Экономическая мысль 20—30-х гг. XIX в.
В 20—30-х гг. XIX в. завершился процесс формирования капитализма в Англии и Франции. Буржуазия в этих странах завоевала политическую власть. В 1825 г. промышленность пережила первый экономический кризис. Он разрушил представления о непротиворечивости капитализма. Фактически был нанесен удар по классической политической экономии. Перед экономистами встала задача разрешить или хотя бы ослабить возникшие противоречия капитализма. Они смещают акцент своего исследования из сферы производства в сферу обращения.
Экономическая мысль с этого момента и по сей день стала базироваться на так называемой меновой концепции, а экономика стала называться рыночной. В основу этой концепции положен примат сферы обращения по отношению ко всем сторонам общественной жизни. (В марксистской литературе представители этой концепции называются вульгарными экономистами, а политическая экономия получила название вульгарной.) Представители меновой концепции трактуют экономические категории, так как они проявляются в сфере обращения, на поверхности общества. Отход экономистов этого периода от анализа процесса производства определил их отказ от теории трудовой стоимости. Они поставили перед собой задачу опровергнуть прежде всего рикардианскую теорию прибыли и ее основу — теорию трудовой стоимости. Последней была противопоставлена позаимствованная у А. Смита теория издержек производства в различных ее вариантах. На этой основе экономисты по-своему трактовали природу прибыли, процента, ренты, заработной платы. Они выдвинули положение о том, что прибыль и процент порождаются капиталом, рента — землей, а заработная плата — трудом. Эта «триединая формула» была взята на вооружение последующими экономистами. Подавляющее большинство сегодняшних западных экономистов опирается на эту формулу. (Экономисты марксистского направления считают, что эта «триединая формула» маскирует природу прибавочной стоимости, эксплуатацию трудящихся при капитализме.)
Краткая характеристика экономической мысли 20—30-х гг. XIX в. в Англии
Представителем экономической мысли этого периода является Томас Мальтус (1766— 1834). В 1798 г. он выпустил книгу «Опыт о законе народонаселения». Из других работ следует выделить «Принципы политической экономии» (1820). По своей классовой позиции Мальтус был выразителем интересов обуржуазившейся земельной аристократии — лендлордов.
По Мальтусу, население земного шара растет в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической. Основной вывод, сделанный Мальтусом в «Опыте о законе народонаселения», состоит в следующем: «Главная и постоянная причина бедности мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества; не во власти богатых доставить бедным работу и пропитание, поэтому бедные по самой сущности вещей не имеют права требовать от них того и другого. Эти важные истины вытекают из закона народонаселения...»1 Чтобы уберечь общество от нищеты, болезней и голода, Мальтус предлагает воздержаться от брака до тех пор, пока нет возможности содержать семью.
1 From Plan to Market (World Development Report 1996. The World Bank). Oxford, 1996.
Основным аргументом отставания средств существования от роста народонаселения Мальтус считал закон убывающего плодородия почвы. Это утверждение является верным лишь отчасти, так как не учитывается рост производительных сил, технической оснащенности, последующих вложений капиталов в землю. Несмотря на эти недостатки, проблема народонаселения, поставленная Мальтусом, увековечила его. Он считается в западной экономической науке общепризнанным классиком.
Кроме Мальтуса, в этот период до середины XIX в. экономическая мысль Англии была представлена Джеймсом Миллем (1773—1836), Джоном Мак-Куллохом (1789— 1864), Нассау Сениором (1797—1864), Джоном Стюартом Миллем (1806—1873). Последний считается завершителем классической политической экономии. В 1848 г. вышло его основное произведение «Основы политической экономии», в котором он писал, что «к счастью, в законах стоимости нет ничего, что осталось бы выяснить современному или любому будущему автору; теория этого предмета является завершенной».
Особого внимания заслуживает Н. Сениор. В 1836 г. вышла его основная работа «Очерки политической экономии». В ней сформулирована «теория воздержания», согласно которой стоимость определяется не трудом, а издержками производства, определяемыми трудом и капиталом. Труд трактуется не как производственная деятельность, а как жертва, приносимая рабочим, теряющим покой и отдых. Аналогично трактуется и капитал. По Сениору, капитал возникает в результате жертвы капиталиста. Дескать, капиталист воздерживается от непроизводительной траты своих средств в настоящее время во имя получения прибыли в будущем. Вознаграждением за этижертвы рабочих и капиталистов и являются, по Сениору, заработная плата и прибыль. Понятие «капитал» он заменил понятием «воздержание», считая эти понятия идентичными. «Теория воздержания» Сениора получила признание среди множества западных экономистов.
