Тема 3. Государственное управление: человек, коллектив, общество
Государственное управление — это прежде всего управление людьми. Обращаясь к людям, государственные органы воздействуют на них индивидуально и через их различные коллективы — естественно сложившиеся группировки (например, социальный слой интеллигенции) и созданные по воле людей (например, партии). Многие государственные акты обращены и к всеобъемлющему коллективу — обществу в целом (например, требование соблюдать конституцию). В свою очередь, как говорилось, граждане, их коллективы, общество, реагируют на государственное управление и устанавливают обратные связи с государственными органами, государством в целом.
Для управления поведением личности, коллектива и по отношению к обществу в целом используются методы, перечисленные выше (стимулирования, дозволения, требования, запрета, предоставления прав, возложения обязанностей и др.).
3.1. Государственное управление и человек
Государственное управление играет огромную роль в жизни человека от рождения (свидетельство о рождении) и до смерти (соответствующая справка). Правда, мы не всегда это замечаем, а иногда и не знаем о скрытой опеке государства.
Государственное управление и статус личности. Воздействие государственного управления на человека имеет разные формы. Государственный орган или должностное лицо может непосредственно управлять поведением человека (в рамках закона). Например, судья приговаривает нарушителя общественного порядка к административному аресту в течение 15 суток; начальник направляет работника в служебную командировку; милиционер задерживает на два часа нарушителя общественного порядка для составления протокола и т.д. Государственное управление поведением отдельного человека может осуществляться опосредованно, через различные коллективы (например, признание судом забастовки, в которой участвовал данный гражданин, незаконной с вытекающими из этого негативными, в том числе и для этого гражданина, последствиями; путем повышения заработной платы работникам государственных учреждений культуры, где человек работает; отказ в государственной регистрации партии, где он состоит). Государственное управление поведением личности возможно и путем вмешательства государства в дела общества в целом. Устанавливая иной порядок оборота земель, вводя новое пенсионное обеспечение, создавая всеобъемлющую информационную сеть и т.д., государство изменяет что-то в обществе и тем самым в положении каждого отдельного человека.
Прежде всего, государство устанавливает институт гражданства (существование или отсутствие правовой связи лица с данным государством), определяя в законе, кто из проживающих на его территории или вне ее является гражданином, иностранцем, лицом без гражданства, лицом с множественным (обычно двойным) гражданством (в России действует закон о гражданстве 2002 г.). Такой статус лежит в основе неодинаковых связей личности и государства, определяет применение разных приемов, способов государственного управления по отношению к человеку. Состояние гражданства (в монархиях употребляется также термин «подданство» с акцентом на личную связь человека и главы государства) порождает определенные права, которых не имеет иностранец или лицо без гражданства (например, участие в выборах в парламент или право состоять в политических партиях), а также возлагает на гражданина определенные обязанности, которых не несут иные лица (например, воинскую обязанность). Граждане имеют наиболее широкие права и несут больше обязанностей перед государством. По отношению к гражданину государство может применить такие методы управления, которые невозможны по отношению к иностранцу (например, военный призыв).
Положение граждан в государстве также может быть неодинаковым. Натурализованные граждане (принятые в гражданство данной страны по их ходатайству) не всегда имеют одинаковые права с гражданами, которые приобрели гражданство в силу рождения от родителей-граждан или рождения на территории данного государства. В ряде стран натурализованные граждане не могут быть избраны президентами (Египет, США и др.), в некоторых странах (Австрия, Мексика и др.) натурализованные граждане могут быть лишены гражданства (обычно по постановлению суда), а урожденные — нет. В России таких различий нет.
Иностранцы, лица без гражданства также состоят в определенных правовых и фактических связях с государством, на территории которого они находятся временно или постоянно. Однако характер этих связей иной, как и некоторые методы государственного регулирования их поведения (в тех сферах, где оно может регулироваться). Иностранцы пользуются социально-экономическими правами (правом на труд, на образование и др.), личными правами (например, на личную неприкосновенность, на тайну переписки и доставляемых сообщений); в некоторых странах постоянно проживающие и уплачивающие налоги иностранцы на основе взаимности могут участвовать в выборах (обычно органов местного самоуправления или чаще — только этих органов, например в России). Вместе с тем иностранцы и лица без гражданства ограничены в политических правах. Как правило, они не могут участвовать в выборах центральных органов государства, не могут быть приняты на классифицированную государственную службу, создавать политические партии. Их трудовые и имущественные права могут быть ограничены законом (в некоторых странах, в том числе в России, они не могут быть капитанами морских судов, членами экипажей самолетов, приобретать сельскохозяйственные земли в собственность и др.). На иностранцев и лиц без гражданства распространяются законы страны проживания, за их нарушение они, как и граждане, несут ответственность. Со своей стороны, государство обязано защищать жизнь, свободу, имущество иностранцев, лиц без гражданства, охранять их права. Таким образом, независимо от статуса личности, если человек находится на государственной территории, а гражданин данного государства — и вне ее, существуют взаимные права и взаимная ответственность личности и государства.
