Тема 32. Безработица. Проблема занятости и безработицы в России
32.1. Понятие о безработице и причины ее возникновения
Безработица (безработные люди) — явление, когда часть экономически активного (работоспособного) населения постоянно или временно не работает.
Она имеет место в том случае, когда люди, способные и желающие работать: 1) не имеют работы; 2) занимаются поиском более престижной или высокооплачиваемой работы; 3) готовы приступить к работе за любую (даже мизерную) плату (учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды). Однако официальная статистика учитывает только тех из них, кто обращается за пособием по безработице.
Для рыночной экономики типична безработица. Почему? Ответ: спрос на рабочую силу зависит от величины капитала, затрачиваемого на наем рабочей силы. Относительное сокращение капитала влечет за собой относительное сокращение спроса на рабочую силу. Предположим, что капитал составлял 10 млн долл. и состоял из 5 млн долл. постоянного капитала — капитала на приобретение материальных ресурсов (c) и 5 млн долл. переменного капитала (v). Затем наступает срок обновления этого капитала, причем он обновляется в новом органическом строении, т. е. меняется отношение c:v. Предположим, что теперь оно будет составлять не 1 : 1, а 3 : 1. В таком случае из 10 млн долл. на долю постоянного капитала будет приходиться 7,5 млн долл., а на долю переменного — только 2,5 млн долл. Следовательно, переменный капитал и, соответственно, спрос на рабочую силу уменьшатся вдвое. И это не случайность, а объективная закономерность, вытекающая из действия закона накопления капитала в рыночной экономике. В результате замедленного притяжения добавочной рабочей силы и выталкивания из производства части ранее занятых рабочих, в результате роста органического строения капитала — неизбежно образуется армия безработных.
Образование и рост безработицы представляют собой специфический закон народонаселения. Суть его состоит в том, что рабочий класс, производя прибыль, создает источник для накопления капитала, последнее же — через механизм роста органического строения капитала — порождает армию безработных. Чрезмерный труд занятой части населения обрекает на вынужденную праздность другую его часть — безработных, а рост безработицы, в свою очередь, обрекает занятую часть рабочего класса на чрезмерный труд.
Безработные представляют собой относительное перенаселение. Рабочая сила имеется в избытке лишь по сравнению со спросом, предъявляемым на нее со стороны капитала. Но это вовсе не означает, что имеется абсолютный избыток населения. Следовательно, накопление капитала порождает безработицу. Безработица усиливается во время экономических кризисов в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.
32.2. Основные виды безработицы
Текучая, или фрикционная, безработица — безработица, связанная с поисками работы; люди ищут работу и ждут ее получения в ближайшем будущем. Образно говоря, «сегодня занят, завтра — нет». Текучая безработица считается неизбежной и в какой-то мере допустимой, потому что многие работники, добровольно оказавшиеся «между работами», переходят с низкооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы и более рациональное распределение трудовых ресурсов, следовательно, и больший реальный объем ВНП.
Технологическая безработица — постоянное явление рыночного хозяйства, поскольку она связана с НТП. Особенно заметной она становится тогда, когда высокие темпы НТП вызывают резкое сокращение количества рабочих мест. Вместе с тем в экономической литературе отмечается, что современный НТП идет довольно своеобразно. Он не только отталкивает, но и притягивает рабочую силу, что связано с развитием трудоемких процессов обслуживания технологических разработок. Поскольку НТП ведет к росту безработицы, меры воздействия на занятость являются важнейшими в регулировании рынка труда государством.
Структурная — безработица в результате изменений структуры производства товаров и услуг, т. е. она вызвана фундаментальными сдвигами экономических пропорций, особенно в экспортных отраслях.
Это происходит, когда старые отрасли, а вместе с ними старые профессии умирают, а на смену появляются новые отрасли и новые профессии. Иначе говоря, структурная безработица возникает при несовпадении предложения и спроса по квалификациям и специальностям вследствие отсталости квалификационной системы трудовых ресурсов. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Структурная безработица возникает потому, что рабочая сила реагирует медленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре производства. В результате оказывается, что у некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняется географическое распределение рабочих мест. Структурная безработица является тяжелой формой безработицы, так как затраты на ее устранение, т. е. затраты на переквалификацию людей, создание учреждений по повышению или изменению квалификации, а также изменение самого образования, очень высоки.
