Тема 6. Закон спроса и предложения

6.1. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене

Теперь можно свести вместе понятия предложения и спроса, чтобы выяснить, как рынок определяет цену продукта и количество, которое реально покупается и продается. Если свести вместе кривые спроса и предложения на одной диаграмме, то увидим, что они пересекутся только в одной точке Aточке равновесия спроса и предложения, которая представляет собой рыночную, или равновесную, цену (см. рис. 6.1). Только при этой цене величина спроса равна величине предложения.

Рис. 6.1. Равновесная цена и равновесное количество продукта определяются рыночным спросом и предложением

Рис. 6.1. Равновесная цена и равновесное количество продукта определяются рыночным спросом и предложением

Из анализа рисунка видно, что точка пересечения нисходящей кривой спроса D и восходящей кривой S показывает равновесную цену и количество продукта. Только при этой цене произведенное количество продукта равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В точке пересечения A величина предложения и величина спроса уравновешиваются. Это называется равновесной ценой. Она выступает как единственно устойчивая цена. Равновесная, или рыночная, цена устанавливается постепенно. Если бы эти конкурентные цены автоматически не согласовывали друг с другом решения о предложении и спросе, то понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы устранять или регулировать дефицит или излишек, которые в противном случае могли бы возникать.

График (рис. 6.1) показывает, что в точке A нет ни дефицита, ни избыточного предложения, а значит, нет давления на изменение цены в дальнейшем. Предложение и спрос не всегда уравновешены на рынке, например, когда неожиданно меняются условия, но на рынке имеется тенденция к равновесию.

Чтобы понять, почему это происходит, предположим, что цена — выше равновесного уровня, т. е. равна {P_x} (рис. 6.1). Тогда производится и продается больше товара, чем потребители готовы его купить. В связи с этим появляется излишек, и чтобы распродать этот излишек или по меньшей мере не допустить его роста, производителям следует снижать цену. Снижение цены будет происходить до тех пор, пока она не достигнет цены равновесия {P_0}.

Противоположная ситуация возникнет, если цена ниже {P_0}, т. е. равна {P_2}. В этом случае будет развиваться дефицит, потому что все хотят купить дешевый товар. Начинается ажиотажный спрос. Появляется товарный голод. Это непременно вызовет давление на цены — они будут расти, так как потребители будут стараться обойти друг друга, чтобы купить имеющийся товар. А как отреагируют на повышение цен производители? Очень просто — расширением производства. В конечном итоге цена достигнет уровня P.

Данная трактовка пересечения кривых предложения и спроса, когда при равновесной цене будет произведено и реализовано равновесное количество продукции, имеет место в случае господства рынка свободной конкуренции. И обусловлено это тем, что обе стороны данного рынка — продавцы и покупатели — мало влияют на изменение рыночной цены. Если же предложение контролируется единственным производителем или группой производителей, то равновесного соответствия между ценой и количеством товара не будет. Причина заключается в том, что при контролируемом рынке поведение производителя зависит не только от цены. Оно еще зависит от неценовых факторов. Но об этом более подробно мы будем говорить в теме, посвященной совокупному спросу и совокупному предложению. Когда же мы анализируем кривые спроса и предложения через понятия равновесной цены и равновесного предложения, то имеем дело с конкурентным рынком.

6.2. Механизм формирования рыночного равновесия

Рыночное равновесие — это компромисс между продавцами и покупателями.

Оно достигается через механизм образования равновесной цены.

Цена равновесия — это точка, в которой интересы покупателя и продавца совпадают.

Все, кто согласен платить цену равновесия, могут купить данный товар на рынке. Все, кто согласен продавать по цене равновесия, могут продать свой товар. Этот механизм формирует платежеспособный спрос и обеспечивает распределение благ, т. е. непосредственно доводит товар и услуги до потребителя.

На большинстве рынков спрос, как и предложение, претерпевает время от времени определенные изменения. Доход потребителей меняется по мере циклических колебаний (увеличивается во время подъема или сокращается во время спада).

Спрос изменяется в связи с изменением цен или из-за меняющихся моды и вкусов, т. е. неценовых факторов. Аналогичным образом время от времени меняются размер заработной платы, инвестиции, цены на сырье, что в значительной мере влияет на предложение товаров.

Но, в конечном итоге, новая кривая предложения приходит в равновесие с кривой спроса. Это показано на рис. 6.3, где кривая предложения сместилась с S к {S_1}, как и на рис. 6.2, где кривая спроса сместилась с D к {D_1}.

Рис. 6.2. График равновесия при изменении спроса

Рис. 6.2. График равновесия при изменении спроса

Рис. 6.3. График равновесия при изменении предложения

Рис. 6.3. График равновесия при изменении предложения

Исходные кривые предложения и спроса пересекаются в точке A (см. рис. 6.4) и могут использоваться для того, чтобы проследить последствия их изменений. Из рис. 6.4 видно, что сдвиги вправо кривых предложения и спроса приводят к новой равновесной цене {A_1} Это результат увеличения цены с {P_1} до {P_2} и количества с {Q_1} до {Q_2}. В целом оба показателя будут изменяться в зависимости как от сдвигов кривых спроса и предложения, так и от их формы. Чтобы предсказать размер и направление подобных перемен, необходимо количественно охарактеризовать зависимость предложения и спроса от цены и других переменных.

