Тема 26. Фирма в условиях естественной (чистой) монополии
26.1. Естественная (чистая) монополия: характерные черты
Естественная, или чистая, монополия — такая модель рынка, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет заменителей. Известны ее характерные черты:
- Единственный продавец, т. е. отрасль, состоит из одной фирмы. Здесь «фирма» и «отрасль» — синонимы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги.
- Нет заменителей данного продукта. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. К таким монополиям относятся регулируемые государством предприятия общественного пользования или так называемые естественные монополии (электрические и газовые компании, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи и др.). Услугам, предоставляемым коммунальными службами, также нет заменителей. Но если они и есть, то они либо дороги, либо неудобны.
Чистая монополия может также иметь географическое измерение. Небольшой город подчас обслуживается только одной авиалинией или железной дорогой. Местный банк, кинотеатр или книжный магазин может относиться к чистой монополии в маленьком населенном пункте. - Фирма диктует цену. Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Чистый монополист осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.
- Вхождение в отрасль заблокировано в виде: а) эффекта масштаба; б) отсутствия заменителей; в) собственности на патенты и научные исследования. Эти барьеры помогают объяснить существование чистой монополии и других неконкурентных рыночных структур. Барьеры для вступления в отрасль, которые являются очень значительными в краткосрочном периоде, оказываются преодолимыми в долговременном периоде.
Таким образом, естественная монополия (монополия в узком смысле) — это монополия на редкие и невоспроизводимые факторы производства (земля, газ, нефть, редкие металлы и др.). Естественный монополист производит уникальный продукт — для него нет заменителя. Например, газовое отопление дома. Нет газа — и тепла нет. И получается: являясь единственным производителем газа, монополист занимает господствующее положение на рынке. Будет ли он чинить произвол — «вздрючивать» цены до невероятных размеров или менять режим подачи газа по своему усмотрению? Может быть, ему так хотелось бы, но это не так. И все потому, что большинство естественных монополистов создаются правительством. Правительство может выдать патент на один из уникальных продуктов, авторское право на какую-то вещь или же лицензию на право заниматься бизнесом на определенном рынке, не имея конкуренции. Кроме того, муниципалитеты дают лицензии компаниям, владеющим электростанциями, газовым компаниям и компаниям, ведающим коммуникациями, чтобы предотвратить дублирование эксплуатации мощностей. Эти компании очень строго контролируются в их деятельности и установлении цен.
26.2. Естественная монополия и конкуренция
Естественную монополию характеризует отсутствие конкуренции. Можно сказать: естественная монополия вне конкуренции. Причиной тому являются высокие барьеры для вступления в отрасль. И такие барьеры возникают в связи тем, что естественная монополия — это регулируемая, или государственная, монополия. Она предназначена для того, чтобы достичь низких издержек и обеспечить потребителям выгоду от экономии на издержках. Поэтому государство нередко создает легальные барьеры для вступления в отрасль, выдавая патенты и лицензии. В связи с этим полностью блокирована вся потенциальная конкуренция.
Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и, следуя правилу MR = MC, считают выгодным расширять производство. Чтобы избавить общество от неблагоприятных ситуаций, скажем, ценовой конкуренции, правительство предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять электричество, воду, природный газ, телефонные услуги или осуществлять автобусные перевозки. Правительство сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать.
Проанализируем поведение чистого монополиста в области ценообразования и определения объема производства.
26.3. Определение объема производства, цены и максимизация прибыли
Естественная монополия определяет объем производства исходя из трех принципов: издержек, спроса и максимизации прибыли.
Различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса. В условиях чистой конкуренции продавец встречается с совершенно эластичным спросом, а предельный доход является постоянным и равным цене продукции. Это значит, что валовой доход увеличивается на постоянную величину — постоянную цену каждой проданной единицы продукции. Кривая спроса монополиста (кривая спроса любого действующего в условиях несовершенной конкуренции продавца) представляет собой кривую отраслевого спроса, так как чистый монополист всегда является отраслью. Поэтому кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а напротив, является нисходящей.
Существуют три значения нисходящей кривой спроса.
1. Цена превышает предельный доход. Чистый монополист или фактически любой производитель в условиях несовершенной конкуренции с нисходящей кривой спроса должен снизить цену для того, чтобы больше продать продукции. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена (см. рис. 26.1). Чистая монополия может увеличивать свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Более того, тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Причина? Снижение цены будет относиться не только к дополнительно проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительно проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену — меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции.
Рис. 26.1. Цена и предельный доход в условиях чистой монополии
Так как предельный доход есть, по определению, изменение в валовом доходе, то до тех пор, пока валовой доход увеличивается, предельный доход является положительным. Когда валовой доход достигнет своего максимума, предельный доход будет равен нулю. И когда валовой доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным.