Циклическая — безработица, которая возникает в результате кризиса, или спада, производства, т. е. той фазы экономического цикла, которая характеризуется резким сокращением совокупных потребительских и инвестиционных расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, следовательно, безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Циклическая безработица в США в период «Великой депрессии» (1929—1933 гг.) достигала примерно 25%. Это очень высокий уровень безработицы.
С циклической безработицей справиться сложнее всего, так как необходимо решать целый комплекс проблем, которые вызвали кризис.
Скрытая, или сезонная, безработица — те, кто занят только в определенное время, а все остальное время являются безработными, или заняты неполный рабочий день, или по распоряжению администрации вынуждены идти в отпуск, и т. д. Этому виду безработицы подвержены наемные работники таких отраслей, как строительство, сельское хозяйство, розничная торговля, обслуживание туристов и т. д. Спрос на рабочую силу в этих отраслях заметно колеблется от сезона к сезону, особенно в период кризисов и депрессии. Но в большей степени она проявляется в аграрном секторе, откуда люди готовы уйти в любое время, хотя статистика не учитывает их как безработных. В то же время совсем избежать сезонных работ просто невозможно: их можно только сократить, если небольшой и регулярный отряд рабочих в сезон согласится трудиться днем и ночью, или нанимать на временные работы студентов и домохозяек, которые обычно не включаются в трудовые ресурсы. На помощь может прийти рыночная система. Например, в курортных городах гостиницы сокращают простои в осенне-зимний период, приглашая участников научных и практических конференций.
Региональная безработица — безработица, которая формируется в отдельных регионах под воздействием целой комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств. Например, безработица в районах сосредоточения угледобывающей промышленности. Судя по мировой практике, местным органам государственной власти не по силам справиться с этой проблемой. Решают ее обычно только на основе общегосударственных целевых программ.
Низший слой безработных образуют пауперы — бедняки, выброшенные из производства и навсегда лишенные возможности вернуться в него. Сюда относятся старики, калеки и инвалиды труда, а также деклассированные элементы — воры, проститутки, нищие, бродяги.
32.3. Уровень безработицы. Уровень общей и зарегистрированной безработицы в России
Уровень безработицы — это удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.
Экономически активное население (занятая рабочая сила) — это часть населения, обеспечивающая создание товаров и услуг.
Уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, хотя его нельзя считать безошибочным барометром благополучия экономики.
В России экономически активное население в 2002 г. составило 72,2 млн чел., из них безработных — 7,1 млн чел., отсюда официальный уровень безработицы — 9,0%1.
В то же время численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости2 в 2000 и 2001 гг., составляет 1,5%.
1Численность безработных, по методологии МОТ, определяется на основе обследований Госкомстата России и включает лиц в возрасте 15—72 лет, не имеющих занятия, но активно их ищущих и готовых приступить к работе немедленно, а также учащихся, студентов, пенсионеров и инвалидов, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
2Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, определяется на основе статистических данных органов службы занятости и включает трудоспособных граждан в возрасте 16—54 лет.
Что касается прогноза на рынке труда, то, по данным Минэкономразвития, уровень общей безработицы составит в 2005 г. 10,3%. Безработица — относительно новый для России феномен.
Исходя из данных показателей мы видим, что решение проблемы поддержания занятости требует принятия неотложных государственных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Устойчивый разрыв между общей и регистрируемой безработицей составляет одну из наиболее парадоксальных черт российского рынка труда. Установлено, что весьма незначительная часть российских безработных обращается за официальной регистрацией в государственные службы занятости. Этот феномен стал одной из главных «загадок» российского рынка труда.
