Глава 13. Организация таможенных операций
13.1. Понятие таможни и ее функции
Таможня (от тюрк. “тамга” — пошлина) — государственное учреждение, контролирующее провоз грузов (в том числе багажа и почтовых отправлений) через государственную границу и взимающее таможенные пошлины и сборы.
На Руси таможни возникли в XIII в. Наряду с портовыми и пограничными таможнями существовали местные (внутренние) таможни на границах местных рынков, городов. Современные таможни располагаются в портах, крупных центрах страны.
Сотрудники таможни проверяют выполнение установленных государством в законодательном порядке таможенных норм и правил; ведут учет импортируемых и экспортируемых товаров; принимают грузы на временное хранение; изымают изделия, ввоз и вывоз которых запрещен либо ограничен; осуществляют борьбу с контрабандой; производят досмотр груза; взимают таможенную пошлину и сборы, а также штрафы за нарушение установленных правил (в отдельных случаях конфискуют грузы), контролируют соблюдение таможенных формальностей.
Последние включают: представление в таможню необходимых документов, в частности таможенной декларации (заявление, составленное по определенной форме и содержащее определенные сведения о грузе), счета, свидетельства о происхождении товара, импортной или экспортной лицензии, санитарного и ветеринарного свидетельств.
Нарушением таможенных правил считается неостановка транспорта в месте расположения таможни, самовольное причаливание к берегу, непредставление необходимых документов, передача или получение без разрешения таможни каких-либо предметов, вскрытие груза и др.
13.2. Организация таможенного дела в Российской Федерации
Основным документом, регулирующим организацию таможенного дела в Российской Федерации, является Таможенный кодекс РФ, определяющий правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в государстве. Таможенный кодекс РФ является Федеральным законом от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ. В нем установлены порядок и правила, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее — таможенную границу).
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. Федеральная таможенная служба, уполномоченная в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории Российской Федерации. Таможенное законодательство РФ состоит из Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (актов таможенного законодательства). Таможенное законодательство РФ может регулироваться указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента Российской Федерации Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.
Таможенное право Российской Федерации строится на следующих принципах.
1. Принцип уважения прав и основных свобод человека. Является одним из ведущих принципов таможенного права, ведь в Конституции РФ человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Закрепление этого принципа имеет особое значение для регулирования процедуры таможенного контроля (в особенности личного досмотра), а также отдельных вопросов административного процесса в таможенной сфере (например, административное задержание).
2. Принцип законности. Предполагает необходимость строгого соблюдения Конституции РФ, ТмК РФ и других подзаконных актов всеми субъектами таможенного права — таможенными органами, государственными и негосударственными организациями и учреждениями, российскими и иностранными гражданами, участвующими в таможенных отношениях.
3. Принцип гуманности. Проявляется как в материальном таможенном праве (запрет провоза оружия, наркотиков и т. д.; таможенные льготы при оформлении грузов, поступающих в качестве гуманитарной помощи, и др.), так и в процессуальной части таможенного законодательства (в отношении несовершеннолетних, беременных женщин и др.).
4. Принцип научности. Предполагает опору на достижения экономической науки, а также технического прогресса при формировании таможенной политики и таможенного законодательства.
5. Принцип примата международно-правовых норм (таможенно-правовое регулирование в нашей стране развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой). Участниками, или субъектами, таможенных правоотношений могут быть физические и юридические лица (индивидуальные и коллективные субъекты). Индивидуальными субъектами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства, которые:
- пересекают российскую таможенную границу;
- перемещают или намереваются перемещать через таможенную границу товары и транспортные средства.
Субъектом таможенных правоотношений могут быть также предприятия (организации), получившие от таможенных органов разрешение на занятие определенными видами деятельности в таможенной сфере (таможенный брокер, таможенный перевозчик, владелец таможенного склада, склада временного хранения, магазина беспошлинной торговли и др.). Деятельность указанных субъектов регулируется ТмК РФ.
Таможенное законодательство в отношении индивидуальных субъектов может применять дифференцированный подход, в соответствии с которым физические лица пользуются разным объемом правомочий в зависимости от цели их следования (пассажиры, туристы, лица, следующие в служебную командировку, на постоянное место жительства и т. д.).
Таможенным законодательством устанавливаются различия, касающиеся процедуры прохождения таможенных формальностей, и в особенности количественных норм пропуска через таможенную границу тех или иных предметов для разных категорий лиц. Некоторые индивидуальные субъекты, участвующие в таможенных правоотношениях в связи с осуществлением своих должностных обязанностей (транспортные и почтовые служащие, следующие через границу, выставочные комиссары, дипломатические агенты, дипкурьеры и т. д.), пользуются различными льготами при осуществлении таможенных формальностей.