В России действует закон 2002 г. о правовом положении иностранцев (он распространяется и на лиц без гражданства). Иностранные граждане могут получить разрешение на временное проживание (до трех лет) и вид на жительство (до пяти лет, подлежит перерегистрации). Правительство РФ ежегодно устанавливает квоту выдачи разрешений на трудовую деятельность иностранных граждан в России (на 2003 г. — 530 тыс. разрешений, распределенных по субъектам РФ). Въезжающий в Россию иностранец заполняет миграционную карту (на самолете, поезде, корабле) и предъявляет ее пограничному контролю при въезде и выезде (в последнем случае — отрывной талон).
Личность, ее права и обязанности по отношению к государству. Личность, независимо от того, является человек гражданином данного государства или нет, имеет по отношению к государству различные права. Принято различать, с одной стороны, прирожденные, естественные права человека (право на жизнь, свободу, собственность и др.), которые, как считается, не могут быть отчуждены государством, его органами по их прихоти (лишение имущества, не говоря уже о жизни или свободе, возможно только на основании закона и с соблюдением строгой судебной процедуры), с другой — позитивные права гражданина как члена политического сообщества, предоставляемые от имени государства, а в конечном счете от имени общества (например, право на государственную пенсию). В современных условиях обе группы прав закреплены в конституциях и относятся к числу основных конституционных прав.
Помимо основных конституционных прав личность обладает многими другими конкретными правами, выступая в отношениях в разных качествах (работника, продавца и покупателя, пассажира на транспорте и т.д.).
Государственное управление в области осуществления прав человека и гражданина в демократических странах, с одной стороны, исходит из всемерной защиты этих прав и создания необходимых условий для их реализации. Все органы государства (а не только специализированные, правоохранительные) участвуют в этом. Выше уже говорилось о деятельности различных органов государства в сфере экономики, социальных отношений, политики, духовной жизни общества, непосредственно связанных с благами личности. С другой стороны, государственное регулирование исходит из постулата, принятого в международном праве, в соответствии с которым права человека и гражданина не имеют абсолютного, беспредельного характера. Свобода и демократия — это не вседозволенность. Закрепленные в конституциях права (в том числе так называемые естественные) могут быть ограничены, но только в интересах соблюдения общественного порядка, охраны здоровья населения, общественной морали, соблюдения прав других лиц и лишь на основе закона и в соответствующих формах. Это допустимо не только в условиях чрезвычайного положения, но и в обычных условиях в соответствии с конституцией (в том числе российской) и международными актами о правах человека.
Личность не только имеет определенные права по отношению к государству, но и несет определенные обязанности. В общем виде это положение сформулировано как конституционное требование исполнять конституцию и законы государства, иные правовые акты, а также общепринятые нормы международного права и ратифицированные государством международные договоры, поскольку в соответствии со многими современными конституциями, включая российскую, эти нормы и акты составляют часть права страны или даже имеют приоритет по отношению к внутреннему законодательству. Есть и другие конституционные обязанности граждан: платить налоги, служить в армии и т.д. Некоторые конституции (например, Германии) устанавливают, что гражданин обязан защищать конституционный строй и свободный демократический порядок.
Государство, его права и обязанности по отношению к личности
Права государства по отношению к личности связаны с требованием должного поведения личности, предусмотренного правовыми нормами. Осуществляя управление, государственные органы вправе требовать от личности исполнять конституцию и законы, поддерживать общественный порядок, защищать конституционный строй. В странах тоталитарного социализма предусмотрены и другие требования: трудиться, соблюдать дисциплину труда, учиться, повышать свой культурный уровень и т.д.
