Тема 19. Фирма и рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата
19.1. Труд и рабочая сила. Особенности рабочей силы как товара
Труд — целесообразная, осознанная деятельность людей, применяемая в производстве и реализации товаров и услуг.
Любые работы, выполняемые людьми разной профессии: физиком или дворником и т. д., в широком смысле слова — это «труд».
Труд — первое и основное условие существования человека, человеческого общества.
Экономически труд реализуется в рабочей силе — физической и умственной способности человека к труду.
В процессе труда человек использует как физические, так и умственные способности. В рыночной экономике рабочая сила продается собственнику капитала и в связи с этим выступает как товар. Она имеет специфическую потребительную стоимость: способствует не только созданию нового продукта, но и новой стоимости. Например, рука человека, включающего станок или компьютер, заставляет работать капитал, созданный прошлым трудом, и в связи с этим создает новый капитал как воплощение новой потребительной стоимости (товар или услугу), так и новой стоимости. Вновь созданная стоимость (как мы узнаем впоследствии ) есть национальный доход общества (НД). Ценой наемной рабочей силы является заработная плата. На рынке труда заработная плата выступает как цена труда. Она формируется под влиянием действия закона спроса и предложения на рынке труда. Переходим к его рассмотрению.
19.2. Закон спроса и предложения: механизм его действия на рынке труда
Рынок труда — самый важный из рынков ресурсов. Как и любой рынок ресурсов он формируется за счет взаимодействия спроса и предложения. Но рынок труда имеет свои особенности. Главная особенность в том, что на этом рынке формируется заработная плата как основной доход подавляющей части населения любой страны. Чтобы понять особенности рынка труда, необходимо рассмотреть: 1) факторы, формирующие величину спроса на труд; 2) раскрыть понятие о производном характере спроса на рынке труда; 3) показать связь уровня оплаты труда с его производительностью и 4) сформулировать закон спроса и предложения труда. Рассмотрим вышеназванные положения.
Спрос на труд означает желание экономически активного населения продать свою рабочую силу за определенную цену (заработную плату) и на определенный период времени.
Величина спроса на труд — количество труда, которое экономически активное население готово продать по определенной цене — заработной плате и на определенное время.
Основными факторами, формирующими спрос на труд, являются: 1) потребность производства в людских ресурсах: чем больше потребность производства в создании новых готовых продуктов, тем выше спрос на людские ресурсы — труд: здесь прямо пропорциональная зависимость; 2) производительность труда.
Что же такое производительность труда?
Производительность труда — количество произведенного продукта в единицу времени, или количество времени, затраченного на единицу продукта.
Например, за час добывается 5 тонн нефти, или пара обуви производится за 10 минут.
Чтобы повысить производительность труда, необходимо: 1) повысить квалификацию работников; 2) использовать новую технику и технологию; 3) наращивать объемы используемого основного капитала; 4) улучшать систему управления производством и 5) лучше использовать природные ресурсы.
Чем продуктивнее трудятся рабочие, тем больше они производят продукта и тем меньше нужно нанимать рабочей силы. Найм каждого дополнительного, или предельного, рабочего на фирме сравнивается с дополнительным (предельным) доходом, который этот рабочий может принести. Пока дополнительный доход превышает расходы на заработную плату рабочего, фирме выгодно нанимать новых рабочих. Спрос на труд имеет пределы. И эти пределы устанавливает рынок, так как производить нужно столько, сколько требует рынок.
Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты, и особенно на потребительские товары. Чем выше спрос на изделия фирмы, тем больше рабочих фирма может нанять.
Закон спроса на труд гласит: при прочих равных условиях величина спроса на труд будет больше при низкой зарплате и меньше при высокой. Конечное свойство закона спроса на труд состоит в следующем: между величиной заработной платы и величиной спроса существует обратная связь.
Предложение труда — означает желание производителей купить рабочую силу по определенной цене и на определенный период времени.