Характеристика экономической мысли 20—30-х гг. XIX в. во Франции
В 1789 г. произошла буржуазная революция во Франции. Она расчистила путь быстрому развитию капитализма. В то же время обострились противоречия между капиталистами и рабочими. В 1790 г. состоялось стачечное движение рабочих. 14 июня 1791 г. правительство приняло закон, запрещающий всякого рода объединения рабочих.
Родоначальником и главным представителем экономической мысли этого периода был Жан Батист Сэй (1767—1832). В 1803 г. вышло его основное произведение «Трактат политической экономии». В период 1828—1830 гг. вышел его шеститомный «Курс политической экономии».
По Сэю, процесс производства понимается как производство полезности, не обязательно связанной с вещественной формой продукта. Затем он отождествляет полезность с оказанием услуг. В конечном счете производство определяется как производство услуг. Отношения между капиталистами и рабочими представлены в виде взаимного оказания услуг. По Сэю, стоимость определяется не трудом, а полезностью вещи, ее потребительной стоимостью, в создании которой принимают участие три фактора производства: труд, капитал и земля, названные им производительными услугами. Вынесенные на рынок, они обмениваются в форме заработной платы, процента и ренты.
Большое место Сэй отводит предпринимателю. Последний выступает посредником, ищущим необходимые производительные услуги для изготовления продукта в меру спроса на него. Этим Сэй иначе ставит проблему распределения богатства, нежели А. Смит. Другими словами, прибыль, по Сэю, распадается на процент и предпринимательский доход. Ренту Сэй определил как доход с вложенных в землю капиталов.
Одно из центральных мест в учении Сэя занимает «теория рынков». Он сформулировал «закон рынков Сэя», согласно которому производство само обеспечивает сбыт. По-другому — каждый продает, чтобы купить. Из этой формулы Сэй делает вывод об отрицании кризисов перепроизводства при капитализме. Он допускал возможность частичного перепроизводства товаров из-за того, что некоторые отрасли произвели товаров меньше, чем это нужно для обмена с товарами других отраслей.
Другим представителем французской политической экономии этого времени был Фредерик Бастиа (1801—1850). В 1850 г., после его смерти, вышло его основное произведение «Экономические гармонии». В нем он изложил «теорию гармонии», согласно которой капитализм — это общество по оказанию взаимных услуг. Интересы всех гармоничны, так как каждый заинтересован в другом. Бастиа — против всякого вмешательства государства в экономику. Он сформулировал «закон распределения при капитализме», согласно которому доля капиталистов в созданном продукте падает (возрастая абсолютно), а доля рабочих возрастает и абсолютно, и относительно. Класс капиталистов оказывается несколько «обиженным» сравнительно с рабочими. Заметим в скобках, что доказательство Бастиа примитивно и не выдерживает критики. Он предложил заменить категорию «прибыль» процентом. Последний — всеобщая форма дохода капиталистов и землевладельцев. Рента — это процент на капитал, вложенный в землю.
Родоначальником американской политической экономии является Генри Чарльз Кэрри (1793—1879). Он написал ряд работ. Наибольшей популярностью пользуются две его работы: «Принципы политической экономии» (1837) и «Руководство к социальной науке» (1865). Кэрри создал методологию, которая широко используется в экономической мысли США по сей день. Он отождествил действие социальных законов с физиологическими, естественными законами. Предметом политической экономии, по Кэрри, является человек и его поведение, направленное на улучшение своего положения. Все экономические категории, по Кэрри, выражают отношение человека к природе, а не отношения между людьми. Капитал, по Кэрри, включает в себя не только средства производства, но и умственную, и физическую силу человека. Центральное место в теоретических построениях Кэрри, так же как и Бастиа, занимает теория гармонии классовых интересов. Одной из составляющих гармонии является разработанная им теория заработной платы. По Кэрри, различные заработные платы прямо пропорциональны производительности национального рабочего дня. Заработная плата повышается или падает пропорционально производительности труда. Эта теория вошла в экономическую науку под названием производительной теории заработной платы. Она разделяется многими экономистами современной экономической мысли Запада.
Носова, Светлана Сергеевна. Экономическая теория : учебник / С.С. Носова. — 4-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017.