Закрепляя права человека и гражданина в конституции, иных законах и правовых актах, государство берет на себя обязанность защищать личность, ее жизнь, свободу, достоинство, имущество от любых посягательств, гарантировать осуществление ею своих прав. Индивид может обратиться в суд с иском к государству, его органам, должностным лицам. Наряду с судом (в том числе конституционными судами) права человека охраняют другие органы государства: прокуратура, омбудсманы (уполномоченные парламента по правам человека и другим вопросам) и т.д. Пройдя все стадии защиты прав в государстве пребывания и будучи неудовлетворенным, индивид (теперь, после ратификации парламентом в 1997 — 1998 гг. ряда документов Совета Европы, и российский гражданин) может обратиться в международные органы (Европейский Суд по правам человека в г. Страсбурге), а также в Комитет ООН по правам человека (решения последнего не имеют обязывающего характера). Некоторые граждане России обращались в Европейский Суд по правам человека с исками против российского государства, в 2002 г. ими были выиграны первые дела.
При отклоняющемся поведении личности государственные органы в соответствии с законом могут применять санкции. При совершении преступления к виновному лицу может быть применено наказание, вплоть до смертной казни (во многих государствах смертная казнь отменена, в России не применяется). Государство вправе требовать уплаты установленных законом налогов, средства от которых идут на затраты для выполнения «общих дел» (оборону государства, содержание государственного аппарата для управления обществом и пр.), соблюдения общественного порядка. В случаях нарушений могут быть применены штрафные санкции (административная ответственность). Существует гражданско-правовая ответственность индивида перед государством: помимо возмещения ущерба возможны и другие взыскания. Для служащих некоторых категорий предусмотрена дисциплинарная ответственность (выговор, понижение в должности и др.).
Обладая правами, государство несет обязанности по отношению к личности. Организуя охрану общественного порядка, используя подчиненные его органам полицию, внутренние войска, другие свои «материальные придатки», государство обязано защищать человека и гражданина. В соответствии с конституционными формулировками о «социальном государстве» оно должно предоставлять индивидам социальные услуги (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, забота об условиях труда и отдыха и т.д.), должно принимать меры по улучшению качества жизни граждан.
Не всегда отношения личности и государства являются правовыми. Во-первых, как отмечалось выше, есть множество фактических отношений, которые не нуждаются в урегулировании правовыми нормами. Во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов случаи отклоняющегося, правонарушающего поведения человека (преступления и др.). Со своей стороны, государство иногда нарушает установленные им правовые нормы, не обеспечивает необходимые гарантии личности (например, длительные и массовые задержки выплаты заработной платы и пенсий в России), осуществляет массовые репрессии (например, в фашистской Германии).
3.2. Государственное управление и коллектив
Разновидности коллективов и государственное управление
В любом современном обществе существуют самые разные коллективы. Различают естественно сложившиеся коллективы (классы и социальные слои), коллективы формализованные, требующие регистрации в государственных органах (например, политические партии), объединения устойчивые, постоянные (например, профсоюзы) и временные, преходящие (например, объединение людей в ходе демонстрации граждан, выступающих под лозунгами оппозиции), многочисленные (массовые) и имеющие очень небольшой состав, общегосударственные и местные и т.д.
Есть организации, действующие,легально, и нелегальные, подпольные организации (в России, например, это Новая революционная инициатива и Реввоенсовет Республики — узкие группы, устраивавшие взрывы у дверей некоторых государственных учреждений в Москве и взрывы памятников). Специфика тех или иных объединений оказывает прямое воздействие на особенности государственного управления по отношению к ним.
Особенности государственного управления различными видами коллективов. Отношения государственных органов и коллективов определяются многими обстоятельствами: характером формирования коллектива (естественно сложившиеся коллективы, например, крестьянство нельзя «распустить», как это можно сделать в отношении политической партии, систематически нарушающей конституцию), природой коллектива (взаимосвязи государства с коллективами политического характера иные, чем, скажем, с обществом филателистов), значением в общественной жизни (например, общегосударственный или локальный), позицией по отношению к государственной власти (сотрудничает, находится в оппозиции, ведет подпольную вооруженную борьбу) и т.д.
Отношения государства с объективно складывающимися в обществе разными социальными коллективами (рабочим классом, крестьянством, интеллигенцией, «средним классом», крупными предпринимателями и т.д.) неодинаковы. Наиболее отчетливо это проявлялось в условиях тоталитарного социализма, когда государство официально поддерживало рабочий класс и ликвидировало «класс эксплуататоров» (в советской России для ликвидации кулачества — зажиточных крестьян применялась ссылка и высылка). В современных демократических странах государство стремится опереться на средний класс, но нередко те или иные принципиальные направления деятельности государства определяет группировка крупнейших предпринимателей (известна роль олигархов и в России).