Таблица 32.1
Прогноз показателей занятости и безработицы в Российской Федерации* (в среднегодовом исчислении)
Наименование показателя | Ед. изм. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Численность экономически активного населения | млн чел. | 71,7 72,2 |
72,3 72,4 |
72,8 73,0 |
72,9 73,6 |
Численность занятых в экономике | млн чел. | 65,2 65,2 |
65,5 65,1 |
65,8 65,5 |
66,0 66,0 |
Численность безработных граждан (по методологии МОТ) | млн чел. | 6,5 7,1 |
6,8 7,3 |
7,0 7,5 |
6,9 7,6 |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости | млн чел. | 1,2 1,3 |
1,3 1,4 |
1,4 1,5 |
1,3 1,65 |
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) | % к ЭАН | 9,1 9,9 |
9,4 10,1 |
9,6 10,3 |
9,5 10,3 |
Уровень зарегистрированной безработицы | % к ЭАН | 1,7 1,8 |
1,8 1,9 |
1,9 2,0 |
1,8 2,3 |
Доля численности зарегистрированных безработных в общей численности безработных | % | 18,5 20,0 |
19,1 20,6 |
20,0 21,4 |
18,8 23,9 |
*Жирным шрифтом показаны прогнозные данные Минтруда России, обычным шрифтом — прогнозные данные Минэкономразвития России.
Что касается регистрируемой безработицы, то основу ее измерения составляет административная информация о клиентах государственных служб занятости (ГСЗ). Показатели регистрируемой безработицы обладают тем преимуществом, что опираются на сплошное непрерывное статистическое наблюдение и отличаются высокой степенью оперативности (рассчитываются ежемесячно). Они выполняют важную инструментальную функцию, обеспечивая информационную базу для формирования государственной политики на рынке труда и открывая возможности для оценки ее масштабов и степени эффективности.
Основные принципы регистрации безработных установлены Законом о занятости населения. В соответствии с ним официальными безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1 ст. 3). Хотя в этом определении упоминаются критерии отсутствия работы, ее поиска и готовности к ней приступить, методологически оценки регистрируемой безработицы отличаются от оценок общей безработицы. Далеко не каждый, кто может быть квалифицирован как безработный в соответствии со стандартным определением МОТ, имеет право на получение официального статуса безработного.
Существует несколько альтернативных показателей, которые могут использоваться для оценки масштабов поисковой активности на рынке труда в той части, в какой она отслеживается государственными службами занятости:
- общая численность лиц, обратившихся в ГСЗ по вопросам трудоустройства;
- численность лиц, не занятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в службах занятости. В их число не входят те, кто, имея работу, ищут альтернативную или дополнительную занятость, а также учащиеся и студенты дневной формы обучения;
- численность лиц, зарегистрированных в ГСЗ в качестве безработных. По сравнению с предыдущей эта категория является более узкой и не включает: а) молодых людей до 16 лет; б) пенсионеров; в) лиц, отказ вшихся в течение 10 дней со дня обращения от двух вариантов подходящей работы, а также лиц, отказавшихся от двух вариантов профессиональной подготовки или двух предложений оплачиваемой работы (в том случае, если они не имели профессии и искали работу впервые); г) лиц, не явившихся без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы; д) лиц, не явившихся в срок, установленный для их регистрации в качестве безработных. К безработным не относятся также лица, прошедшие первичную регистрацию и ждущие решения о присвоении им статуса безработного, и лица, направленные для прохождения обучения и переобучения, которые на этот период квалифицируются как занятые;
- численность безработных, которым назначено пособие по безработице. Пособие назначается не всем зарегистрированным безработным. В частности, оно не предоставляется тем, кто уже исчерпал право на его получение.
На начало 2000 г. в России с учетом скрытой безработицы ее фактический уровень достигает 20—23%, а в ряде регионов страны — существенно выше этой усредненной величины: в районах Севера, малых городах России, ряде закрытых зон, районах дислокации предприятий легкой и угольной промышленности и в устойчиво депрессивных регионах (в частности, Кавказа), превращающихся постепенно в зоны застойной безработицы.
Наряду с понятием «безработица» в экономическом анализе используется другое, не менее важное понятие — «полная занятость».
32.4. Полная занятость. Естественный уровень безработицы
В рыночной экономике «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Что значит менее 100%? Это значит, что допустим определенный уровень безработицы. В рыночной экономике он считается нормальным, или оправданным. Допустимый уровень безработицы называется естественным уровнем безработицы, например, 5—6% безработных. Реальный объем ВНП, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики.