2. Монополист диктует цену и объем производства. Второе значение нисходящей кривой спроса: монополист неизбежно определяет цену, решая, какой объем продукции произвести, т. е. одновременно выбирает и цену, и объем производства. Общее правило состоит в следующем: монополия никогда не выберет такую комбинацию: цена — количество, при которой валовой доход уменьшается, или предельный доход является отрицательным. При понижении цены валовой доход будет уменьшаться. Но более низкая цена связана с большим объемом производства и, следовательно, увеличившимися валовыми издержками. Более низкий доход и более высокие издержки вызывают уменьшение прибыли. На вопрос: какую комбинацию цены и количества выберет чистый монополист? — ответ один: это зависит не только от спроса и предельного дохода, но и от издержек.
3. Максимизация прибыли. Стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
26.4. Ценность естественной монополии с тонки зрения общества
В условиях свободной конкуренции фирмы постоянно находятся под давлением со стороны конкурентов, которые вынуждают их быть внутренне эффективными, чтобы просто выжить. Конкурирующий монополист считает выгодным продавать меньший объем продукции, но по более высокой цене. Другими словами, монополист считает выгодным ограничить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресурсов, что, с точки зрения общества, является оправданным.
Но естественные монополии защищены от конкурентных сил, что является благоприятным условием для неэффективности. К сожалению, но это так: чем меньше конкурентов, тем больше неэффективность. В связи с этим ценность естественной монополии, с точки зрения общества, отрицательмая. Но общество не может отказаться от ее услуг, так как естественная монополия обеспечивает необходимые общие условия для эффективного производства и нормальной повседневной жизни населения. В этом смысле ее общественная ценность положительна и велика.
Естественная монополия способствует научно-техническому прогрессу.
Вопрос: насколько естественная (чистая) монополия способствует научно-техническому прогрессу? Ответ на данный вопрос неоднозначен: имеются две точки зрения.
Первая: чистая монополия более прогрессивна, чем чистая конкуренция, потому что ее способность постоянно получать прибыль обеспечивает устойчивое финансирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НМОКР). Вторая точка зрения: отсутствие конкурентных фирм ослабляет стимул монополиста к нововведениям. При анализе данных позиций возникают следующие вопросы: Действительно ли, что естественные монополии разрабатывают более эффективную технику? Допустимо ли, что неконкурирующие монополии больше совершенствуют технологию производства, чем конкурирующие производители? Имеют ли чистые монополии достаточно средств и стимулов, чтобы улучшить свою продукцию и удовлетворить потребительский спрос? Ответы на поставленные вопросы можно получить при исследовании различных моделей рынка. Рассмотрим их подробнее.
Конкурентная модель. Выживание конкурентных фирм зависит от эффективности их деятельности. Однако конкуренция может лишать фирмы прибыли — основного источника для разработки новой техники или новой продукции. Прибыли от НТП могут быть недолговечными для осуществляющего нововведения конкурентного производителя. Фирма в конкурентной отрасли, внедряющая нововведения, нередко становится свидетелем того, что многие ее конкуренты вскоре начинают дублировать или копировать любую техническую новинку. Практически они будут считать вознаграждения, но не затраты на НТП.
Монополистическая модель. Благодаря барьерам для вступления в отрасль монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли. Отсюда чистый монополист будет иметь больше финансовых ресурсов для НТП, чем конкурентные фирмы. Но как насчет стимулов чистого монополиста к техническому прогрессу?
Существует довод, который указывает на то, что вследствие отсутствия конкурентов у чистой монополии нет автоматического стимула к НТП. Следовательно, монополист может позволить себе быть неэффективным и вялым. Острое соперничество конкурентного рынка наказывает неэффективных. Неэффективный чистый монополист не встречает этого наказания просто потому, что у него нет конкурентов. У монополий есть все основания довольствоваться существующим положением.
Монополии, обогащаясь за счет остальной части общества, имеют меньше стимулов для НТП, но больше капитала для его осуществления.
26.5. Роль естественной монополии в рыночной экономике
Чтобы лучше понять естественные монополии и их роль в рыночной экономике, рассмотрим:
- ценовую дискриминацию и
- государственное регулирование естественных монополий.
Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт продается по более низкой или высокой цене, и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Экономические последствия ценовой дискриминации, по существу, двойственны. Первое: неудивительно, что монополист будет способен увеличивать свои прибыли, занимаясь ценовой дискриминацией. Второе: при всех остальных равных условиях дискриминирующий монополист будет производить больший объем продукции, чем не занимающийся дискриминацией монополист.