Ко многим общественным объединениям, особенно локальным, не выступающим с политических позиций (например, к союзам филателистов — коллекционеров почтовых марок), государство относится нейтрально. В данном случае активное государственное управление используется в минимальной степени. Установив в законе общие правила, относящиеся к объединениям в целом (например, российский Федеральный закон об общественных объединениях 1995 г.), или правила, относящиеся к определенным категориям такого рода объединений (российский Федеральный) закон о потребительской кооперации 1997 г.), оно не особенно интересуется их деятельностью, если они не нарушают законы. Это же относится ко многим объединениям по интересам, клубам, к различным органам общественной самодеятельности (например, уличные, домовые, родительские комитеты в школах), которые не имеют централизованного характера.
Социально-экономические объединения привлекают пристальное внимание государства, но его отношения с предпринимательскими союзами, профсоюзами, крестьянскими союзами не одинаковы. Предпринимательские союзы выступают, скорее, как советники государства, его органов, прежде всего по вопросам экономической политики. Иногда предпринимательские союзы выступают и как группы давления, что обычно имеет место в кризисных ситуациях.
Крестьянские союзы редко оказывают значительное давление на государственную власть, в частности, в силу распыленности крестьянских хозяйств, слабой организованности крестьян. Обычно они требуют повышения цен на сельскохозяйственную продукцию и недопущения в страну более дешевой импортной продукции. В некоторых странах крестьянские союзы иногда организуют демонстрации, перегораживая дороги. Во всех странах государственные органы поддерживают кооперативные объединения крестьян (это выгодно для государства) прежде всего путем предоставления льгот, ссуд, снижения налогов, другими экономическими мерами. В странах тоталитарного социализма применялись принудительные меры со стороны государства для ускорения процесса кооперирования в сельском хозяйстве.
Профсоюзы чаще всего выступают в роли групп давления, требуя принятия законодательства о повышении заработной платы, улучшения условий труда, пенсионного обеспечения и т.д. Нередко в стране (в том числе в современной России) имеется несколько профсоюзных центров, лидеры одних из них сотрудничают с правительством, другие выступают в оппозиции. В демократических странах (и в России) профсоюзам, как и другим непартийным общественным объединениям, обычно запрещено заниматься политической деятельностью (под этим прежде всего подразумевается участие в избирательных кампаниях), для этой цели существуют партии. В тоталитарных странах профсоюзы, другие непартийные объединения различных слоев населения могут активно вовлекаться государством в политику, но только в целях поддержки государственной власти и под руководством правящей партии.
Под лозунгами сотрудничества государства, труда и капитала во многих странах создаются общегосударственные совещательные советы. В них представлены государственные чиновники, лидеры профсоюзов, сотрудничающих с правительством, предприниматели. Советы — это консультативные органы для обсуждения и выработки рекомендаций по экономическим и социальным вопросам. Они могут играть важную роль в выработке условий «социального контракта» и «социального партнерства» в обществе. Такой трехсторонний орган (комиссия) есть и в России.
Иногда парламент (в редких случаях также иные органы государства) формируется путем представительства от общественных объединений. Такой порядок использовался в Португалии (до 1974 г.), Испании (до 1977 г.), частично в Югославии (до 1992 г.) и в СССР (1990 — 1993 гг., когда часть депутатов избиралась общественными объединениями). Государства, применяющие только эту или в основном эту систему (наряду с другими признаками), называются в литературе корпоративными государствами.
Среди общественных объединений важнейшее место занимают политические партии, целью которых, в отличие от других общественных объединений, является борьба за государственную власть (в современных условиях преимущественно мирными средствами, используя выборы). Партии стремятся создать свое правительство или ввести в него своих представителей, оказывают давление на государственную власть.
Государство устанавливает с ними особые отношения. Во многих новых конституциях определяются их статус, роль в обществе. В демократических конституциях предусмотрена многопартийность, государству запрещается искусственно ограничивать число партий. Они могут сменять друг друга у власти путем выборов, и это действительно происходит.
В тоталитарных государствах конституциями может предусматриваться существование только одной партии. Все партии обычно запрещаются в условиях военных режимов. Они запрещены в странах мусульманского фундаментализма как разрушающие единство «правоверных» (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и др.).