Таможенные льготы могут распространяться как на граждан России, так и на иностранных граждан. Действующее таможенное законодательство предусматривает значительные льготы (в частности, при осуществлении таможенного контроля) для высших должностных лиц государства. Так, в соответствии со ст. 386 ТмК РФ личный багаж Президента России и следующих вместе с ним членов его семьи не подлежит таможенному досмотру. Аналогичная льгота распространяется и на членов Федерального Собрания и Правительства РФ, но только в том случае, если они пересекают российскую таможенную границу в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.
Товары и транспортные средства
Основным предметом таможенного регулирования являются товары и транспортные средства. Подразделение предметов на товары и транспортные средства связано с освобождением последних от уплаты таможенных налогов. Однако следует отметить, что в таможенном законодательстве транспортными средствами считаются только такие средства, которые непосредственно используются для международных грузовых или пассажирских перевозок. Поэтому в таможенном праве транспортные средства выступают предметом правоотношений неимущественного характера в связи с осуществлением таможенного контроля. В случае, когда транспортное средство (автомобиль, контейнер и др.) ввозится для свободного обращения или экспортируется, оно относится к категории товаров. К товарам относится любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергии.
Человек не является предметом таможенно-правовых отношений, а выступает их участником (субъектом). Так, при проведении личного досмотра пассажира предметом таможенного регулирования является не физическое лицо, в отношении которого учинен досмотр, а те предметы или товары, для обнаружения которых и было принято решение о личном досмотре. В ст. 373 ТмК РФ говорится, что личный досмотр может быть проведен при наличии оснований предполагать, что физическое лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары, являющиеся объектом нарушения законодательства Российской Федерации.
В зависимости от направления движения товары могут быть импортными, экспортными и транзитными.
Импортными являются товары, ввозимые на таможенную территорию России. Ими могут быть не только товары, произведенные за рубежом, но и товары отечественного производства, которые были экспортированы из России, а затем вновь ввезены на российскую таможенную территорию. Как правило, импортный товар оказывается на таможенной территории России после того, как он переместится через таможенную границу. В некоторых случаях импортным может быть признан товар, не предназначенный для перемещения через таможенную границу. В качестве примера подобной ситуации можно назвать продукцию, производимую по программам международной специализации и кооперирования производства.
Понятие импортного (ввозимого) товара распространяется и на вещи, которые ввозят с собой на таможенную территорию России пассажиры.
Ввозимый на таможенную территорию товар находится под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до совершения необходимых таможенных формальностей и уплаты установленных в законодательном порядке таможенных платежей.
Экспортным считается товар, перемещаемый через таможенную границу и вывозимый с российской территории. Им может быть как предмет внешнеторговой поставки, так и вещи, вывозимые с собой пассажирами, следовавшими за границу. Вывозимый товар становится предметом таможенных правоотношений с момента предъявления таможенному органу и до времени вывоза с таможенной территории.
Транзитный товар перемещается с одной таможенной территории на другую через территорию третьей страны. В России, как и в подавляющем большинстве других стран, транзитные товары подпадают под таможенный контроль, но не облагаются таможенными пошлинами.
В зависимости от цели перемещения через таможенную границу предметы таможенных правоотношений могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие товары экспортируются, импортируются, перемещаются транзитом в целях купли-продажи во внешнеторговом обороте. Движение коммерческих товаров обусловливает перемещение валюты, которой оплачиваются внешнеторговые поставки.
Некоммерческие товары не предназначены для торгового оборота. Через таможенную границу их перемещают:
- граждане для личного пользования;
- различные организации и учреждения для осуществления уставных и иных задач, не связанных с торговлей. В таможенном законодательстве устанавливается предельное число предметов личного пользования, которые граждане могут свободно ввезти или вывезти. Наряду с экспортом и импортом товаров существует возможность перемещения товара через таможенную границу на определенное время с последующим возвращением на первоначальную таможенную территорию.
Такой товар называется временно ввозимым (вывозимым). В отличие от экспортно-импортных поставок, предполагающих смену собственника поставляемых товаров, при временном ввозе (вывозе) собственник товара не меняется. Временный ввоз (вывоз) предполагает, что через некоторое время после совершения определенных действий (доработка, ремонт, демонстрация и т. д.) товар должен возвратиться своему собственнику.
