Тема 14. Органы и должностные лица местного самоуправления
14.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
Органы местного самоуправления и органы государства. Органы местного самоуправления и его должностные лица (представительные органы, главы муниципальной администрации, муниципальные служащие и др.), как и государственные органы, участвуют в управлении делами общества. Они издают обязательные постановления, могут взимать местные налоги и сборы (в установленных законом пределах), занимаются вопросами образования, здравоохранения, строительством различных сооружений, дорог, ремонтом и обслуживанием и т.д. Однако в данном случае такое управление осуществляется, во-первых, путем использования не государственной власти, а власти территориального коллектива, во-вторых, только на местном уровне (свои органы действуют в пределах каждого муниципального образования) и, в-третьих, только присущими им средствами и методами, установленными законом, изданным государством, органами государственной власти. Они не вправе применять многие средства, используемые органами государственной власти (например, уголовные наказания). Хотя в России органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, основы их организации и деятельности определяются актами государственной власти — законами РФ и ее субъектов.
Системы органов местного самоуправления. В мире действуют четыре системы управления делами на местах. Три из них являются системами органов муниципального управления, четвертая — государственного управления. Первая — это система управления местными делами только через выборные органы общей компетенции (совет, мэр и др.). В мелких общинах совет заменяет общее собрание жителей (сход), а мэра заменяет староста. Жители могут избирать непосредственно также и других должностных лиц, имеющих отраслевые полномочия (например, казначея общины, шерифа, ответственного за соблюдение общественного порядка). Эта система принята в странах с влиянием англосаксонского права и получила название англосаксонской. В своей основе она характера и для России, где в большинстве субъектов Федерации во всех звеньях существуют только выборные органы общей компетенции, хотя в отдельных республиках, краях, областях выделены административно-территориальные единицы, куда субъект Федерации назначает для управления ими чиновников (администраторов) общей компетенции (Удмуртия, Иркутская область и др.). Последняя тенденция распространяется в России все шире.
Вторая система получила название романо-германской или континентальной. Она предполагает существование избранного совета и его председателя, являющегося исполнительным органом совета, а в общинах и городах — совета и мэра (исполнительного органа). Кроме общины в других звеньях есть назначаемые чиновники общей компетенции (префекты и др.), которые занимаются многими вопросами местной жизни (в том числе охраной порядка и даже сельским хозяйством), одновременно являются представителями государства, контролирующими законность деятельности местных органов самоуправления, и, наконец, представляют государственную власть на местном уровне. В общинах таким представителем назначается избранный мэр, и в этом качестве он действительно является «агентом» государства. При данной системе советы могут избираться не во всех административно-территориальных единицах: в некоторых их звеньях есть только назначенные чиновники общей компетенции. Такие единицы не являются территориальными коллективами (Германия, Финляндия и др.).
Третья система — иберийская (от старого названия Пиренейского полуострова), существовала в Испании и Португалии, применяется во многих странах Латинской Америки (Бразилия, Колумбия, Перу и др.). Население избирает совет и мэра (префекта в региональных единицах). После избрания префект и мэр утверждаются в качестве представителей государственной власти. Они одновременно по должности являются председателями советов и таким образом сосредоточивают в своих руках исполнительную власть на местах как по общегосударственным вопросам, так и по вопросам местного значения.
Четвертая система управления на местах — государственная. В своем завершенном виде она действовала и действует в странах тоталитарного социализма (ранее — в СССР, Болгарии, Румынии и т.д., теперь — в Китае, КНДР, Кубе и др.). В этом случае понятие местного самоуправления отвергается. На местах создаются только органы государственной власти — избираемые гражданами административно-территориальных единиц Советы и органы государственного управления общей компетенции — исполнительные комитеты (в Китае они называются «местные народные правительства»). Избранные в состав исполнительных комитетов лица возглавляют отраслевое управление делами на местах (отделы образования, здравоохранения и т.д.). Отделы находятся в двойном подчинении: соответствующему (как правило, одноименному) министерству и своему исполнительному комитету. При других системах двойного подчинения отделов местной администрации не бывает, они подчинены только органам местного самоуправления.
14.2. Представительные органы местного самоуправления
Коллегиальные выборные органы. Во всех странах в системе местного самоуправления всегда существуют выборные органы, которые занимают основное место в этой системе. Среди выборных органов главное значение имеет коллегиальный представительный орган, состоящий из избранных депутатов или советников. В подавляющем большинстве стран они избираются прямыми выборами, в общинах (низовом звене) — всегда прямыми выборами, но в некоторых странах Востока (Алжир, Сенегал, Марокко, Египет, Индонезия и др.) некоторая часть советников (а иногда — все) избирается непрямыми выборами (делегируется нижестоящими советами, общественными объединениями), нередко особое представительство имеют женщины (Индия, Бангладеш и др.).