В конституциях многих стран (Германия, Бразилия и др.) в законах о партиях (в том числе в законе России 2001 г.) говорится, что партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, что они должны строиться на принципах демократии, их органы должны избираться, периодически должны созываться съезды и конференции партии. Государство устанавливает и другие требования к партиям, в том числе обязательную государственную регистрацию. Оно поддерживает крупные партии путем ежегодного государственного финансирования (из бюджета) в пропорции к числу голосов, полученных партией на выборах парламента или президента. Такой порядок предусмотрен и в России Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (может быть осуществлен не ранее 2004 г.). Партии признаются судом неконституционными и подлежат роспуску, если они прибегают к насильственным действиям с целью изменения государственного строя, проповедуют расизм, разжигают социальную, религиозную, национальную вражду в обществе. Это относится и к другим общественным объединениям.
Существуют объединения, которые не рассматриваются как общественные объединения. Это религиозные объединения, общества для извлечения прибыли (акционерные общества и др.), кооперативы и др. Государство также регулирует их деятельность, прежде всего путем принятия законов. В России в отношении религиозных объединений действует закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г. (с последующими изменениями). Религиозные объединения создаются и осуществляют свою деятельность на основе собственной иерархической структуры (патриарх, синод, епископы и епархии и т:д.), они избирают или назначают персонал по своим установлениям. Они не могут наделяться функциями государственных органов и органов местного самоуправления, не могут участвовать в выборах, делать взносы в избирательные фонды, не вправе заниматься политической деятельностью, участвовать в работе политических партий, оказывать им материальную помощь. Однако эти ограничения относятся к деятельности объединений. Верующие избирают и могут быть избраны, духовные лица тоже могут быть избраны (однако в настоящее время в России церковь запрещает им избираться по крайней мере в парламент, за это лишают духовного сана), вправе участвовать в политической деятельности индивидуально.
Деятельность изуверских сект, наносящих ущерб личности, здоровью и имуществу граждан, не допускается.
В отличие от России в некоторых зарубежных странах есть обязательная религия и государственная церковь. В странах мусульманского фундаментализма не допускается деятельность каких-либо иных религий и их учреждений. В странах Европы (Великобритания, Швеция, Дания, Греция, Болгария, Испания и др.) различные направления христианства (католичество, протестантизм, лютеранство, православие) объявлены государственными религиями. Государство оказывает материальную поддержку только государственной церкви. Только те акты гражданского состояния (браки, записи рождений, смерти и т.д.), которые совершены в государственной церкви, имеют юридическое значение.
Регулирование кооперативных объединений также имеет свою специфику, что связано с их характером как хозяйственных организаций. Государственное регулирование осуществляется на уровне законов. Государство устанавливает для кооперативов льготы, создает благоприятные условия с целью поощрять объединение граждан в кооперативы.
Организации для извлечения прибыли (акционерные общества, разного рода товарищества), подобно церковным организациям, не рассматриваются как общественные объединения. Государственное управление ими осуществляется в основном в форме принятия законов о таких организациях и лицензирования, т.е. выдачи разрешений на предпринимательскую деятельность определенного рода, и последующего государственного контроля за соблюдением условий лицензии и законодательства. Их деятельность регулируется гражданскими кодексами, а также специальными законами об акционерных обществах, другими законами.
Стихийно возникшая группировка (например, бегущая толпа во время паники или просто толпа людей, идущих вместе после работы) не рассматривается как коллектив ( даже временный) для достижения цели, имеющей общественный характер, хотя и в случае паники органы государства принимают все законные меры, чтобы предотвратить грозящие бедствия или жертвы. Временные коллективы создаются по заранее намеченному плану с определенной законной целью (банда преступников имеет противозаконную цель). Такие коллективы образуются, например, во время собраний, митингов, демонстраций, это группы пикетчиков. Их организация и деятельность регулируется законами (например, собрания допускаются «мирные» и без оружия, для демонстраций устанавливается определенный маршрут, пикеты возле органов государственной власти разрешены на определенном удалении и т.д.), а правоохранительные органы государства обязаны обеспечить проведение законного собрания (демонстрации, митинга, пикета) и охранять его от враждебных посягательств.
Государственное регулирование относится только к тем временным коллективам, которые создаются для проведения публичных мероприятий и открыты для любых участников. Частные собрания, вечеринки с определенным кругом приглашенных гостей правом не регулируются (если на таких собраниях совершаются незаконные действия, это относится не к регулированию самих собраний, а к иным вопросам).
3.3. Государственное управление и общество
Государственное управление и «гражданское общество». Государство — часть общества. В то же время оно отчуждается от общества, приобретает собственное бытие и тенденции развития, более того, становится регулятором общественного развития. Однако его регулирующая роль по отношению к обществу ограничена. Эта ограниченность первоначально нашла свое выражение в концепции «гражданского общества». Просветители и энциклопедисты XVIII в., выдвинувшие эту концепцию в борьбе против абсолютизма, утверждали, что есть сферы, куда государство вмешиваться не может. Это — естественные права человека и гражданское общество. Последнее понималось французскими, английскими американскими авторами XVIII—XIX вв. не совсем одинаково. Значительные различия в толковании этого понятия существуют и в современной литературе.