Государственное регулирование естественных монополий. Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. Цена (тариф), которую назначают коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, называется общественно оптимальной ценой. Она определяется правительственными регулирующими комиссиями или управлениями. Если целью регулирующей комиссии является достижение эффективности распределения ресурсов, то ей следует попытаться законодательно установить эту (максимальную) цену, равную предельным издержкам. Это цена, при которой достигается эффективность распределения ресурсов. Вероятно, что цена, которая равняется предельным издержкам, будет такой низкой, что средние валовые издержки не покрываются. Неизбежным результатом являются убытки. Причина этого заключается в основной черте услуг, или продукта естественных монополий. Так как они необходимы, чтобы удовлетворять «пиковые» требования (как ежедневно, так и посезонно) на их продукт или услугу, они имеют тенденцию располагать значительной избыточной производственной мощностью, когда спрос является относительно «нормальным». Высокий уровень инвестирования в эти отрасли означает, что издержки производства на единицу будут снижаться в долговременном периоде. Поэтому просто навязать общественно оптимальную цену регулируемому монополисту означало бы убытки в краткосрочном периоде, а в долговременном периоде — банкротство. Что же делать? Одним из вариантов является субсидия, достаточная для того, чтобы покрыть убыток, который повлек бы за собой ценообразование на основе предельных издержек. Другим — ценовая дискриминация, в результате которой дополнительный доход, полученный таким образом, позволит фирме покрыть издержки. На деле регулирующие комиссии придерживаются третьего варианта: они склонны отступать от цели достижения эффективности распределения ресурсов и ценообразования на основе предельных издержек и устанавливать цены, обеспечивающие «справедливую прибыль». Цена, обеспечивающая «справедливую прибыль», равна средним издержкам. Общественно-оптимальная цена устанавливается там, где кривые спроса и предельных издержек пересекаются: цена, обеспечивающая «справедливую прибыль», устанавливается там, где пересекаются кривые спроса и средних издержек. Подобно конкурентному продавцу чистый монополист будет максимизировать прибыли путем уравнивания предельного дохода и предельных издержек. В результате регулирования цен можно одновременно снизить цену, увеличить объем производства и сократить экономические прибыли монополий.
26.6. Реформирование естественных монополий в России
Приоритетными задачами государственной политики в области реформирования естественных монополий на перспективу являются:
- принятие мер по решению проблемы неплатежей за поставки продукции и оказание услуг естественными монополиями;
- создание необходимых условий для обеспечения полной организационной и финансовой прозрачности деятельности предприятий соответствующих отраслей;
- обеспечение формирования регулируемых цен и тарифов на продукцию (услуги) газовой отрасли и электроэнергетики с дифференциацией их по режимам потребления, полной компенсацией обоснованных затрат на производство, а также постепенным доведением цен и тарифов до уровня, предусматривающего самофинансирование этих отраслей;
- обеспечение недискриминационного доступа независимых производителей и потребителей к услугам естественных монополий при эффективном антимонопольном регулировании;
- снижение перекрестного субсидирования различных категорий потребителей.
В этих целях Правительство Российской Федерации намерено реализовать комплекс мер по реструктуризации соответствующих отраслей с целью четкого разграничения естественно-монопольных и потенциально конкурентных видов хозяйственной деятельности, созданию благоприятных условий для их постепенной демонополизации. При необходимости будут введены ограничения на процессы вертикальной и горизонтальной интеграции.
В сфере электроэнергетики будут разработаны основные положения по развитию и функционированию рынка электрической энергии (мощности) в Российской Федерации. Для их последующей реализации предполагается осуществить:
- демонополизацию секторов производства и сбыта электроэнергии и развитие оптового и розничного рынков электроэнергии;
- разделение естественно-монопольного и конкурентных секторов в системе электроэнергетики, усиление контроля в естественно-монопольном секторе на всех уровнях, включая реструктуризацию региональных энергетических компаний;
- развитие единой федеральной сетевой инфраструктуры и формирование технологической инфраструктуры рынка электроэнергии, создание соответствующего эффективного механизма государственного контроля;
- обеспечение условий для деятельности независимых производителей (продавцов)электроэнергии.
В сфере железнодорожного транспорта будет разработана концепция развития структурной реформы железнодорожного транспорта, на основе которой будут реализованы следующие меры:
- упорядочение государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте;
- создание соответствующей правовой базы и разделение в системе железнодорожного транспорта государственных и хозяйственных функций;
- отделение большей части вспомогательных и обслуживающих предприятий, их приватизация, а также выделение объектов социальной сферы, кроме расположенных в малонаселенных районах, передача которых в ведение муниципальных органов невозможна;
- разделение естественно-монопольного, конкурентного и потенциально конкурентного секторов в системе железнодорожного транспорта и усиление государственного контроля в естественно-монопольном секторе;
- обеспечение доступа к производственной инфраструктуре железнодорожного транспорта всех потенциальных участников перевозочного процесса на недискриминационной основе и формирование впоследствии в рамках конкурентного сектора компаний по перевозке грузов и пассажиров;
- поэтапное прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.
В области связи Правительство РФ утвердит концепцию по дальнейшей либерализации рынка телекоммуникаций, в том числе механизма финансирования универсальных услуг связи. Будет совершенствоваться механизм регулирования цен (тарифов) на услуги связи, введен раздельный учет телекоммуникационными операторами доходов, затрат, активов и обязательств по видам деятельности (сетевые услуги, услуги абонентам, услуги по предоставлению доступа к сети и т. д.).
Носова, Светлана Сергеевна. Экономическая теория : учебник / С.С. Носова. — 4-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017.