В России во всех муниципальных образованиях представительные органы избираются прямыми выборами. Их названия определяются уставами муниципальных образований с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Иногда варианты названий предлагаются в законах субъектов Федерации о местном самоуправлении (Совет, собрание, комитет и др.), в некоторых случаях такие законы допускают только одно название (Советы депутатов Мордовии). Используются также названия: городская дума, муниципалитет и др. Все муниципальные органы в России однопалатные.
Численный состав представительного органа обычно колеблется в пределах от 5 до 30 депутатов, иногда бывает болыне.В отдельных зарубежных государствах иногда одновременно с депутатами избираются их заместители, которые не имеют права решающего голоса на заседаниях представительного органа. В России это не практикуется. В законах некоторых субъектов РФ установлена минимальная и максимальная численность для разных звеньев представительных органов (например, в поселках Мордовии и сельских Советах — 11 — 15 человек, в районах и городах — 15-35). Иногда содержится требование: если муниципальное образование состоит из нескольких селений, каждое из них должно быть представлено в муниципальном представительном органе.
Правовое положение депутата. Основы правового положения депутата представительного органа местного самоуправления в РФ определяются Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г., законами субъектов РФ о местном самоуправлении, специальными законами о статусе депутата местного представительного органа и выборного должностного лица, которые приняты в некоторых субъектах РФ. Некоторые уточняющие положения содержатся и в уставах муниципальных образований. Поскольку депутат является представителем избравшего его населения и выразителем его воли в представительном органе, предусматриваются определенные гарантии его деятельности и некоторые депутатские привилегии. Вместе с тем законодательство устанавливает для депутатов и некоторые ограничения и запреты, связанные с их положением.
К числу гарантий деятельности депутата относятся:
- срок его полномочий не может быть меньше двух лет, что дает возможность всесторонне проявить себя в работе (сокращение срока возможно только в особых условиях — при досрочном отзыве);
- срок депутатских полномочий не может быть сокращен в период депутатской работы. Если депутат избран на 4 года, нельзя установить ему двухлетний срок в результате принятия нового закона (устава). Нововведение будет относиться только к вновь избранным депутатам и обратной силы не имеет. Исключение — досрочный роспуск всего представительного органа;
- местный иммунитет — ограниченная неприкосновенность депутата и выборного должностного лица. Они не могут быть задержаны правоохранительными органами (кроме задержания на месте преступления), подвергнуты обыску, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Федерации.
Депутаты представительного органа местного самоуправления участвуют в его работе в различных формах: в пленарных заседаниях; в заседаниях и повседневной работе постоянных комиссий (комитетов), созданных представительных органом; путем обращения с депутатскими вопросами и Запросами к различным должностным лицам; работают с избирателями в своем избирательном округе (в небольших поселениях округ включает муниципальное образование целиком). В отличие от депутатов парламента депутаты представительных органов в муниципальных образованиях работают либо на постоянной основе (депутаты-профессионалы, получающие за эту работу денежный оклад) либо без отрыва от производства (получают заработную плату по месту работы и компенсацию расходов за выполнение депутатских обязанностей). Этот вопрос решается уставами муниципальных образований. В некоторых из них депутаты работают только на постоянной основе, в других часть депутатов работает на постоянной основе, а другая часть совмещает эти обязанности с другой работой (например, в г. Астрахани на постоянной основе работают председатели постоянных комиссий), в небольших муниципальных образованиях депутаты работают только на общественных началах. Если депутат работает на постоянной основе, ему предоставляются определенные социальные гарантии (социальное страхование за счет средств муниципального образования, медицинское обслуживание и др.) на уровне муниципальных служащих. Депутатам, работающим на общественных началах, как говорилось, компенсируются затраты, связанные с депутатской работой, а также обычно за время участия в заседаниях представительного органа (в редких случаях — и в заседаниях его постоянных комиссий) выплачивается фиксированное почасовое вознаграждение. Для депутатов предусмотрены запреты и ограничения, связанные с их положением. Они не могут быть одновременно депутатами Государственной Думы РФ, законодательного (представительного) органа, другого местного представительного органа, совмещать эту работу с государственной службой (однако законы многих субъектов РФ и уставы муниципальных образований разрешают депутатам оставаться, например, директорами государственных предприятий). Депутат, работающий на постоянной основе, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской, творческой работы. Депутаты не вправе приобретать объекты, находящиеся в муниципальной собственности. Есть и другие ограничения.