Считается, что гражданское общество — это:
- отделенная от государства структура, состоящая из множества ассоциаций, добровольных объединений;
- сфера реализации общественных интересов, находящихся вне непосредственной деятельности государства;
- совокупность людей, строящих определенные отношения без вмешательства государства, на основе свободы выбора;
- самоорганизованные группы, движения и личности, независимые от государства;
- материальные условия жизни.
Утверждают, что гражданское общество — это все то, что находится за пределами государства и государственного вмешательства (управления), многообразные, не опосредованные государством и правом отношения свободных и равноправных людей, живущих в условиях рынка и демократического правового государства. Некоторые зарубежные политологи определяют гражданское общество как «самоорганизованные группы, движения и личности, независимые от государства».
Термин «гражданское общество» в том толковании, которое ему придается, не очень удачен. Понятие «гражданин» (в отличие от понятия «человек»), от которого произведен, по крайней мере этимологически, термин «гражданское общество», имеет в своей основе элемент государственности. Термин «гражданин» указывает на связь лица с государством, а не его отделение от государства. Именно так определяется понятие гражданства в том числе и в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».
Создание гражданского общества связывают с определенной ступенью развития: в прошлом — с признанием естественных (а затем иных) прав человека, с уважением человеческой личности, со свободой частной собственности и конкуренции, ликвидацией абсолютизма, демократией на основе правового равенства и т.д., а в современных условиях — обычно с появлением «среднего класса» (об этом часто говорится по отношению к России). Однако некоторые отечественные авторы утверждают, что гражданское общество существовало всегда, происходит лишь смена поколений и ценностных ориентиров. В связи с этим предлагаются различные его классификации от древности до наших дней: идеологизированное, теократизированное, гуманнократия и др., а также типы: конфессиональное, общинное, корпоративное, классовое, свободная ассоциация граждан. Ни в прошлом, ни тем более в современных условиях невозможно представить не абстрактно сконструированное, а реальное общество, которое после возникновения государства существовало бы без государственного регулирования. Следовательно, речь может идти о степени и формах вмешательства государства, о весомости разных элементов — саморегулирования общества и государственного вмешательства в этом сочетании.
В условиях тоталитарной системы, когда жизнь общества огосударствлена, государственное регулирование приобретает запредельный характер. На первых порах коренной перестройки общества такой подход может дать определенный эффект, но в дальнейшем это приводит к стагнации и часто — к краху, как это произошло со странами тоталитарного социализма и со многими тоталитарными государствами в Африке (как социалистической, так и капиталистической ориентации) в 80-90-х гг. XX в. Напротив, если исключить всякое государственное регулирование в обществе (в том числе в сфере экономики, социальных и политических отношений, духовной жизни, в сфере свободы человека и т.д.), что сделать после появления государства практически невозможно, то это приведет к катастрофе. Сочетание саморегулирования общества и государственного регулирования находит свое отражение в специфике конституционных норм, относящихся ко многим сторонам общественного строя. Очень часто заголовки соответствующих глав, посвященных роли государства в обществе, в зарубежных конституциях содержат слово «принципы» («социально-экономические принципы» «руководящие принципы»). Регулирование идет по линии установления принципов, а не конкретных императивов.
«Гражданское общество» — прогрессивная демократическая концепция, созданная в определенных условиях борьбы против произвола государства, королевского абсолютизма. Это — философская абстракция. Существует реальное общество, которое теперь невозможно без государственного управления, хотя в какие-то стороны, элементы, отношения общества государственное управление не может и не должно вмешиваться.
Однако для вычленения этой сферы личных, духовных интересов, которая в английском языке обозначается словом privacy (прайвеси), а также сферы некоторых (далеко не всех) отношений внутри ассоциаций и между ассоциациями людей термин «гражданское общество» неудачен. Новый термин пока что не найден, хотя предлагались понятия для общества в целом (демократическое, открытое, свободное и т.д.).
Особенности государственного регулирования различных сторон общества. Государство по-разному, с неодинаковой степенью на разных этапах развития регулирует экономические, социальные, политические и духовные отношения в обществе. В связи с этим оно получало в истории различные характеристики: государство-зло (левиафан), государство-добро, либеральное государство («ночной сторож»), не вмешивающееся в экономику, государство благоденствия (обеспечивающее блага всем) и современное трудовое государство, работающее для общества, оказывающее населению все возрастающие социальные услуги.