Таможенные режимы временного ввоза (вывоза) имеют большое значение для развития международного торгово-промышленного сотрудничества, содействуют расширению связей по межгосударственной специализации и кооперированию производства (например, таможенный режим переработки товаров), способствуют выходу на новые рынки сбыта (экспонирование образцов товаров на выставках, ярмарках, при рекламных испытаниях и т. д.).
Материальные предметы тарифного регулирования подразделяются на товары, подлежащие таможенному налогообложению, и товары, освобожденные от уплаты таможенных налогов. Перечень объектов, освобожденных от таможенных налогов, может содержаться как во внутреннем (национальном) законодательстве, так и в международных договорах и соглашениях, касающихся таможенных вопросов (например, освобождение от уплаты таможенных пошлин за провоз личных вещей и предметов первоначального обзаведения дипломатов).
Одной из важнейших задач таможенных учреждений является борьба с контрабандой.
Контрабандой признается перемещение через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжение с недекларированием или недостоверным декларированием:
- наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ;
- вооружения, взрывчатых устройств, огнестрельного оружия, патронов к нему и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и патронов к нему);
- ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании;
- стратегически важных сырьевых товаров;
- предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а равно такое перемещение иных товаров, совершенное в крупных размерах или с использование служебного положения публичного должностного лица.
Контрабандой признается также невозвращение на таможенную территорию России предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, либо перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу путем ее прорыва. Контрабанда наказывается в соответствии с уголовным законодательством РФ.
Понятие таможенной территории
Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство.
Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.
На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретови ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ.
В свободной зоне действует такой таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Свободные зоны эффективно используются для поднятия уровня социально-экономического развития отсталых районов.
Выделение территории свободной зоны оформляется актами органов исполнительной власти.
В пределах одного государства (страна А) может существовать территория, не являющаяся частью таможенной территории данного государства, а относящаяся к таможенной территории другого государства (страна Б).
В этом случае данная территория является таможенным анклавом страны Б и таможенным эксклавом страны А.
В анклавах действует таможенное законодательство той страны, анклавом чьей территорией он является.
Образование таможенных анклавов и эксклавов происходит на основе международно-правовых договоренностей.
Таможенный союз
Таможенный союз — международно-правовой инструмент согласования таможенной политики группой стран, заключивших учредительный договор. В ст. XXII Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией.
Таможенный союз предполагает формирование общей таможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами — нечленами таможенного союза. Иными словами, таможенный союз — это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к государствам-нечленам.
В таможенном союзе устанавливается общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран-участниц.
Создание таможенного союза означает, что на место национальной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на таможенных территориях стран — членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество — союзную таможенную территорию.
Единая таможенная территория — отправная точка на пути к экономическому, а затем и политическому союзу. Таможенный союз, дополненный устранением всех ограничений свободного перемещения товаров, капитала и рабочей силы, ведет к созданию общего рынка.
Руководство таможенным делом. Таможенные органы РФ
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Система таможенных органов включает:
- федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;
- региональные таможенные управления;
- таможни;
- таможенные посты.
Положение о Федеральной таможенной службе утверждено Правительством Российской Федерации 26 июля 2006 г. № 459, которое возложило на Федеральную таможенную службу непосредственное руководство таможенным делом в стране. Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Руководство деятельностью федеральной таможенной службы осуществляет Правительство РФ.
Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка РФ, а также Положением о федеральной таможенной службе. Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, а таможенных постов — федеральной службой по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.
Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.
Таможенный пост представляет собой структурный элемент таможни, территориально удаленный от администрации таможни и имеющий статус юридического лица. Таможенный пост находится на территории, подпадающей под юрисдикцию таможни, которой подчиняется данный пост. Деятельность поста в основном распространяется на один-два района области (края), объекты транспортной инфраструктуры (небольшие речные порты, аэропорты, железнодорожные станции).
Как правило, таможенные посты создаются вдоль государственной границы почти в каждом пункте пересечения границы. Таможенный пост может быть создан и на крупном промышленном предприятии.
После распада СССР и перехода к рыночным отношениям важной тенденцией развития таможенной инфраструктуры стало перенесение пунктов таможенного контроля в глубь страны. Вплоть до начала 1990 г. большинство пунктов таможенного контроля располагались в приграничной зоне и тяготели к транспортным узлам (портам, приграничным железнодорожным станциям, аэропортам и т. д.). Либерализация внешнеэкономических связей привела к созданию внутренних таможен.
В зависимости от специфики таможенных операций различают сухопутные, морские, воздушные и речные таможни.
