Тема 12. Предпринимательская деятельность и фирма в рыночной экономике

12.1. Что такое предпринимательская деятельность?

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли.

Данное определение дано в Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. в статье первой. На наш взгляд, предпринимательская деятельность и бизнес — это синонимы. Поэтому в дальнейшем нашем изложении мы чаще всего будем использовать понятие «бизнес». Если кратко, то бизнес — это дело, которое приносит прибыль. Учтите: бизнес осуществляется на свой страх и риск и под имущественную ответственность.

Бизнес может быть в любых сферах экономики: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и связи, торговом и банковском деле, сфере услуг и внешнеэкономической деятельности. Общество от бизнеса ждет только одного: чтобы производство было не просто прибыльным, а социально значимым, т. е. удовлетворяло социально-экономические потребности людей.

В обыденной жизни нередко под бизнесом понимается разного рода спекуляция, или незаконная деятельность. Да, это бизнес, но он вне закона. И подобного рода дельцам рано или поздно (поверьте!) уготовано «небо в клеточку». Спекуляция и мафиозная деятельность ничего общего не имеют с правовым бизнесом. Где осуществляется бизнес? На фирме. Что же такое фирма и что такое правовой бизнес? Давайте все рассмотрим по порядку.

12.2. Фирма: ее внутренняя и внешняя среда

Фирма — организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целыо получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями.

Главная цель фирмы — максимизация прибыли. Подчиненные цели: увеличение доли рынка, лидерство в НТП, эффективное производство, возвращение инвестиций, достойная оплата труда персонала («чтобы рабочий мог жить достойно» — Ф. Тэйлор), выполнение социальных обязанностей перед персоналом и т. п. В деятельности фирмы выделяют условия внутренней и внешней среды (см. схему 12.1):

Схема 12.1. Фирма: внутренние и внешние условия

Схема 12.1. Фирма: внутренние и внешние условия

Внутренняя среда кроме целей включает продукт, структуру управления фирмой, технологии, персонал, финансы, планирование, маркетинговые решения, анализ хозяйственной деятельности и контроль. Эту внутреннюю среду фирма формирует и развивает сама, руководствуясь целями.

Но есть и внешняя среда — это макроэкономические условия (система конкуренции, рынков и цен, инфляция, налоги и т. д.), правовые, политические, международные и социальные условия, т. е. те условия, которые фирма сама устанавливать и контролировать не может.

Через систему маркетинга фирма выходит во внешнюю среду и живет по ее законам. К целям маркетинга относят: удовлетворение потребностей и запросов клиентов фирмы, обеспечение высокого объема продаж, роста темпов продаж и конкурентоспособности, завоевание определенных долей и сегментов рынка, рост нормы прибыли и всех ее производных (составляющих), завоевание хорошего имиджа (образа) фирмы, позиционирование торговых марок и многое другое.

Если фирма не учитывает внешние условия, то и результаты ее деятельности могут быть не те, на которые она рассчитывала. Такая неопределенность результата называется риском.

Воздействовать на внутреннюю среду фирмы, учитывая внешние процессы, находить способы достижения поставленных целей — это задача предпринимателя (управляющего) — менеджера. Решать эту задачу ему помогает система управления, или менеджмента.

12.3. Как и почему расширяются фирмы?

Как расширяются фирмы? Ответ: есть два пути.

Первый путь предполагает увеличение «поля деятельности», или доли рынка, за счет объединения 2—3 и более фирм под «одной крышей». Есть несколько способов такого объединения: горизонтальное, вертикальное и диверсификационное (конгломераты).

Второй путь — это производство новых товаров на основе своей специализации или расширения ассортимента товаров. Например, фирма, выпускающая маленькие электромоторы, используя свою специализацию, выходит на рынки таких товаров, как электрополотеры, сушилки и стиральные машины. Или фирма использовала свой опыт в технологии производства резиновых изделий и вошла в рынки спортивных товаров, обуви.

Почему фирмы расширяются? Здесь три ответа:

  1. Чтобы сократить средние издержки и увеличить прибыль.
    Рост масштабов производства дает возможность фирме выпускать больше продукции, что позволяет сократить средние издержки, или добиться экономии и, соответственно, повысить прибыльность своего бизнеса.
  2. Чтобы, обеспечить стабильность.
    Крупные фирмы, имеющие больше ресурсов, легче справляются с колебаниями спроса на производимую продукцию. Более того, это важный стимул для расширения фирм, производящих несколько различных товаров, т. е. для многопрофильных фирм. Совокупный спрос на разнообразные товары всегда стабильнее, чем спрос на какой-нибудь один из них.
  3. Чтобы укрепиться на рынке.
    Чем крупнее фирма, тем больше ее доля (контроль) на рынке. Установление контроля над всем рынком является важным стимулом для расширения фирмы. И дураку понятно: фирма, контролирующая, скажем, 60—80% всего рынка, имеет гораздо больше власти, чем фирма, которой принадлежит только 10% рынка.

Как определить размер фирмы? Нет ни одного удовлетворительного способа определения размеров фирмы. Чаще всего для этого используются следующие показатели:

  1. количество занятых рабочих;
    Однако такая оценка может ввести в заблуждение, потому что в ней не учитываются следующие обстоятельства. Очень крупные предприятия, такие, как нефтеочистительные и химические заводы, используют огромные объемы дорогого капитального оборудования при сравнительно небольшом количестве рабочих.
  2. стоимость используемого фирмой капитала;
  3. выпуск продукции в стоимостном выражении.

12.4. Фирмы как объединения разных видов

Фирмы могут быть объединениями разных видов: горизонтального, вертикального и конгломеративного.