Рис. 6.4. График нового равновесия в связи с изменениями спроса и предложения

Рис. 6.4. График нового равновесия в связи с изменениями спроса и предложения

6.3. Государственные цены

В некоторых случаях государство может законодательно устанавливать уровни цен: потолок цен и ннжний уровень.

Потолок цен представляет собой максимальную цену, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу. Это позволяет потребителям приобретать некоторые товары первой необходимости или услуги, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах (рис. 6.5). Примером могут служить рентные платежи и норма процента, которую разрешается взимать с должников. В широких масштабах потолки цен, или общий контроль цен, применялись для ограничения инфляционных процессов в экономике.

Рис. 6.5. Установление потолка цены приводит к устойчивому дефициту

Рис. 6.5. Установление потолка цены приводит к устойчивому дефициту

Из рис. 6.5 видно, что введение ценового потолка на тот или иной продукт (услугу), например, на уровне {P_G}, приводит к возникновению устойчивого дефицита данной продукции, величина которого определяется отрезком QsQd. В связи с этим правительству приходится принимать на себя нормирование потребления данного продукта в интересах достижения более справедливого его распределения.

Установление ценового потолка создает и более серьезную проблему — препятствует изменению цен, что абсолютно необходимо для эффективности распределения ресурсов. Например, контроль над квартирной платой не позволяет ей увеличиться и, таким образом, сигнализировать о прибыльности перераспределения ресурсов в пользу жилищного строительства, а также обновления старого жилищного фонда.

Нижний уровень цены — это минимальная цена, устанавливаемая правительством и превышающая цену равновесия. Обычно она применяется в таких случаях, когда рыночная система не обеспечивает достаточный уровень доходов определенным группам поставщиков ресурсов или производителей. В развитых странах законодательство о минимуме заработной платы, а также поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию — вот два наиболее широко известных примера установления правительством нижнего уровня цен (рис. 6.6).

Рис. 6.6. Установление нижнего уровня цены приводит к излишку (избытку) продукции

Рис. 6.6. Установление нижнего уровня цены приводит к излишку (избытку) продукции

Исходя из анализа рисунка видно, что существование нижнего уровня цены, например, P, ведет к образованию устойчивого излишка продукции, величина которого измеряется отрезком QsQd. Правительство должно либо выкупать этот излишек, либо принимать меры к его ликвидации путем ограничения предложения или расширения спроса на данный продукт.

Ценовые потолки и нижние уровни цен лишают механизм свободного рыночного взаимодействия спроса и предложения. Свободно устанавливающиеся цены автоматически нормируют продукт для покупателей; регулируемые цены этого не делают. Соответственно, правительству приходится брать на себя решение проблемы нормирования потребления продукта, порождаемой установлением ценовых потолков, а также проблем закупки или уничтожения излишков, возникающих вследствие введения минимальных цен.

Итак, государственные цены не дают возможности равновесной цене осуществлять распределительную функцию (нормирование). Установление ценовых потолков приводит к возникновению устойчивых дефицитов, и если правительство стремится к справедливому распределению продукции, ему приходится брать на себя нормирование потребления. Установление нижнего уровня цен способствует производству излишков продукции; правительство должно закупать эти излишки или предотвращать их возникновение, вводя ограничения на производство или стимулируя потребительский спрос.

Причины, порождающие возникновение государственных цен.

  1. В некоторых случаях, например, во время войн, государство устанавливает цены на предметы первой необходимости (некоторые продукты питания) на уровне, который соответствовал бы материальным возможностям подавляющего большинства населения.
  2. Государственные цены на сельскохозяйственные продукты. В США, европейских и других странах мира государство решает проблему избытка сельскохозяйственных товаров таким образом: оно гарантирует минимальные цены на определенные продукты. Эти цены часто превышают рыночные. Поэтому фермерам не следует волноваться: доход им обеспечит государство через гарантированные цены при условии не производить больше, чем положено.
  3. Государство может оказывать влияние на рыночные цены с помощью налогов и субсидий. В развитых странах самым распространенным налогом на товары и услуги является НДС (налог на дополнительную стоимость), но многие товары облагаются еще и таможенными пошлинами и налогом на продажу. Эти налоги увеличивают издержки производства товаров. Поэтому налоги на товары и услуги сдвигают кривую предложения влево. Субсидии дают прямо противоположный эффект. Они уменьшают расходы на производство и сдвигают кривую предложения вправо.

Носова, Светлана Сергеевна. Экономическая теория : учебник / С.С. Носова. — 4-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017.