Величина предложения — количество труда, которое может быть предложено к продаже (фирмам) по определенной цене — заработной плате и в определенное время. Оно имеет свою специфику. Ведь труд продают люди. Следовательно, предложение труда зависит от ряда факторов: 1) от демографического (какова величина населения в той или иной стране); 2) образовательного, или квалификации и знаний; 3) здоровья; 4) культуры нации и 5) национальных особенностей. Закон предложения труда гласит: чем больше заработная плата, тем больше предложение труда. Коренное свойство закона предложения: между заработной платой и величиной предложения существует прямая связь.
19.3. Заработная плата и ее виды
Заработная плата — цена за труд, предоставляемый человеком с целыо реализации его деловой активности.
Все наемные работники получают заработную плату. На практике заработная плата может принять форму премий, гонораров, вознаграждений.
Величина заработной платы зависит от ставки заработной платы — цены, выплачиваемой за единицу времени (час, день, неделя).
Необходимо видеть различие между денежной, или номинальной, и реальной заработной платой.
Номинальная заработная плата — сумма денег, получаемая за час, день, неделю и т. д., т. е. это то, что мы получаем «в кассе». Реальная заработная плата — количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату, т. е. это «покупательная способность» номинальной заработной платы.
Реальная заработная плата зависит: 1) от номинальной заработной платы и 2) цен на товары и услуги (см. схему 19.1). Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить как разницу между процентным изменением в номинальной заработной плате и процентным изменением в уровне цен. Так, повышение номинальной заработной платы на 8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 3%. Однако номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Например, номинальная заработная плата может повыситься, а реальная заработная плата в то же самое время — понизиться, если цены на товары возрастают быстрее, чем номинальная заработная плата.
Рис. 19.1. Различие между номинальной и реальной заработной платой
Обратим внимание на тесную взаимозависимость в длительном периоде между реальной заработной платой и производительностью труда: реальная почасовая заработная плата растет приблизительно такими же темпами, как производительность труда, т. е. объем производства на одного рабочего. Вывод: реальный доход (общий заработок) на одного рабочего непосредственно зависит от объема производства на одного рабочего. Чем больше объем производства в час, тем больше реальный доход на каждый отработанный час. Возьмем простой случай — это классический пример с Робинзоном Крузо на необитаемом острове: то количество рыбы, которую он может поймать за час, и есть его реальная заработная плата.
19.4. Равновесная цена труда (заработная плата) и равновесный уровень занятости
Теперь возникает вопрос: как определяются равновесная цена труда и равновесный уровень занятости? Ответ: равновесная цена труда и равновесный уровень занятости конкретного вида труда определяются на пересечении кривых предложения и спроса на труд.
В связи с этим рассмотрим графики, показывающие, как устанавливается заработная плата в условиях свободной конкуренции (см. рис. 19.2).
Рис. 19.2. График, показывающий, как устанавливается равновесная цена труда, или ставка заработной платы, и равновесное число занятых
Из графика видно, что равновесная цена труда в условиях конкурентного рынка устанавливается в точке E — точке пересечения кривых спроса и предложения труда. Здесь важно отметить следующее: если фирма является крупной по отношению к рынку труда, то она вынуждена платить более высокую ставку заработной платы, чтобы заполучить больше труда. Заметим, что более высокая заработная плата, установленная для дополнительных рабочих, должна выплачиваться всем рабочим, уже нанятым по более низким ставкам заработной платы. Если этого нет, то предприниматель столкнется с серьезными проблемами недовольства рабочих из-за разных ставок заработной платы за одну и ту же работу.
Почему же в действительности (на практике) различаются ставки заработной платы? Ответ: 1) существуют различные виды деятельности (например, сталевар, учитель и колхозник); 2) рабочие различаются по уровню подготовки (например, у одного рабочего — 1-й разряд, у другого — 6-й) и в результате этого попадают в разные не конкурирующие друг с другом профессиональные группы; 3) работы бывают физические и умственные. Например, продавец и ученый, фотомодель или хирург. Чтобы стать высококвалифицированным работником, необходимо учиться.