Экономисты считают, что естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное явление. Это объясняется тем, что если экономика страны постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям, то какая-то безработица неизбежна: ведь люди иногда уходят на другие предприятия, а сезонные или разовые работы заканчиваются. Естественный уровень безработицы в идеале считается допустимым, так как он не подрывает возможности расширенного воспроизводства, включая производство товаров народного потребления и услуг в рамках, достаточных для поддержания гарантированной реализации прав граждан на доходы, образование, здравоохранение, социальную защиту на уровне прожиточного минимума, достаточного для физического сохранения человека как биологического вида.
В каждый данный период в различных странах уровни безработицы существенно отличаются друг от друга. Эти различия объясняются тем, что в разных странах существуют разные естественные уровни безработицы, а также тем, что эти страны могут оказаться в разных фазах экономического цикла.
С безработицей связан ряд серьезных проблем экономической политики. Если правительство стремится как можно больше сократить ее уровень, то обостряется проблема инфляции, ухудшается состояние платежного баланса, падает конкуренция и замедляются темпы экономического роста. Все это постепенно сводит на нет и сами усилия по борьбе с безработицей. Поэтому при проведении подобного (политического) решения правительство должно особенно тщательно взвесить все «за» и «против». Опыт индустриально развитых стран показывает, что все правительства, независимо от их партийной принадлежности, при попытке снизить уровень безработицы ниже 5% испытывали большие проблемы.
В России текущая безработица превышает естественную норму и становится вынужденной безработицей. В условиях вынужденной безработицы по-иному действует механизм государственного регулирования занятости на рынке труда.
Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.
32.5. Экономические и социальные последствия безработицы
Главная «цена» безработицы — уменьшение объема ВНП.
Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Потенциальный ВНП определяется исходя из предположения о том, что существует естественный уровень безработицы при «нормальных» темпах экономического роста. Вывод таков: чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.
История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Об этом свидетельствует сдвиг влево в американской политической теории во время депрессии 30-х гг. Вызванный депрессией «новый курс» был подлинной революцией в американском политическом и экономическом мышлении. Примером таких перемен является и приход Гитлера к власти в условиях безработицы. Более того, нет сомнений в том, что большой процент безработицы среди негров и других национальных меньшинств также является серьезной причиной беспорядков и насилия, которые периодически возникают в городах Америки и других стран. Безработица приводит к падению уровня благосостояния жителей страны и, что еще более серьезно, ломает судьбы множества людей. Часть из них остается без работы на многие годы и теряет последнюю надежду обрести ее хоть когда-нибудь. Что касается простых людей, исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, психических болезней и высоким уровнем безработицы. И уж во всяком случае безработица приводит к постепенной утрате профессиональных навыков и знаний.
Рост безработицы, являющейся фактором углубления бедности и социальной нестабильности в обществе, должен быть отнесен к рангу наиболее значимых угроз экономической безопасности.
С одной стороны, сужение источников дохода семей при росте безработицы вызывает резкое сокращение потребительского спроса — спроса на товары и услуги, что, в свою очередь, ведет к уменьшению налоговой базы формирования бюджета и реализации социальных программ. Ну о каких налогах можно говорить, если большая часть населения живет за порогом бедности?
С другой стороны — повышение уровня безработицы чревато ростом преступности и самоубийств. По данным исследований университета Дж. Гобкинса (США), при росте безработицы на 1% число самоубийств увеличивается на 4,1%, число заключенных — на 5,7%, объем ВВП уменьшается на 4,5%.
В условиях России последствия могут быть еще более трагичными из-за устойчивой бедности населения. Недопустимость подобного развития событий требует внесения коррективов в стратегию реформ, проводимых в России.
32.6. Проблема занятости и безработицы в России
Безработица в России выступает как технологическая, структурная и региональная.
Для экономики России переход к рынку будет означать резкий поворот к естественной безработице. Естественный уровень безработицы будет свидетельствовать о том, что заработал рынок рабочей силы, т. е. освободился от неоправданного государственного вмешательства.
Регулирующая роль государства в области занятости должна:
- быть направлена на регулирование вынужденной безработицы;
- обеспечить регулирование уровня и продолжительности этой безработицы;
- включать в себя меры по социальной защите людей, пострадавших от безработицы.