Как говорилось, одна из депутатских гарантий — закрепление за ним срока, на который он избран. Депутат может досрочно прекратить исполнение своих обязанностей только в случаях досрочного отзыва избирателями, утраты гражданства РФ, выезда на постоянное место жительства за пределы данного муниципального образования; добровольной отставки (письменного заявления депутата о сложении им своих обязанностей), по естественным причинам (смерть, объявление депутата безвестно отсутствующим или умершим по решению суда), упразднения данного муниципального образования, наконец, при вступлении в законную силу в отношении депутата обвинительного приговора суда (не обязательно с лишением свободы).
Компетенция представительного органа. Компетенция представительного органа местного самоуправления в общей форме определена конституциями (решение местных дел), более детально определяется законами. В России Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г. устанавливает только исключительную компетенцию представительного органа независимо от звена территориального деления, т.е. называет те полномочия, которые вправе осуществлять только такой орган, и никакой другой. К исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления относятся:
- издание общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования при условии, что это предусмотрено его уставом;
- принятие местного бюджета и утверждение отчета исполнительного органа муниципального образования о его исполнении;
- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов о их исполнении;
- установление местных налогов и сборов (в пределах сумм, установленных законом);
- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью (само же управление и распоряжение ею осуществляется исполнительным органом муниципального образования и другими муниципальными органами под контролем представительного органа). Представительный орган по своему характеру (да и собирается он периодически) повседневным управлением и распоряжением собственностью заниматься не может, хотя не исключено, что вопросы купли-продажи каких-то крупных объектов будут решаться на заседании представительного органа;
- контроль за деятельностью других органов местного самоуправления и должностных лиц в формах, предусмотренных уставом муниципального образования (в некоторых зарубежных странах у представительного органа, например, есть право досрочно смещать избранного им мэра).
Перечисленные шесть полномочий представительного органа — это минимум, а не максимум принадлежащей ему компетенции. Это полномочия, которые не могут осуществляться другими органами местного самоуправления, кроме схода (общего собрания жителей муниципального образования там, где нет избранного представительного органа). Только отдельные из этих полномочий и лишь частично могут быть временно делегированы другим органам самоуправления (например, главе администрации — право издать нормативные правила по вопросу охраны зеленых насаждений в городе), большинство же таких исключительных полномочий делегироваться не могут.
Кроме того, в соответствии с законами (в России — законами субъектов Федерации) устав муниципального образования может предусмотреть другие полномочия его представительного органа. Некоторые из таких полномочий, по существу, конкретизируют, развивают названные выше, другие являются новыми. Так, в уставах некоторых городов России (Астрахань, Волгоград и др.) говорится, что в рамках законов представительный орган может создавать муниципальные банки, создавать внебюджетные и валютные фонды1, принимать решения о выделении ссуд и займов из городского бюджета, утверждает по представлению мэра схемы управления городом, устанавливает правила торговли, устанавливает льготы в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности, учреждает собственные средства массовой информации, устанавливает порядок использования нежилых помещений и т.д. Некоторые положения относятся к вопросам культуры, другие — к пользованию природными ресурсами, третьи — к предоставлению земельных участков и др. Представительные органы местного самоуправления некоторых муниципальных образований на своих заседаниях утверждают (не утверждают) в должности высших муниципальных чиновников, представляемых главой местной администрации. Проект закона может быть представлен не только по вопросам местного самоуправления, но по любым вопросам, находящимся в компетенции субъекта Федерации.