Современное государство, прежде всего путем принятия соответствующего законодательства, в той или иной степени регулирует экономические отношения. Оно устанавливает равноправие и защиту всех форм собственности, обеспечивает свободу предпринимательской деятельности, охраняет свободу конкуренции, запрещает монополистическую деятельность, захват рынка и установление монопольных цен. Вместе с тем в современных конституциях отсутствует формулировка о «священной и неприкосновенной частной собственности», которая применялась раньше. Напротив, имеются положения о социальной функции частной собственности, провозглашается, что собственность обязывает, что она должна служить общему благу, допускается национализация частной собственности (обращение ее в собственность государства), обычно при соблюдении трех условий: в интересах общества (а не отдельных социальных групп), на основе закона, принятого парламентом (а не путем декретов правительства или комиссаров), при выплате равноценного, а нередко предварительного возмещения, размер которого в спорных случаях устанавливается судом (а не по усмотрению должностных лиц). Некоторые конституции (Италии, Португалии, Бразилии и др.), законы ряда стран (Египта, Филиппин и др.) предусматривают возможность аграрной реформы — установление предела земельной собственности, принудительное отчуждение излишков (а также земель помещиков-абсентеистов, живущих в городе и не обрабатывающих землю) и распределение их между безземельными, малоземельными крестьянами, сельскохозяйственными рабочими. Национализация частных предприятий и целых отраслей (электротехнической, угольной промышленности, банковских групп и т.д.), аграрные реформы широко проводились и периодически повторяются в отношении отдельных объектов во многих странах (Австрия, Германия, Египет, Италия, Мексика, Франция, Япония и др.). Все эти меры вмешательства, равно как и приватизация (возмездная или безвозмездная, например, жилья в России, передача государственной собственности частным физическим и юридическим лицам), систематически осуществляются государством, государственной властью (на основе закона). Проект закона о национализации обсуждается в парламенте России. Наряду с общим принципом свободы хозяйственной деятельности государство устанавливает также определенные ограничения для свободы гражданского оборота отдельных видов собственности (оружия, ядов, наркотиков), определяет объекты исключительной государственной собственности, запрещает некоторые формы предпринимательской деятельности, разрешает отдельные естественные монополии (например, Газпром или энергетические системы в России). В собственности государства во всех странах находятся огромные материальные ресурсы (в некоторых странах — вся земля, природные ископаемые, оборонные заводы, ежегодный государственный бюджет).
Для регулирования экономики применяется прогнозирование экономического развития. В отличие от директивного планирования в тоталитарных социалистических странах это индикативное, ориентирующее планирование.
В результате названных и иных мер государственного регулирования в развитых капиталистических странах создана социально ориентированная рыночная экономика.
Государственное управление распространяется на социальные отношения в обществе, государство проводит определенную социальную политику. Прежде всего современное государство оказывает социальные услуги (образование, здравоохранение, трудоустройство, средства связи и т.д.) всему населению независимо от социальных групп и социального положения личности, в связи с чем оно и получило затем в конституциях название социального государства. Вместе с тем оно проводит определенную социальную политику, разную в демократических и тоталитарных странах (вспомним лозунг ликвидации эксплуататоров в странах тоталитарного социализма). При определении социальной политики государство учитывает прежде всего интересы доминирующего класса (социального слоя), принимая, однако, во внимание интересы и других слоев населения. Оно предоставляет преимущества определенным социальным группам (в Китае, например, городскому населению по сравнению с сельским в избирательных правах, «среднему классу», льготы мелким и средним предпринимателям (в том числе в России). Государство вводит противоборство социальных слоев, групп давления в определенные рамки, регулируя формы социальных выступлений. Разрешая экономические забастовки работников, государство запрещает политические забастовки, всеобщие забастовки, забастовки солидарности, забастовки определенных категорий государственных служащих (такие забастовки могут парализовать государственное управление), забастовки на предприятиях жизнеобеспечения (снабжение водой, газом, электричеством), некоторых видов транспорта и т.д. Одновременно государство ограничивает права предпринимателей, иногда запрещая им массовые увольнения (локауты) в случае забастовок, иногда запрещает индивидуальные увольнения без согласия профсоюза, произвольное закрытие предприятий. В некоторых государствах, например, в Швейцарии Конституцией 1999 г. одновременно разрешены и экономические забастовки, и локауты.