Таким образом регулирующий потенциал государства на рынке труда должен быть направлен на снижение технологической, структурной, региональной и других разновидностей вынужденной безработицы в сторону ее естественной нормы.
Следует отметить, что официальная статистика неточно отражает картину реального состояния рынка труда. Она практически не охватывает тех работников, которые не регистрируются в государственных учреждениях. Обладая высокой конкурентоспособностью на рынке труда, они не прибегают к услугам бирж труда, поскольку считают, что обращение в службу не соответствует их социальному статусу и может помешать дальнейшей трудовой карьере.
Среди незанятых не подлежат регистрации и те, кто крайне низко оценивают преимущества занятости в общественном секторе экономики и предпочитают не работать вообще. В эту группу входят матери, воспитывающие детей, лица предпенсионного возраста и др. В ходе социологических наблюдений сотрудниками института проблем занятости выявлены случаи, когда фактически безработные стремятся сделать фиктивные отметки в трудовой книжке и получить рекомендации для дальнейшего трудоустройства, адекватного их запросам. Часто работники не обращаются в службу занятости, предполагая ее ограниченные возможности в трудоустройстве. Исследование показало, что среди высвобожденных работников каждый второй трудоустроился самостоятельно, а из тех, кто работу не нашел, лишь около половины обратились за помощью в службу занятости.
Вместе с тем среди зарегистрированных на биржах труда в качестве незанятых приблизительно половина фактически не ищут работу. Многие из этих людей работают неофициально. Их удерживает на бирже желание иметь социальный статус и гарантии; в некоторых случаях они надеются с помощью службы занятости все же найти себе подходящую постоянную работу.
Среди регистрируемых на биржах труда все чаще появляются люди, которые не хотят работать в принципе, но не возражают получать в течение года фактически не заработанный доход. Так, на учете состоят много лиц предпенсионного возраста, которые не обнаруживают стремления к трудоустройству и рассчитывают на досрочный выход на пенсию; многодетные матери и некоторые другие категории.
Таким образом, реальная незанятость среди населения фактически превышает данные официальной статистики на численность тех, кто ищет работу и не зарегистрирован, и уменьшается на число зарегистрированных граждан, работу фактически не ищущих.
Безработица конца 1991 — начала 1992 г. носила ярко выраженный структурный характер: при абсолютном превышении числа вакансий над численностью ищущих работу незанятость продолжала нарастать. Высвобождение работников носило характер санации: предприятия освобождались от неперспективных работников. Первые трудности трудоустройства, сложности высвобождения побудили руководство предприятий к сокращению приема на работу. Начиная с сентября 1991 г. объявленная потребность в рабочей силе стала уменьшаться сначала резко, а затем более плавными темпами.
Если на первом этапе реформирования отмечалась низкая мобильность кадров на рынке труда и, как следствие, структурная безработица, то к концу 1999 г. ситуация несколько изменилась. Успешное развитие негосударственных предприятий, все увеличивающийся спрос на рабочую силу со стороны новых структур способствовали изменению менталитета граждан. Боязнь потерять рабочее место, беспомощность перед увольнением постепенно меняются на активное поведение людей на рынке труда. В случае очевидной нестабильности предприятий его работники самостоятельно ведут поиск рабочих мест и увольняются до объявления о сокращении штатов.
Кризис крупных промышленных предприятий отчасти разрешается государственными заказами. ВПК, оказавшийся на грани развала и внушавший наибольшие опасения в связи с безработицей, с разработкой военной доктрины и изменением политической ситуации, вновь может оказаться востребованным. Наряду с этим можно ожидать расширения деятельности и в других отраслях народного хозяйства, абсорбирующих излишек рабочей силы.
Напряженность на рынке труда исходит сегодня от крупных предприятий, не сумевших успешно адаптироваться к условиям рынка и в отношении которых государственная помощь маловероятна. К такого рода предприятиям относятся ряд предприятий легкой, текстильной, металлургической промышленности и др. Особенно сложной ситуация будет в тех регионах, где предприятия этих отраслей доминируют. Разумный и обоснованный подход к регулированию занятости, дифференцированное отношение к рынкам труда с определенной отраслевой и региональной спецификой могут позволить избежать социальных кризисов и снизить неизбежные негативные последствия экономического развития для российских граждан.