К воздушным таможням относятся Внуковская (аэропорт “Внуково”, г. Москва), Шереметьевская региональная (аэропорт “Шереметьево”, “Домодедово”, г. Москва), Пулковская (аэропорт “Пулково”, г. Санкт-Петербург) и др.
Морскими таможнями считаются, например, Балтийская (порт Санкт-Петербург), Корсаковская (порт Корсаков Сахалинской области) и др.
Таможенные платежи (тарифы)
Таможенные платежи (тарифы), как уже отмечалось, представляют собой систематизированный перечень ставок таможенных пошлин на товары, провозимые через границу страны.
Пошлины (сборы) с продаваемых предметов издавна взимались на Руси. Со второй половины XVI в. пошлины, взимаемые на границе, стали отделяться от внутренних — их стали записывать в отдельные книги и называть таможенными.
В странах Западной Европы таможенный тариф был введен в XVII в.
Таможенный тариф содержит наименование и классификацию облагаемых пошлиной товаров, ставки пошлин и способы обложения, перечень беспошлинно пропускаемых изделий, а также изделий, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту.
Классификация товаров в таможенном тарифе различается по странам.
В странах ЕС, Швеции, Швейцарии, Японии товары группируются по производственному признаку, в других странах — по признаку происхождения (товары животного или растительного происхождения, минералы), степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия).
По структуре ставок таможенный тариф подразделяется на простой (одноколонный) и сложный (двух- и многоколонный). Первый предусматривает применение единой ставки к товарам, ввозимым любой страной (сохранился в немногих странах). Второй включает несколько ставок на одни и те же товары и действует в большинстве экономически развитых стран (США, Канаде, Франции, Великобритании, ФРГ, Японии и др.). Используя дифференциацию ставок, эти государства проводят направленную таможенную политику по отношению к тем или иным государствам с целью добиться от них внешнеторговых, а в некоторых случаях и политических уступок.
Таможенные тарифы классифицируют также на автономные, конвенционные и автономно-конвенционные. Первые устанавливаются государством односторонне, вторые — в соответствии с заключенными между странами договорами (конвенциями). В конвенционном тарифе ставки ниже по сравнению со ставками автономного тарифа. Автономно-конвенционный таможенный тариф содержит одну или несколько колонок автономных ставок и одну или несколько колонок конвенционных ставок.
Таможенные тарифы ряда развивающихся государств характеризуются значительной дифференциацией ставок. Так, на ввоз необходимых для этих стран машин, оборудования, некоторых видов промышленного сырья и продовольствия установлены низкие ставки, а на предметы роскоши, включая легковые автомобили, и на изделия, производимые национальной промышленностью (пряжа, ткани, обувь и др.), — чрезвычайно высокие.
В бывшем СССР таможенный тариф имел ярко выраженный политический характер по отношению к странам с различным общественно-политическим строем. Для грузов, ввозимых в СССР из социалистических и дружественных развивающихся стран, устанавливались льготные уровни ставок, а с некоторыми развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки была введена беспошлинная торговля.
Экономическая реформа, связанная с переходом к рыночным отношениям, ознаменовала новый этап в развитии отечественной таможенной системы. Таможенное дело стало ориентироваться на свободный рынок. Существенные изменения в механизме таможенного регулирования приходятся на 1989 г., когда вслед за отменой государственной монополии на внешнюю торговлю и расширением числа участников экспортно-импортных операций было введено обязательное декларирование товаров и иного имущества, перемещаемого через границу, а на таможни в качестве основных была возложена задача взимания таможенных пошлин, налогов, акцизных сборов и ведение таможенной статистики.
К таможенным платежам относятся:
- ввозная таможенная пошлина;
- вывозная таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
- акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
- таможенные сборы.
Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, взимаются по правилам, предусмотренным настоящим ТмК РФ для взимания ввозной таможенной пошлины.
Ставки таможенных платежей определяются в соответствии с Таможенным кодексом и законодательством РФ.
Основные таможенные режимы
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации производится в соответствии с их таможенными режимами (особенностями движения товаров и транспортных средств, их обработки, хранения и др.). Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрены следующие виды таможенных режимов товаров и транспортных средств:
Выпуск для внутреннего потребления — таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. Товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Экспорт — таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном ТмК РФ, соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ.
Международный таможенный транзит — таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию РФ и местом убытия с этой территории без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
Под таможенный режим международного таможенного транзита могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами РФ.
При международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит и порядок установления сроков международного таможенного транзита, идентификация товаров, меры обеспечения таможенного законодательства РФ осуществляются по правилам, установленным ст. 80–86 ТмК РФ применительно к международному таможенному транзиту.