Государство регулирует другие формы протеста и давления различных социальных слоев и групп, устанавливая порядок проведения собраний, митингов, пикетов, демонстраций, запрещая их проведение в определенных местах. При нарушениях порядка полиция применяет силу, рассеивая незаконные демонстрации. В тоталитарных странах государство запрещает всякую оппозицию. Ее выступления рассматриваются как антигосударственная деятельность и караются в соответствии суголовным законом, а то и путем прямых расправ.
Государство регулирует политические отношения в обществе. Оно разрешает или не разрешает деятельность определенных партий и общественных объединений, поддерживает одни партии и стесняет или запрещает деятельность других. Это имеет место и в том случае, если конституция признает свободу политической оппозиции. Правящая партия всегда в какой-то мере использует властные рычаги, чтобы препятствовать оппозиции прийти к власти. Однако в условиях демократии государство отнюдь не стремится ликвидировать всякую политическую оппозицию. Только немудрая государственная власть делает это. Проницательные руководители государства понимают, что оппозиция полезна для общества. Она указывает на его «болевые точки», и чем успешнее будет их лечение, тем больше шансов у правительства сохранить свое пребывание у власти, избежать революционных потрясений. Если же запрещать политическую оппозицию, загоняя болезни общества внутрь, то последствия могут быть катастрофическими.
Наряду с партиями государство поддерживает или стесняет деятельность других общественных объединений, разрешая или запрещая им участие в политике (выдвижение собственных кандидатов, участие в избирательной кампании, демонстрации с политическими лозунгами и т.д.). Такое участие запрещается, например, социально-экономическим объединениям, в частности, профсоюзам.
Государство оказывает определяющее воздействие на политический режим в обществе. Использование демократических или авторитарных методов осуществления государственной власти составляет сердцевину политического режима в стране.
Государство создает основной массив политических норм. Многие правовые акты (законы и др.) имеют политический характер и, хотя в праве численно преобладают неполитические нормы, право в целом — инструмент политики государства. Именно путем правовых норм государство регулирует важнейшие стороны экономических, социальных и других отношений в обществе.
Наконец, регулирующая роль государства, хотя и в неизмеримо меньшей степени, распространяется на духовную жизнь общества. Конституции многих стран (в том числе России) запрещают пропаганду расизма, национализма, разжигание языковой и социальной розни. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями) устанавливает уголовную, административную или гражданско-правовую ответственность за пропаганду исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, пропаганду или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, распространение террористических взглядов. Он предусматривает меры по борьбе с распространением печатных и аудиовизуальных экстремистских материалов. В соответствии с решением суда (государственного органа) могут быть конфискованы и уничтожены издания, видеозаписи и т.д., пропагандирующие запрещенные законом человеконенавистнические взгляды. В то же время государство в некоторых странах устанавливает обязательную идеологи (ислам в странах мусульманского фундаментализма, панча-сила в Индонезии, рукунегару в Малайзии и т.д.). Соответствующие положения закреплены в конституциях, иных правовых актах. В Конституции КНР 1982 г. говорится об идеях Мао Цзэдуна, в Конституции Вьетнама 1992 г. – Хо Ши Мина, в Конституции КНДР 1972 г. – об идеях чучхе.
Характеризуя вмешательство государства в различные стороны жизни общества, американский автор (выходец из России) В. Фридман написал книгу «Социалистические Штаты Америки». В отрывке из этой книги, опубликованном в «Российской газете», он утверждает, что вмешательство американского государства во все сферы жизни общества постоянно и систематично и что в США осуществлены все 10 мер, обозначенных как необходимые для социализма в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. В утверждениях В. Фридмана много преувеличений, однако ясно, что и в США, где, как считается, экономическая роль государства слабее, чем в Европе, государство регулирует самые различные стороны жизни общества. Регулирующая роль государства (мы не говорим сейчас о ее степени) появилась вместе с возникновением государства, отрицать ее не нужно, ликвидировать ее невозможно. Проблема состоит в другом: регулирующая роль государства не должна стеснять саморазвитие общества, а этот теоретический постулат реализовать практически невозможно, поскольку всякое регулирование это саморазвитие затрагивает. Речь, видимо, может идти лишь о магистральном пути его саморазвития, исключении масштабных социальных экспериментов с обществом, проводимых в прошлом государственной властью (в том числе в России в целях строительства коммунизма).
В.Е. Чиркин, Государственное и муниципальное управление: Учебник. - М.:Юрист, 2003.