Срок полномочий и порядок деятельности. Срок полномочий представительного органа местного самоуправления в разных странах колеблется от двух (США) до шести лет (Франция). В России этот срок в соответствии с Федеральным законом 1995 г. не может превышать пяти лет. Конкретно срок определяется уставом каждого муниципального образования. Есть сроки в два и три года, но обычно устанавливается четырехлетний срок. Продление срока, определенного уставом, не разрешается, хотя на практике это бывает. В определенных случаях полномочия представительного органа могут быть прекращены досрочно в связи с ответственностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
Порядок работы представительного органа определяется уставом муниципального образования и регламентом, принимаемым представительным органом. Он работает коллегиально, обсуждая вопросы и принимая решения на заседаниях. Для заседания необходим кворум — должно присутствовать большинство членов представительного органа, решение принимается большинством голосов присутствующих (при кворуме), а иногда требуется большинство списочного состава представительного органа. Последнее обычно требуется для принятия нормативных актов, бюджета и решения других важнейших вопросов. В некоторых муниципальных образованиях депутаты созываются на заседание по мере надобности, но чаще в определенный промежуток времени, когда работает представительный орган. Этот промежуток времени объявляется сессией, которая состоит из одного или обычно нескольких заседаний (с 9-10 часов до 18 часов с перерывами). Для сессии утверждается повестка дня (другие вопросы не могут рассматриваться), для заседания тоже может утверждаться повестка дня (это делается всегда, если сессия состоит из одного заседания). Очередное заседание в ходе сессии может продолжать обсуждать вопрос, не завершенный на предыдущем заседании. На другой сессии этого делать нельзя, вопрос, по которому обсуждение не завершено и решение не принято, должен на другой сессии рассматриваться с самого начала (внесения). В небольших муниципальных образованиях сессии созываются чаще (иногда — один раз в месяц), в крупных — 3-4 раза в год. Возможно проведение и внеочередных заседаний. Они могут объявляться внеочередными сессиями, а могут и не объявляться таковыми.
На своих сессиях, заседаниях представительный орган принимает нормативные акты местного самоуправления, устанавливает местные налоги и сборы и решает все остальные вопросы, относящиеся к его исключительному ведению.
Руководящие и внутренние органы. Работой пленарного заседания представительного органа руководит избираемый им председатель. Нередко избирается заместитель председателя, иногда секретарь (он ведает документами представительного органа). На заседаниях представительный орган может создавать свои постоянные отраслевые комитеты (по вопросам местных дорог, благоустройства, муниципального жилья и др.) и временные комитеты или комиссии. Постоянные комитеты (комиссии) создаются на весь срок полномочий представительного органа и наделены определенными полномочиями. Они готовят вопросы к пленарному заседанию, проекты решений, но обязательных решений они принимать не могут. Временные комиссии создаются для выполнения отдельных задач. Небольшие представительные органы в муниципальных образованиях постоянных комиссий не создают, а просто поручают отдельным членам представительного органа те или иные участки работы — образование, дороги, пожарную охрану и т.д. Для подготовки к рассмотрению вопросов на заседаниях представительного органа комиссии (комитеты) образуют рабочие группы. В их состав включаются депутаты, различные специалисты (экономисты, бухгалтеры, социологи и др.), представители заинтересованных организаций. Постоянные комиссии, а также избранные ими (или, что чаще, на заседании представительного органа) их председатели не подчинены главе муниципального образования (например, они вправе контролировать работу различных служб и ставить эти вопросы на сессиях), но они должны сотрудничать с администрацией в решении общих задач. Контроль комиссий — это положительный фактор и для администрации: указывая на недостатки, он помогает совершенствовать ее работу.
14.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
В большинстве зарубежных стран наряду с выборным представительным органом есть выборные должностные лица, чаще всего — должностное лицо общей компетенции (мэр, бургомистр), его заместитель (заместители), секретарь. Эти лица избираются или гражданами непосредственно, или, например во Франции, представительным органом (председатель совета департамента, режьона обладает местной исполнительной властью). Иногда (в Великобритании, США и др:) избирают и должностных лиц отраслевой компетенции (муниципальный казначей, шериф — лицо, ответственное за соблюдение общественного порядка, и др.).
В России законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований предусмотрена возможность выборов их должностных лиц. Обычно в муниципальных образованиях избирают только должностных лиц общей компетенции (мэра), практики избрания должностных лиц отраслевой компетенции в России нет, хотя это не запрещено и, может быть, в некоторых мелких муниципальных образованиях целесообразно.
Глава муниципального образования. Как правило, в большинстве муниципальных образований выборными должностными лицами являются глава муниципального образования (эта должность названа в Федеральном законе 1995 г. об общих принципах организации муниципального самоуправления) и его заместитель. Иногда выбирают только главу администрации, а заместителей он назначает сам. Если же выбирают заместителя, то он выбирается только в паре с кандидатом на должность главы администрации: голосуя за то или иное лицо на должность главы администрации, избиратель тем самым голосует и за его заместителя.
