИОКР, и затрат на эти цели; процедуры проведения обследований; рекомендации по оценке и анализу бюджетных ассигнований на научные исследования и разработки, методологии расчета дефляторов и валютных паритетов. В развитие идей Руководства Фраскати подготовлена серия международных стандартов по отдельным специфическим проблемам, и их круг постоянно расширяется. Перевод на русский язык и публикация Руководства Фраскати осуществлены ЦИСН Миннауки РФ и РАН.
Задачи информационного обеспечения инновационных процессов должны быть адекватны общим направлениям реформирования российской статистики.
Последние заключаются в следующем:
- адаптации российской статистики к изменениям, происходящим в социально-экономической сфере в процессе экономических реформ;
- обосновании направлений и этапов проведения комплексного и согласованного пересмотра статистических показателей, форм отчетности и развития других источников и методов получения необходимых данных;
- обеспечении своевременности формирования, полноты и оперативности представления статистической информации государственным органам и международным организациям путем внедрения прогрессивных методов наблюдения и современных информационно-технологических средств сбора, передачи и обработки данных;
- повышении аналитичности и улучшении качества информации за счет расширения круга разрабатываемых расчетных показателей, взаимодействия с внешними информационными системами;
- эффективном обеспечении всех категорий пользователей на различных уровнях необходимой статистической информацией при сочетании доступности данных и их защиты;
- повышении роли регионального уровня в ходе реформирования статистики.
Статистическая отчетность инновационной деятельности осуществляется по формам:
- № 5-нт (образцы) «Отчет о созданных впервые в России и образцах новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов»;
- № 5-нт (материалы) «Отчет о созданных впервые в России новых видах сырья, материалов, веществ»;
- № 5-нт «Отчет об освоении, сертификации и снятии с производства промышленной продукции»;
- № 18-нт «Отчет о затратах на внедрение научно-технических мероприятий и их экономической эффективности»;
- № 4-нт (перечень) «Отчет об использованных в производстве изобретениях и промышленных образцах»;
- № 4-нт «Отчет о поступлении и использовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рационализаторских предложений».
Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных предприятий (основные показатели), строится следующим разделам:
- Инновационная активность предприятий.
- Источники информации об инновациях.
- Цели инновационной деятельности.
- Затраты на технологические инновации.
- Исследования и разработки.
- Количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок.
- Технологический обмен.
- Методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукта, процесс-инноваций.
- Результаты инновационной деятельности.
- Факторы, препятствующие инновациям.
В середине 80-х гг. специалисты европейских стран пришли к выводу о необходимости централизации помощи развитию бизнеса не только в рамках отдельных стран, но и Европы в целом. Указывалось, что небольшие фирмы не имеют необходимой информации, в связи с чем не могут контролировать изменения рынка. Перед европейскими информационными центрами ставилась задача помочь средним и мелким фирмам извлечь максимум преимуществ из общего рынка. Были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ) и сеть его отделений, которая в 1995 г. включала в себя 21 группу в Великобритании и 210 групп в других странах Европы, соединенные электронной сетью. ЕИЦ получает 25% финансирования от ЕС, а 75% его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно.
В последние годы одним из важнейших технических средств обеспечения любой деятельности стала комплексная транснациональная компьютерная электронная информационная сеть Интернет (Internet).
Интернет формируется как самоорганизующая система, без централизованного управления, планов развития и схемы составляющих ее звеньев. Интернет — важнейший инструмент исследовательского процесса, это страницы «всемирной паутины», инструмент рекламы, маркетинга, информационного обеспечения, оперативного управления. Интернет — самая дешевая и емкая информационная технология будущего. На Западе Интернет в квартирах — обычная картина, а организации без него уже не могут обойтись.
Р.А. Фатхутдинов, Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд. — СПб.: Питер, 2003.