Экономическую отдачу от образования можно рассматривать как дополнительный доход, который будет получать выпускник высшего учебного заведения или колледжа по сравнению с выпускником средней школы. Эту разницу в доходах, получаемых в течение всей жизни, можно определить и сравнить с затратами на образование и вычислить размер дохода от инвестиций на образование в вузе или колледже. Все это необходимо знать каждому человеку для экономического обоснования инвестиций на получение дополнительного образования. Это важно также для общества, чтобы определять соответствующий баланс между инвестициями в людей и инвестициями в оборудование.
19.5. Экономический эффект минимума заработной платы и профсоюзы
Среди экономистов нет единодушного мнения о необходимости минимума заработной платы как механизма по предотвращению бедности. С одной стороны, минимум заработной платы порождает безработицу среди некоторых низкооплачиваемых рабочих; с другой — он приводит к повышению доходов тех, кто продолжает работать.
Усилия профсоюзов повысить заработную плату концентрируются на уменьшении предложения труда, а не на увеличении его спроса. Профсоюзы признают, что их возможности воздействовать на спрос являются незначительными.
Они чаще всего пытаются противостоять снижению спроса на труд, а не его увеличению.
Особенно это характерно для цеховых профсоюзов, которые объединяют рабочих только какой-то определенной профессии (столяры, каменщики или водопроводчики). Эти профсоюзы во многих случаях вынуждали предпринимателей нанимать рабочих — только членов этих профсоюзов. Такой метод повышения заработной платы можно назвать замкнутым, или цеховым, тред-юнионизмом.
При отсутствии профсоюза можно ожидать, что некоторые незанятые рабочие согласились бы на более низкую заработную плату и поэтому ставка заработной платы может существенно упасть. Но в развитых странах этого не происходит, ибо рабочие действуют через свой профсоюз. Это означает, что как рабочие не могут в отдельности соглашаться работать за низкую заработную плату, так и предприниматели не могут платить меньше по контракту. Это можно назвать результатом открытого, или отраслевого, тред-юнионизма. В США к нему относятся профсоюзы автомобилестроителей и сталелитейщиков, которые добиваются членства в них всех неквалифицированных, полуквалифицированных и квалифицированных рабочих данной отрасли. Члены профсоюзов в среднем могут получать на 10—15% больше по сравнению с нечленами профсоюзов.
В связи с огромной социальной значимостью рынка труда государство должно активно регулировать условия найма работников, движение заработной платы, динамику безработицы, т. е. избыточного трудового потенциала. Со своей стороны, рабочие должны объединяться в профсоюзы для регулирования рынка труда в свою пользу, воздействия на нанимателей и на государство.
Профсоюзы могут воздействовать на рынок труда и со стороны спроса, и со стороны предложения.
Со стороны спроса профсоюзы способствуют расширению спроса на готовую продукцию своей отрасли, стараются воздействовать на рост производительности труда, укрепляют трудовую дисциплину на производстве. Профсоюзы способствуют росту цен на товары—заменители продукции фирм своей отрасли, часто выступают за ограничение импорта конкурирующих товаров.
Со стороны предложения профсоюзы стараются ограничить количество работников, предлагающих свой труд в данной отрасли: вводят дискриминационные условия найма по отношению к нечленам профсоюза, выступают за ограничение миграции. Такими мерами профсоюзы добиваются выгодных условий найма, повышения заработной платы для своих членов. Роль профсоюзов закрепляет коллективный договор, который заключается между профсоюзами работников на данной фирме и администрацией фирмы, что предоставляет профсоюзам широкие возможности для воздействия на рынок труда.