Перегрузка транзитных товаров с транспортного средства, на котором товары были ввезены на таможенную территорию РФ, на транспортное средство, на котором товары будут вывезены с этой территории, допускается с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется эта грузовая операция.
Экономические таможенные режимы
Переработка на таможенной территории — таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок. Переработка на таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенного органа.
Переработка для внутреннего потребления — таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.
Переработка вне таможенной территории — таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории РФ для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Переработка вне таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенного органа. Товары вывозятся с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин. Переработка вне таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенного органа. Таможенный режим переработки вне таможенной территории завершается ввозом продуктов переработки на таможенную территорию РФ.
Временный ввоз — таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территорииРФ с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ.
Временно ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный ввоз. Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством РФ.
Таможенный склад — таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных ТмК РФ. Таможенными складами являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и(или) открытые складные площадки. Под таможенный режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных законодательством РФ соответственно к ввозу в РФ и вывозу из РФ.
Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться на таможенных складах или в отдельных помещениях таможенного склада, специально приспособленных для хранения таких товаров с соблюдением обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании. Товары могут храниться на таможенном складе в течение трех лет. Владельцем таможенного склада может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев таможенных складов.
Завершающие таможенные режимы
Реимпорт — таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ, ввозятся на таможенную территорию РФ в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ.
Реэкспорт — таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозимых таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера. Под таможенный режим реэкспорта помещаются иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию РФ с нарушением установленных запретов на ввоз.
Уничтожение — таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера. Уничтожение товаров допускается, если товары, подвергнутые уничтожению, не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Отказ в пользу государства — таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
Отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов РФ какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.
Специальные таможенные режимы
Временный вывоз — таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, могут временно использоваться за пределами таможенной территории РФ с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
При временном вывозе товаров освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся. Временно вывезенные товары подлежат обратному ввозу на таможенную территорию РФ не позднее дня истечения срока временного вывоза.
Беспошлинная торговля
Беспошлинная торговля — таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории РФ, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
Продажа товаров в магазинах беспошлинной торговли осуществляется под таможенным контролем на таможенной территории РФ в пунктах пропуска через государственную границу РФ.
Владельцем магазина беспошлинной торговли может быть только российское юридическое лицо.
Иные специальные таможенные режимы устанавливаются в отношении некоторых товаров, перемещаемых через таможенную границу. Например, товаров, предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств РФ за рубежом; товаров, перемещаемых через таможенную границу между воинскими частями РФ, дислоцированными на таможенной территории РФ и за пределами этой территории; товаров, предназначенных для ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, аварийно-спасательных случаев и др.
13.3. Порядок таможенного оформления и контроля грузов
Декларирование товаров
Товары подлежат декларированию таможенными органами при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, предусмотренных ст. 183, 184, 247, 391 ТмК РФ.
Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТмК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом (лицо, которое декларирует товары любо от имени которого декларируются товары) либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ.
В таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):
- заявляемый таможенный режим;
- сведения о декларанте, таможенном брокере, лице, совершившим таможенные операции (ст. 16 ТмК РФ), об отправителе и о получателе товаров;
- сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и(или) их перевозки по таможенной территории РФ под таможенным контролем;
- сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость;
- сведения об исчислении таможенных платежей и другие сведения и др.
Форма декларирования определяется федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.
При декларировании товаров декларант обязан:
- подать таможенную декларацию и предоставить в таможенный орган необходимые документы и сведения (ст. 131 ТмК РФ);
- по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;
- уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разд. III ТмК РФ.
Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. Если срок подачи декларации недостаточен декларанту для сбора необходимых документов и сведений, по мотивированному обращению этого декларанта в письменной форме таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации. Продление срока подачи таможенной декларации не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров.
Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов. Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если она оформлена с нарушением установленных правил и требований ст. 132 ГК РФ. С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
По обращению декларанта в письменной форме принятая таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до выпуска таких товаров для заявления иного таможенного режима.
Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа в письменной форме, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров. При выдаче разрешения на отзыв таможенной декларации таможенный орган устанавливает срок для подачи новой таможенной декларации, который не может превышать 15 дней со дня выдачи разрешения на отзыв. Должностные лица таможенных органов не вправе по собственной инициативе либо по поручению или просьбе заинтересованных лиц заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, заявленные в декларации, за исключением внесения в нее тех сведений, которые относятся к компетенции таможенных органов, а также изменений или дополнений кодированных сведений, используемых для машинной обработки, если такие сведения в некодированном виде имеются в таможенной декларации.