Глава муниципального образования в России избирается обычно на 2-4 года, иногда предусмотрен 5-летний срок. Конкретный срок полномочий главы муниципального образования определяется уставом муниципального образования, но в пределах, установленных законом соответствующего субъекта РФ о местном самоуправлении или о выборах представительных органов и должностных лиц местного самоуправления. Иногда этот срок четко фиксирован для муниципальных образований всех уровней (Ярославская область). Наименование главы муниципального образования также определяется уставом, но в соответствии с законами субъектов РФ. Иногда эти названия тоже фиксированы в законе (глава города, глава района, глава поселка в Мордовии). На практике чаще всего используются термины «глава» или «мэр» с указанием муниципального образования (города, сельсовета и т.д.), а в некоторых сельских муниципальных образованиях — староста.
Глава муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» 1995 г. может быть избран двумя способами: непосредственно гражданами (иногда — и постоянно проживающими иностранцами) на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании или представительным органом местного самоуправления, но из своего состава. Какой способ применить — решают сами жители или представительный орган муниципального образования при принятии своего устава.
Компетенция главы муниципального образования в Федеральном законе 1995 г. определена самым общим образом. Сказано лишь, что он возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления. Более подробно его компетенция определяется законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. Они делают это неодинаково, но в общем обычно закрепляются следующие полномочия главы муниципального образования: представительство муниципального образования в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, соответствующими органами иностранных государств, юридическими и физическими лицами; подписание договоров от имени муниципального образования; направление ежегодных посланий муниципальному представительному органу о социально-экономическом положении муниципального образования; периодические публикации статистических данных о состоянии здравоохранения, окружающей среды, законности и правопорядка на территории муниципального образования; назначение даты выборов депутатов представительного органа; внесение проектов решений в представительный орган; организация выполнения решений представительного органа; прием граждан, рассмотрение их обращений и принятие по ним решений; представление к награждению почетными наградами и присвоение почетных званий муниципального образования и др.
Глава муниципального образования вправе издавать распоряжения в пределах компетенции муниципального образования. Они могут иметь нормативный характер на территории муниципального образования и относиться не только к его жителям, но и другим лицам, находящимся на территории муниципального образования. Эти распоряжения не должны затрагивать сферу исключительных полномочий представительного органа, если последний не делегирует временно или на разовой основе такие полномочия. Нередко глава муниципального образования по должности входит в состав его представительного органа и в этих случаях обычно председательствует на его заседаниях, но, как правило, решающего голоса не имеет или обладает им только в том случае, если голоса депутатов разделились поровну. Впрочем, некоторые уставы муниципальных образований иначе решают эти вопросы. Нередко глава муниципального образования подписывает правовые акты, принимаемые представительным органом. Если такое право предоставлено, то в таком случае глава муниципального образования обладает и правом вето, т.е. может не подписать акт, принятый представительным органом, и возвратить его обратно. Вето может быть преодолено представительным органом при повторном рассмотрении возвращенного акта квалифицированным большинством голосов (2/3, 3/4, 3/5 и т.д.). В этом случае глава муниципального образования обязан подписать и опубликовать такой акт.
Наряду с должностью главы муниципального образования уставами может быть предусмотрена должность главы местной администрации. В некоторых случаях имеется и то, и другое должностное лицо, но в большинстве муниципальных образований эти должности соединены. Многие уставы муниципальных образований прямо предусматривают соединение этих должностей (Астрахань, Саранск, Ярославль и др.), глава муниципального образования одновременно является главой местной администрации. В этом случае глава муниципального образования руководит исполнительно-распорядительной деятельностью по вопросам местного значения, и ему предоставляются дополнительные полномочия. Он определяет структуру, порядок формирования и штатную численность муниципальной администрации, разрабатывает схемы управления отраслями местного хозяйства и социальной сферы, назначает на должности и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации (начальников, заведующих отделами, управлениями, службами администрации); заключает трудовые контракты с муниципальными служащими; распоряжается кредитами местной администрации и др.
На главу местной администрации распространяются социальные гарантии и гарантии неприкосновенности, аналогичные гарантиям депутатов местного представительного органа. Глава муниципального образования может быть досрочно освобожден от должности в случае отставки, отзыва избирателями (если это предусмотрено уставом муниципального образования), смещения его с должности местным представительным органом (в некоторых случаях это возможно путем квалифицированного большинства голосов), вступления в силу обвинительного приговора суда и др. Он прекращает исполнение своих обязанностей также по естественным причинам (смерть и т.д.), в том числе в некоторых муниципальных образованиях по достижении определенного возраста (обычно 65 лет).