Таким образом, в развитых странах на рынке труда господствует двусторонняя монополия, или модель двойной власти — профсоюза и монопсонического нанимателя (или совокупности нанимателей труда). Это означает, что, с одной стороны, профсоюз является монополистическим «продавцом» труда в том смысле, что он контролирует предложение труда и может оказать влияние на ставки заработной платы. С другой — он противостоит монопсоническому нанимателю труда, который тоже может воздействовать на заработную плату путем изменения занятости. Является ли это особым случаем? Нет. В таких важных отраслях, как сталелитейная, автомобильная, «большой труд», — один крупный производственный профсоюз ведет переговоры с «большим бизнесом» — несколькими крупными промышленными корпорациями. В этих условиях, условиях двусторонней монополии, возможна ситуация, когда установившаяся ставка заработной платы и уровень занятости подходят к конкурентным уровням значительно ближе, чем в том случае, когда существует монополия только на одной стороне рынка.
19.6. Неравенство в распределении национального дохода. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни
Дифференциация заработной платы — одна из причин существования неравенства доходов. В связи с этим в обществе существуют разные группы населения по доходам — с высоким, средним и низким. Вопрос: следует ли стремиться к тому, чтобы доход распределялся в соответствии с принципом равенства? Ответ: по данному вопросу существуют разные позиции. Одни экономисты считают, что равенство доходов является основной предпосылкой выживания капитализма. Другие придерживаются крайне противоположной точки зрения — «стремление к равенству» приведет к гибели капиталистической системы. В конечном итоге для иллюстрации распределения дохода в экономике стали использовать кривую Лоренца. Кривая Лоренца показывает степень неравенства доходов. Он вывел следующую закономерность: в распределении доходов нет ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства.
На основе данных табл. 19.1 построим график «кривой Лоренца» (рис. 19.3), где на оси абсцисс нанесем процент населения — от беднейших слоев к слоям с высшим доходом, а на оси ординат — процент получаемого ими дохода.
Таблица 19.1
Распределение дохода между 20%-ми группами населения
% населения | % дохода | ||
абсолютное равенство | абсолютное неравенство | фактическое распределение (условные данные) | |
0 | 0 | 0 | 0 |
20 | 20 | 0 | 5 |
40 | 40 | 0 | 16 |
60 | 60 | 0 | 32 |
80 | 80 | 0 | 55 |
100 | 100 | 100 | 100 |
Вычертив диаграмму на основе приведенных данных, мы увидим, что: 1) диагональная прямая (биссектриса) отражает кривую абсолютного равенства; 2) кривая фактического распределения доходов находится между двумя кривыми, представляющими случай абсолютного равенства и абсолютного неравенства; 3) заштрихованная площадь показывает степень неравенства доходов; 4) черные линии, идущие под прямым углом с вершиной в точке f, характеризуют случай абсолютного неравенства. Это когда все, за исключением одного человека (скажем, 99 из 100 человек), не имеют дохода, а этот один человек получает весь доход. Отсюда любое фактическое распределение дохода занимает промежуточное положение между этими крайними случаями. Кривая Лоренца представляет собой промежуточную кривую, причем заштрихованная площадь указывает на отклонениеабсолютного равенства и, следовательно, показывает степень неравенства в распределении дохода. Чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов.
Рис. 19.3. Кривая Лоренца
Кривая Лоренца показывает степень неравенства доходов: заштрихованная область. Заметим, что государственная налоговая система и трансфертные программы существенно уменьшают степень неравенства в распределении доходов. Это видно из рис. 19.4.
Рис. 19.4. Влияние государственных налогов и трансфертных платежей на неравенство доходов
Из рис. 19.4 видно, что личный доход после вычета налогов и с учетом трансфертных платежей распределяется более равномерно. Трансфертные платежи способствуют уменьшению неравенства и составляют большую часть дохода населения с самыми низкими доходами.
В России денежные доходы распределяются по 20%-м группам населения. Если бы доходы распределялись совершенно равномерно, то низшая 20%-я группа населения получала бы ровно 20% всего дохода и высшая 20%-я группа получала бы также лишь 20% дохода. Но в России имеет место неравенство в распределении денежных доходов между различными группами населения.
Имеются и другие способы измерения степени неравенства в распределении дохода: через коэффициент фондов и коэффициент Джинни.