Временное хранение товаров
Временное хранение товаров — таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под новую таможенную процедуру. Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения. Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям временного хранения. Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля. На складе временного хранения могут быть помещены любые иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию РФ с нарушением установленных запретов на ввоз.
Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться на складах или в отдельных помещениях, специально приспособленных для хранения таких товаров.
При помещении товаров на склад временного хранения в таможенной орган представляются документы, содержащие сведения о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами о стране отправителя и стране назначения товаров, о наименованиях товаров, об их количестве, о количестве грузовых мест, характере и способах упаковки и маркировки товаров и другие сведения о товарах. Срок временного хранения товаров составляет два месяца. По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган может продлить указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров составляет четыре месяца. Исчисление срока временного хранения товаров начинается со дня их помещения на склад временного хранения либо со дня приобретения товарами статуса товаров, находящихся на временном хранении.
Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и(или) изменения наложенных средств идентификации. Товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их временного хранения, подлежат помещению под определенный декларантом таможенный режим, как если бы они были ввезены на таможенную территорию РФ в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.
Склады временного хранения могут быть открытого или закрытого типа. Склады временного хранения являются складами открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами. Склады временного хранения являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца склада или для хранения определенных товаров, требующих особых условий хранения.
Владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения. Включение владельца склада временного хранения в Реестр владельцев складов временного хранения осуществляется по каждому территориально обособленному помещению и(или) каждой территориально обособленной открытой площадке, которые используются в качестве склада временного хранения. На каждое такое помещение выдается свидельство о включении в Реестр владельца складов временного хранения.
Таможенное оформление
Таможенное оформление производится в соответствии с ТмК РФ и иными правовыми актами РФ и правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. Порядок и технология производства таможенного оформления устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздушный, морской (речной), железнодорожный и др.), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.
Таможенное оформление товаров начинается:
- при ввозе товаров — в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТмК РФ;
- при вывозе товаров — в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК, — устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Если на совершение отдельных таможенных операций требуется разрешение таможенного органа, такое разрешение выдается незамедлительно. Если ТмК РФ предусмотрено, что разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций выдается в письменной форме, порядок выдачи такого разрешения устанавливается федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.
Таможенное оформление производится на русском языке. Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, вправе определить иные случаи, в которых таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей документы и сведения на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов.
Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантийного, карантийно-фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию РФ или их вывоза с этой территории.
Формы и порядок проведения таможенного контроля
Формами таможенного контроля являются:
- проверка документов и сведений;
- устный опрос;
- получение пояснений;
- таможенное наблюдение;
- таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
- таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
- личный досмотр;
- проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
- осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
- таможенная ревизия.
Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств. Получение пояснений должностным лицом таможенного органа об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, правомочно и оформляются в письменной форме. Таможенное наблюдение применяется путем визуального наблюдения уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств осуществляется путем внешнего визуального осмотра товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля и не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.
В зоне таможенного контроля таможенный осмотр товаров и транспортных средств может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.
В случае установления в ходе проведения таможенного осмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей. По результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт по форме, утверждаемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, если результаты такого осмотра могут понадобиться в дальнейшем. По требованию лица, обладающего полномочиями (в отношении товаров и(или)) транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо проставить отметку о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном) документе, имеющимся у лица. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и(или) транспортных средств.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств проводится уполномоченными должностными лицами таможенного органа, включающий снятие пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.
Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию России, таможенный досмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства РФ в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и(или) транспортных средств, если оно известно. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством. Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных полномочных лиц и случаях, предусмотренных ТмК РФ.
По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах, в котором указываются сведения о должных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствующих при его проведении; причины проведения таможенного досмотра в отсутствии декларанта; результаты таможенного досмотра. Форма акта утверждается федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и(или) транспортных средств.
Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу РФ и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением установленного таможенным кодексом порядка.
Решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары. Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.
Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию РФ без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное.
Осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. Осмотр помещений и территорий производится при наличии информации об утрате товаров и(или) транспортных средств, их отчуждение либо о распоряжении или иным способом или об их использовании в нарушении требований и условий, установленным ТмК РФ. В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов в помещения и на территории они вправе входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.
Таможенные органы проводят таможенную ревизию — проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, пу- тем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, участвующих в таможенном процессе.
Коммерческая деятельность: Учебник / Ф. Г. Панкратов, Н. Ф. Солдатова. — 13-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012.