32.7. Основные направления по поддержанию занятости населения и борьбе с безработицей в современной России
1. Совершенствование действующего законодательства в сфере занятости населения.
В целях совершенствования системы финансирования государственной политики занятости населения (упразднение Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и перевод соответствующих расходов в бюджеты разных уровней) Минтрудом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения».
Проектом закона предусмотрены меры, направленные на сокращение периода безработицы на основе внедрения эффективных механизмов проведения активной политики занятости специальных мероприятий по профилированию безработных граждан. Данный законопроект в январе 2002 г. внесен Правительством РФ в Государственную Думу.
2. Повышение эффективности использования бюджетных средств на реализацию политики занятости.
Повышение эффективности использования средств федерального бюджета требует и разработки механизма оценки эффективности программ содействия занятости населения с точки зрения их социально-экономической результативности в части непосредственного трудоустройства после завершения программы, повышения конкурентоспособности на рынке труда и обеспечения дальнейшего трудоустройства безработных граждан, обеспечения временной занятости и т. д.
Разработка такого механизма позволит более гибко перераспределять средства федерального бюджета как на уровне субъекта РФ, так и между субъектами РФ. Вместе с тем в условиях ограниченности средств федерального бюджета стоит задача расширения привлечения средств из других источников, и прежде всего из бюджетов субъектов РФ и средств работодателей.
3. Совершенствование прогноза и мониторинга рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
Повышению эффективности регулирования процессов на рынке труда должно способствовать совершенствование мониторинга спроса и предложения рабочей силы, предусматривающее:
- развитие межотраслевой координации работ по обеспечению занятости населения;
- расширение банка вакансий и свободных рабочих мест, предоставляемых работодателями в органы службы занятости;
- формирование локальных банков вакансий с учетом оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума;
- усиление взаимодействия с работодателями по трудоустройству безработных и незанятых граждан в рамках социального партнерства.
Это позволит органам службы занятости и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации своевременно принимать превентивные меры по снятию напряженности на региональных рынках труда и сократить расходы федерального бюджета на ликвидацию негативных последствий безработицы.
4. Повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда.
В целях развития человеческих ресурсов, повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда, дальнейшего совершенствования системы профессионального образования и переподготовки кадров необходимо:
- осуществлять разработку среднесрочного и долгосрочного прогноза структуры работников по укрупненным группам профессий и специальностей;
- разработать механизм обеспечения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней;
- создать и внедрить в работу учреждений профессионального образования технологии содействия эффективному трудоустройству выпускников;
- разработать меры, стимулирующие работодателей к развитию внутрифирменного обучения персонала.
Принимаемые меры позволят более эффективно использовать финансовые средства государственного бюджета, выделяемые на профессиональное образование, привести профессиональноквалификационную структуру подготовки кадров в соответствие с прогнозом развития экономики.
5. Совершенствование эффективности деятельности органов службы занятости.
Совершенствование эффективности деятельности органов службы занятости включает в себя два основных направления:
- внедрение в деятельность органов службы занятости современных технологий, позволяющих сокращать период безработицы граждан, обращающихся к услугам службы занятости, продолжительность участия граждан в активных и пассивных программах содействия занятости населения, предоставлять более качественные услуги;
- оптимизацию структуры и численности работников органов службы занятости исходя из возможностей бюджета и обеспечения предоставления в полном объеме услуг населению.
В целях разработки комплексного подхода к реализации перечисленных выше мер по поддержанию занятости населения Российской Федерации Минтруда России предлагает подготовить и внести в Правительство РФ Концепцию действий на рынке труда Российской Федерации на среднесрочную перспективу, а также плана действий по ее реализации.
В связи с этим необходимо обратить самое пристальное внимание на постановку вопроса, сделанную Президентом РФ В. В. Путиным в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 18 апреля 2002 г.: «В сфере предоставления социальных услуг особенно нужна эффективность, прозрачность и четкость».
Носова, Светлана Сергеевна. Экономическая теория : учебник / С.С. Носова. — 4-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017.