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между денежными доходами 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. Так, в России коэффициент фондов в 1998 г. составил 13,4 (раза), т. е. низкие доходы 10% населения в 13,4 раза были меньше, чем высокие доходы 10% населения. В 1994 г. коэффициент фондов был равен 15.
Коэффициент Джинни (индекс концентрации доходов) характеризует степень отклонения фактического распределения денежных доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1, при этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Так, в России коэффициент Джинни в 1998 г. составил 0,379, а в 1994 г. — 0,409, т. е. неравенство в распределении дохода в 1998 г. несколько уменьшилось. Вероятнее всего, это связано с ослаблением процессов приватизации и увеличением социальных выплат населению с низкими доходами.
19.7. Инвестиции в человеческий капитал
Инвестиции в человеческий капитал — это расходы, которые повышают квалификацию и способности, или, другими словами, производительность труда рабочих. Подобно затратам предпринимателей на станки и оборудование затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки, осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем.
В целом инвестиции в человеческий капитал бывают трех видов.
Во-первых, расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное образование, подготовку по месту работы и т. д., являются наиболее очевидным и, вероятно, наиболее важным видом инвестиций в человеческий капитал. Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной.
Во-вторых, расходы на здравоохранение также имеют большое значение. Хорошее здоровье — как следствие расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание и улучшение жилищных условий — удлиняет срок жизни, повышает работоспособность и производительность труда рабочих.
В-третьих, расходы на мобильность, благодаря которым рабочие мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью, составляют наименее очевидную форму инвестиций в человеческий капитал. Как и образование, географическая миграция рабочих влечет за собой рост издержек в настоящем, чтобы получить выгоду в будущем от повышения рыночной стоимости их трудовых услуг. Иначе говоря, нанимаемые рабочие воплощают в себе будущий поток новых трудовых услуг.
Заметим, что экономическую отдачу от инвестиций в образование можно рассматривать как дополнительный доход в течение жизни, который будет получать выпускник высшего учебного заведения или колледжа по сравнению с выпускником средней школы. Эту разницу в доходах, получаемых в течение всей жизни, можно определить и сравнить с затратами на образование и вычислить размер дохода от инвестиций на образование в вузе или колледже. Все это необходимо знать каждому человеку для экономического обоснования инвестиций на получение дополнительного образования. Это важно также для общества, чтобы определять соответствующий баланс между инвестициями в людей и инвестициями в оборудование.
19.8. Российская политика доходов и социальная поддержка населения
Существующая политика доходов, проводимая Правительством РФ, во многом тормозит легальную экономическую активность населения. Установленный порядок налогообложения доходов (единый налог — 13%) способствует резкому возрастанию доходов, используемых на личное потребление у богатых, и их сокращению у бедных. Это провоцирует ряд негативных социальных последствий. И прежде всего увеличивается экономическое расслоение общества на все более богатых и все более бедных. Рост имущественного расслоения болезненно воспринимается в обществе с традиционно сильными тенденциями к уравнительности. Концентрация больших объемов свободных средств в узком социальном слое способствует нарастанию масштабов их противоправного (криминального) перераспределения.
Программа стабилизации уровня жизни в России предусматривает поэтапное подтягивание минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума.
В соответствии с Конституцией 1993 г. Российская Федерация является социальным государством, поэтому социальный аспект формирования системы социальных гарантий приобретает особую актуальность. В 1992 г. ряд министерств и ведомств разработали «Основные принципы и направления социальной политики Российской Федерации в 1992—1993 гг.». Среди этих принципов социальной политики — всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к различным группам населения, активный и адресный характер, социальное партнерство, разграничение компетенций между различными уровнями власти. Главные направления социальной политики включали в себя формирование системы социальной защиты населения, реформирование социального обеспечения на принципах социального страхования и социальной помощи.