Кроме главы муниципального образования их уставы могут предусматривать и другие выборные должности. В их числе — заместитель (заместители) главы администрации, руководители наиболее важных подразделений администрации (например, жилищно-коммунального хозяйства или здравоохранения), муниципальные ревизоры. В России, однако, выборы таких должностных лиц практически не проводятся, эти должности замещают назначенные (по контракту, а иногда после конкурса) государственные служащие. Не проводятся также выборы главы местной администрации в тех редких случаях, где эта должность замещается отдельно. Главой местной администрации является назначенное (после заключения контракта) должностное лицо.
Выборные должностные лица (депутаты, глава муниципального образования и др.) обязаны периодически в установленное время вести прием населения. Дни и часы приема должны быть доведены до всеобщего сведения.
14.4. Исполнительные органы местного самоуправления
Кроме представительного органа (Совета и др.) и выборных должностных лиц (мэра и др.) в муниципальном образовании могут быть другие, невыборные органы и должностные лица. Такие органы и должностные лица бывают в муниципальных образованиях в зарубежных странах (совещательные советы при назначенном сверху чиновнике, наемные менеджеры и администраторы), они могут быть и в России. Это допускает Федеральный закон об общих принципах местного самоуправления, не определяя, правда, их характер и название. Среди них могут быть совещательные органы и советники при главе муниципального образования, но могут быть и другие органы и должностные лица.
Конкретная структура, компетенция, сроки полномочий таких органов и должностных лиц определяются муниципальными образованиями на основе законов субъектов Федерации о местном самоуправлении. Среди них могут быть исполнительно-распорядительные органы и должностные лица, занимающиеся общим администрированием. Их не выбирают, а «нанимают» как управленцев, работающих по контракту (трудовому соглашению). Это не просто рядовые муниципальные чиновники, а должностные лица, обладающие в сфере своей деятельности дискреционными полномочиями (о характере таких полномочий говорилось ранее).
Исполнительные органы, число и номенклатура должностных лиц, содержание их деятельности различаются в зависимости от уровня муниципального образования, численности жителей, развития инфраструктуры, экономического положения, разнообразия функций, требующих диверсификации управления, и др. Названия их тоже неодинаковы. Обычно такие органы называются местными администрациями, а их руководитель — главой администрации. Как говорилось, на практике, как правило, эту должность занимает сам глава муниципального образования (в таком случае глава администрации (он же — глава муниципального образования) оказывается выборным должностным лицом). Если же устав муниципального образования предусматривает отдельные должности главы муниципального образования и главы администрации, то последний назначается либо главой муниципального образования, либо представительным органом муниципального образования. В последнем случае он может возглавлять группу чиновников — начальников отделав по различным отраслям управления (местной промышленности, сельского хозяйства и т.д.), которые могут составлять под его председательством коллегиальный исполнительно-распорядительный орган, своего рода муниципальное правительство. Разумеется, это бывает только в крупных муниципальных образованиях с развитыми экономическими, социальными и культурными функциями.
Глава местной администрации может иметь своих заместителей, которых может назначить самостоятельно (если это разрешает устав муниципального образования), либо по согласованию с представительным органом или главой муниципального образования (в соответствии с уставом). На практике, однако, такие назначения всегда делаются после предварительных обсуждений с главой муниципального образования или совещания в представительном органе, после беседы с его председателем, другими членами. Обычно руководитель администрации (независимо от того, занимает или нет эту должность глава муниципального образования) имеет заместителей по финансово-экономической деятельности, коммунально-бытовому обслуживанию, социальной поддержке населения и др.
Структура, штатное расписание и численность местной администрации определяется главой местной администрации и утверждается главой муниципального образования, а иногда — и представительным органом муниципального образования. В структуру администрации входят различные отделы, секторы, комитеты и другие структурные подразделения. Как правило, в их числе.— подразделения по управлению муниципальной собственностью, местными финансами, жилищно-коммунальным хозяйством, в городах — муниципальными землями и градостроительной политикой и т.д. В крупных муниципальных образованиях есть отделы здравоохранения, транспорта и связи и др. Местная администрация имеет свой вспомогательный, обслуживающий аппарат. Это — управление делами, бухгалтерия, отдел кадров, юридическая служба (юрист) и т.д. Состав каждого структурного подразделения исполнительного органа местного самоуправления возглавляет единоличный руководитель (начальник управления, заведующий отделом и т.д.).