Горизонтальное объединение

Первоначально появились фирмы горизонтального типа — это объединение предприятий, которые производят или реализуют одинаковую продукцию (см. схему 12.2). Например, обувная фирма, или сталелитейная, нефтяная, электрическая и т. д. Уже само название фирмы говорит о ее специализации на выпуске одного продукта или услуги.

Схема 12.2. Горизонтальное объединение

Схема 12.2. Горизонтальное объединение

Есть несколько причин для такого объединения, или интеграции:

  1. уменьшение средних издержек;
  2. увеличение контроля над рынком, безусловно, уменьшает количество конкурентов;
  3. закрытие нерентабельных заводов или фабрик и концентрация производства на более эффективных предприятиях.

Вертикальное объединение, или вертикальная интеграция

Под этим термином подразумевается объединение фирмы на различных этапах производственного процесса. Интеграция может происходить в направлении первичных или конечных этапов производства. На сегодняшний же день все без исключения крупные фирмы в развитых странах представляют собой вертикальное объединение предприятий, т. е. предприятий, специализирующихся на различных, но взаимосвязанных операциях единого производственного процесса (см. схему 12.3). Например, каждый производитель металла владеет рудниками и угольными шахтами, домнами, прокатными станами, литейными цехами и в некоторых случаях — цехами по изготовлению металлоконструкций.

Схема 12.3. Вертикальное объединение

Схема 12.3. Вертикальное объединение

Вертикальная интеграция в направлении первичных стадий производства означает поглощение поставщиков или слияние с ними. Так, фирма, выпускающая шоколад, может взять под свой контроль плантацию какао, а производитель автомобилей — приобрести завод, изготавливающий автомобильные кузова. Фирма идет на интеграцию такого типа скорее всего потому, что хочет в большей степени контролировать качество сырья и материалов, а также своевременность их поставок.

Вертикальная интеграция в направлении конечных стадий имеет место, когда фирма берет под контроль каналы сбыта своей продукции. Например, производственная фирма может приобрести сеть розничных магазинов, торгующих ее продукцией, а нефтяная компания — несколько заправочных станций. К такому типу интегральной интеграции часто прибегают в тех случаях, когда производители хотят переоборудовать помещения, где продаются их товары, и повысить качество обслуживания. Крупные пивоварни поглотили много пивных и потратили больше средств на модернизацию их интерьера и оборудования. А крупные нефтяные компании взяли под свой контроль многие заправочные станции и вложили большие суммы в их переоборудование.

Конгломераты

Иногда фирмы объединяются и охватывают предприятия различных, но не взаимосвязанных отраслей, т. е. они не производят одинаковую продукцию и не участвуют в общем производственном процессе. Такой тип интеграции называется конгломератами (см. схему 12.4). Например, фирма объединяет предприятия, производящие моторы на все случаи жизни, и производство пищевых продуктов. Почему? Ответ: перенакопление капитала в производстве моторов требует поиска его приложения в другие отрасли, менее перегретые на данный момент и обладающие перспективным будущим. Вот и объединяются невзаимосвязанные отрасли:

Схема 12.4. Конгломерат

Схема 12.4. Конгломерат

Основным стимулом для такой интеграции является, по- видимому, стремление к большей безопасности. В конгломерат входят компании, производящие абсолютно разные товары, и можно надеяться, что успех одной будет компенсировать возможный провал другой.

Хотя две фирмы и производят разные товары, у них могут быть связи, которые служат хорошим стимулом для интеграции. Например, фирма, производящая шоколад и конфеты, может извлечь выгоду, объединившись с фирмой, которая выпускает безалкогольные напитки. Можно добиться экономии, используя одинаковое сырье (например, сахар) и продавая продукцию через одни и те же торговые предприятия (например, газетные киоски, табачные магазины, бакалейные лавки, супермаркеты и т. д.).

Каждая из этих фирм работает не на полную мощность, а следовательно, имеет сравнительно высокие средние издержки. Объединение же этих фирм позволяет как бы «вдохнуть жизнь» в хиреющие предприятия и заставить их работать на полную мощность.

Мы рассмотрели объединение фирм на уровне национальной экономики. Но это — не предел. Кроме национальных фирм возникают транснациональные корпорации.

Транснациональная, или многонациональная, корпорация владеет и осуществляет контроль над предприятиями в нескольких странах. Многие крупные компании мира являются многонациональными, например, «Форд», «Гувер», «Кодак», «Дженерал Моторз» и др.

Ежегодный объем продукции нескольких многонациональных компаний нередко превышает объем национального производства (по стоимости) многих небольших стран. В развитых странах на многонациональные корпорации приходится 60% торговли промышленными товарами. Большинство таких компаний находится в США, но многие и в Великобритании, Франции, Германии и Японии.

Эти мощные корпорации оказывают большое влияние на экономику тех стран, где они ведут свои операции. Решая вложить капиталы в страну A, а не в страну B, закрыть завод в стране C и расширить фабрику в стране D, многие национальные корпорации оказывают воздействие на производство и занятость в этих странах.

Такие компании могут использовать специализацию на международном уровне. Например, производитель автомобилей может наладить массовое производство двигателей в одной стране, коробок передач — в другой, а собирать свои автомобили в нескольких странах.

Инвестиционные решения многонациональных корпораций часто зависят от торговых барьеров. Если страна ставит высокие тарифные барьеры импорту автомобилей, многонациональная корпорация, которая их производит, может принять решение об открытии сборочного завода в данной стране, чтобы избежать высокой стоимости импорта своей продукции.

В большинстве стран, где проводят свои операции многонациональные компании, они обычно являются экспортерами. Это объясняется тем, что их товары известны во многих странах, где они имеют широкую сеть заводов, агентств, каналов сбыта, сервисных организаций и т. д.

Носова, Светлана Сергеевна. Экономическая теория : учебник / С.С. Носова. — 4-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017.