Доля населения, имеющего право на получение социальных гарантий, льгот и выплат, установленных законодательными актами Российской Федерации, оценивается на уровне 70% всего населения Российской Федерации, т. е. около 100 млн человек могут претендовать на получение социальных выплат и льгот.
Только девятью видами социальных пособий и компенсаций (включая ежемесячное пособие на ребенка) охвачено более 45,5 млн чел. На федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения (например, таким категориям, как ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т. д.).
Распределение общей суммы денежных средств, получаемых населением по этим направлениям социальной защиты, складывается следующим образом: только четверть общей суммы реализуемых всеми домохозяйствами льгот и пособий приходится на долю домохозяйств со средним доходом ниже прожиточного минимума домохозяйства, в то время как на долю домохозяйств со средним доходом выше прожиточного минимума домохозяйства — три четверти. Такое положение связано с тем, что практически все социальные пособия, выплаты и льготы, установленные на федеральном уровне, предоставляются на основе категориального принципа. Лишь два вида социальных выплат — ежемесячное пособие на ребенка и жилищные субсидии — предусматривают проверку нуждаемости и предоставляются домохозяйствам, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
С января 2002 г. ежемесячное пособие на ребенка стало предоставляться семьям с детьми со среднедушевым доходом, размер которого не превышает 200% прожиточного минимума. По данным обследования бюджетов домашних хозяйств Госкомстата РФ, в III квартале 1999 г. только около 9% семей с детьми имели среднедушевой денежный доход, размер которого не превышает 200% прожиточного минимума. Поэтому право на пособие в этом случае приобретают практически все семьи, обратившиеся в органы социальной защиты, как имеющие право на пособие.
Принятый летом 1999 г. Федеральный закон «О государственной социальной помощи», разрабатывавшийся как закон о перестройке всей системы социальной защиты на основе адресного принципа, в принятой редакции может означать лишь появление дополнительного вида социальных выплат, осуществляемых на основе проверки нуждаемости. Отсутствие механизмов реализации закона, в том числе финансовых, превращают государственную социальную помощь в еще один вид не финансируемых и потому не реализуемых социальных льгот и пособий.
В этих условиях во многих регионах приняты или разрабатываются законы об адресной социальной помощи нуждающимся в различных вариантах. Отсутствие системного подхода к формированию социальной защиты населения и недостаточная межведомственная координация работы органов, отвечающих за установление, назначение и осуществление различных социальных льгот и выплат, приводит к дублированию расходов на социальные цели.
Финансирование социальной защиты населения из бюджета происходит преимущественно по разделу «Социальная политика». В 1999 г. расходы консолидированного бюджета по статьям раздела «Социальная политика» составили 74,5 млрд руб., т. е. 1,7% ВВП, или примерно 6% суммарных расходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Часть мероприятий в области социальной защиты населения осуществляется федеральными и территориальными социальными внебюджетными фондами. Однако для выполнения всех социальных обязательств такого финансирования явно недостаточно. Необходимое финансирование установленных на федеральном уровне льгот и пособий оценивается в более, чем 15% ВВП, что превышает расходы федерального бюджета на социальную политику почти в 10 раз.
Сложившееся положение напрямую противоречит принципам федерализма. Муниципалитетам компенсируется не более 30% их затрат на выполнение федерального социального мандата. Основная часть расходов местной власти на социальную защиту населения приходится на выполнение федеральных законов «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ». При этом у региональных властей на практике остаются очень ограниченные возможности модифицировать эти льготы и приспособить их к своим потребностям.
Поэтому в сфере социальных пособий и льгот одна из принципиальных задач состоит в том, чтобы максимально расширить самостоятельность территорий в принятии решений относительно того, какие выплаты действительно на этой территории нужны, в каких объемах и каким образом, в какой форме они должны предоставляться конкретным категориям населения. Основная задача федеральной власти при таком подходе — с помощью межбюджетного выравнивания способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения, решению снижения социальной дифференциации и борьбы с бедностью.
Носова, Светлана Сергеевна. Экономическая теория : учебник / С.С. Носова. — 4-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017.