Муниципальная администрация занимается подготовкой проектов решений, их обоснованием и текущей работой по управлению. Она разрабатывает и после согласования с главой муниципального образования вносит в представительный орган проекты планов и программ социально-экономического развития муниципального образования как в целом, так и по различным сферам (строительство, транспорт, бюджет и т.д.); организует выполнение решений представительного органа и главы муниципальнрго образования; управляет муниципальной собственностью на основах, установленных представительным органом; выступает заказчиком для выполнения разного рода работ и услуг, необходимых для населения муниципального образования (например, строительство школы, открытие нового транспортного маршрута); заключает договоры с другими организациями о сотрудничестве по вопросам экономического и социального развития муниципального образования; осуществляет контроль за правильностью цен, тарифов на товары, расчеты, услуги, осуществляемые в пределах муниципального образования; обеспечивает санитарию и гигиену на своей территории; контролирует соблюдение правил торговли, рынки, ярмарки; содержит учреждения образования, здравоохранения, культуры и другие, находящиеся в муниципальной собственности, и заботится об их развитии; выдает разрешения на строительство; принимает меры по улучшению жилищных и бытовых условий нуждающихся граждан; разрабатывает и реализует программы по повышению занятости населения и организации общественных работ (строительство дорог, благоустройство и т.д.); в соответствии с законом принимает меры, связанные с проведением публичных манифестаций, спортивных, зрелищных мероприятий (например, установление маршрутов демонстраций, соблюдение порядка на спортивных состязаниях и др.); обеспечивает охрану общественного порядка и противопожарную безопасность. Администрация муниципального образования осуществляет также иные полномочия, возложенные на нее в пределах закона представительным органом муниципального образования или его главой.
Осуществляя свои полномочия, исполнительные органы местного самоуправления издают различные правовые акты. Эти акты, а также решения, принятые должностными лицами в пределах их полномочий (например, о правилах пользования муниципальным транспортом, о местах хранения отходов производства), обязательны для исполнения всеми находящимися на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их формы собственности, а также общественными объединениями и гражданами. Названия и формы правовых актов муниципальных исполнительных органов определяются ими самостоятельно или указаны в уставах муниципальных образований. Глава муниципального образования и глава администрации (если такая должность предусмотрена отдельно) обычно издают постановления (нормативные акты) и распоряжения (акты ненормативного характера), хотя эти различия далеко не всегда соблюдаются. Заместители главы администрации издают инструкции (акт общего характера) и распоряжения. Руководители структурных подразделений исполнительного органа (администрации) издают приказы, инструкции.
14.5. Муниципальная служба
Все работники муниципальных органов (кроме отдельных лиц обслуживающего, технического персонала) занимают какую-либо должность. Однако не все лица, занимающие должности, являются муниципальными служащими. Муниципальные должности делятся на две группы:
- выборные муниципальные должности, замещаемые в результате выборов (депутаты представительного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, прежде всего глава муниципального образования);
- муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора. Вторая категория должностей относится к муниципальной службе.
Муниципальная служба — это профессиональная деятельность лица, занимающего должность на невыборной основе. Депутат представительного органа, выборное должностное лицо местного самоуправления занимают должность, но муниципальными служащими не являются. Не являются муниципальными служащими также лица, не замещающие муниципальные должности, не имеющие полномочий по участию в управлении, а занимающиеся обслуживанием, техническим обеспечением деятельности органов местного самоуправления (например, шоферы, разнорабочие, стенографистки).
В разных странах существуют свои классификации муниципальных должностей по категориям, классам (в некоторых странах бывает до 10 классов), рангам и т.д. В России порядок установления муниципальных должностей, прохождения муниципальной службы, права и обязанности муниципальных служащих определяются федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г. и «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» 1998 г. (в редакции 1999 г.). Эти федеральные законы содержат общие положения, а более детально муниципальная служба регулируется законами субъектов Федерации о местном самоуправлении и их законами о муниципальной службе (в некоторых субъектах РФ, например в Воронежской, Орловской областях, приняты отдельные законы о муниципальной службе). Законами субъектов РФ утверждается Реестр муниципальных должностей. Исходя из его положений, каждое муниципальное образование правовыми актами представительного органа, главы муниципального образования устанавливает для себя муниципальные должности. Согласно Реестру муниципальных должностей устанавливаются муниципальные должности трех категорий: «А», «Б» и «В». К категории «А» относятся: глава муниципального образования; председатель, заместитель и депутаты представительного органа при условии, что они работают на постоянной основе. Депутаты, работающие на общественных началах, должность не занимают (и не оплачиваются за их работу), но в остальном их правовое положение приравнивается к «депутатам на должности». Лица, занимающие должности по категории «А», муниципальными служащими не являются. Муниципальные служащие — это лица категорий «Б» и «В».
Муниципальные должности категорий «Б» и «В» подразделяются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие муниципальные должности. К высшим муниципальным должностям обычно относятся: глава администрации (если эту должность по совместительству занимает глава муниципального образования, последний все же не становится муниципальным служащим, так как остается выборным должностным лицом); заместители главы администрации. Главные муниципальные должности категории «Б»: руководители основных структурных подразделений местной администрации, ведущие должности — руководители мелких структурных подразделений, помощники главы администрации, старшие должности — помощники заместителей главы администрации, помощники руководителей комитетов и комиссий муниципального представительного органа, младшие должности — различные специалисты (юристы, экономисты и др.).
Муниципальные должности категории «В» также подразделяются на 5 групп (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие). К высшим должностям обычно относятся руководители структурных подразделений местной администрации во внутригородских районах (если такие районы — муниципальные образования), к главным — их заместители, к ведущим — главные специалисты, к старшим — ведущие специалисты, к младшим — специалисты 2-й категории. Внутри каждой группы могут быть свои квалификационные разряды (первый, второй и т.д. класс), которые присваиваются по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Есть и другие должности и их иные классификации, но они должны устанавливаться муниципальным образованием в рамках Реестра, предусмотренного законом субъекта Федерации.
В связи с особыми условиями деятельности (прием граждан в нерабочее время, частые выезды на места, установленные запреты, например, заниматься предпринимательской деятельностью или участвовать в забастовках и др.) муниципальным служащим предоставляются определенные трудовые и социальные гарантии. К ним, в частности, относятся: медицинское обслуживание (в том числе после выхода на пенсию), пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи в случае смерти муниципального служащего, наступившей в связи с исполнением служебных обязанностей; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением муниципальным служащим должностных обязанностей; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения муниципальной службы или после ее прекращения, если эти вредные последствия наступили в связи с исполнением должностных обязанностей; дополнительные выплаты за квалификационные разряды (достигают 40% от оклада), ежемесячные надбавки за выслугу лет (обычно до 5 лет — 10%, при стаже свыше 15 лет достигают 40%). При уходе в отпуск оказывается материальная помощь (обычно два оклада денежного содержания). Существуют надбавки за почетные звания Российской Федерации и т.д. В законах различных субъектов Федерации говорится и о других гарантиях. Чаще других называются: предоставление жилья, обеспечение транспортом (или денежная компенсация транспортных расходов), повышение квалификации с отрывом от работы, но с сохранением денежного содержания и др. Однако вопреки существующему мнению при всех надбавках доход руководителя отдела (управления и т.д.) даже в крупном муниципальном образовании не выше доходов секретарши в процветающей коммерческой фирме. Правда, многие чиновники используют право своей подписи для взяточничества. Такие факты периодически публикуются в печати.
Для муниципального служащего предусмотрено множество ограничений. Он не может заниматься другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельностью; быть депутатом любого представительного органа (федерального, субъекта Федерации, муниципального), членом иных выборных органов, выборным должностным лицом местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом правления (совета директоров и т.д.) коммерческой организации, если ему не поручено участвовать в управлении такой организацией в соответствии с законодательством и на основе порядка, установленного уставом муниципального образования; быть поверенным или представителем третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на службе; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию; получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, услуги, оплату развлечений, питания, отдыха, транспортных расходов и др.), связанные с выполнением муниципальными служащими своих служебных обязанностей; выезжать в командировки за счет средств физических или юридических лиц, кроме как на взаимной основе, если об этом есть договоренность органов муниципального образования с органами государственной власти, других муниципальных образований, с международными и иностранными организациями некоммерческого характера; принимать участие в забастовках; использовать свое служебное положение в интересах политических партий, других общественных или религиозных объединений.
Муниципальные служащие не вправе создавать в органах местного самоуправления структуры политических партий, других общественных объединений, религиозных организаций (кроме профессиональных союзов).
Будучи назначены на должность, они обязаны передать в доверительное управление под гарантию муниципалитета на время прохождения службы находящиеся в их собственности пакеты акций в уставном капитале коммерческих организаций. При поступлении на службу они обязаны представить в налоговые органы сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, а затем ежегодно представлять такие данные.
В.Е. Чиркин, Государственное и муниципальное управление: Учебник. - М.:Юрист, 2003.