Глава 12. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций
12.1. Основные понятия и определения
Экспортно-импортные операции составляют основу внешнеторговой деятельности суверенных государств. Внешняя торговля представляет собой торговлю одной страны с другими странами, состоящую из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров. В основе внешней торговли как развитой сферы товарного обмена лежит международное разделение труда. Расширение международной специализации и кооперирования приводит к либерализации внешней торговли, отмене количественных ограничений импорта и существенному снижению таможенных пошлин.
В бывшем СССР до начала перехода к рыночной экономике существовала государственная монополия внешней торговли, ограничивавшая свободное ее развитие. Переход к рыночной экономике в России сопровождался отменой монополии и либерализацией внешнеторговой деятельности. Торговые организации и предприятия, как и другие хозяйствующие субъекты, получили право свободного выхода на мировой рынок на основе общегосударственных законов и правовых норм в области внешнеэкономической деятельности. Однако государство осуществляет экономическое и административное регулирование внешней торговли, обеспечивающее защиту национальных производителей от иностранных конкурентов и оказывающее влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Важным экономическим регулятором внешней торговли являются таможенные тарифы.
Таможенный тариф — систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте в данную страну и экспорте из нее.
Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Кроме того, таможенный тариф представляет собой один из источников поступления средств в государственный бюджет. Как правило, в каждой стране применяются свои национальные таможенные тарифы, однако могут применяться и общие для ряда стран, объединившихся в торгово-экономическую группировку (например, ЕС).
Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по разделам, группам и подгруппам в соответствии с определенными признаками. Пошлины, устанавливаемые в таможенных тарифах, бывают трех видов:
- адвалорные — взимаемые в процентах от цены товары;
- специфические — в виде определенной денежной суммы, взимаемой с веса, объема или единицы товара;
- смешанные — при которых товар одновременно облагается и адвалерной, и специфической пошлинами.
В последнее время в практике внешнеторговой деятельности все шире применяются нетарифные меры ее регулирования, которые включают широкий набор инструментов современной внешнеторговой и экономической политики государства, оказывающих существенное влияние на внешнюю торговлю. К ним, в частности, можно отнести лицензирование и квотирование (контингентирование) импорта, а иногда и экспорта.
Лицензирование — порядок вывоза (ввоза) товаров, при котором государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнеторговые операции с определенными (включенными в списки лицензируемых по импорту и экспорту) товарами. Лицензирование внешнеторговых операций тесно связано с количественными ограничениями — квотами на импорт и экспорт отдельных товаров.
Квоты (или контингенты) — это максимальный объем товара (в стоимостном или физическом выражении), который разрешен для импорта и экспорта в течение определенного времени (например, года, квартала).
12.2. Организация экспортно-импортных операций
Торговые организации и предприятия могут осуществлять внешнеторговые операции по собственной инициативе или инициативе вышестоящих органов (объединений, ассоциаций) и других предприятий, занимающихся организацией внешнеторговых операций, путем заключения контрактов с иностранными фирмами.
В большинстве случаев, чтобы совершить внешнеторговую сделку, необходимо иметь собственные экспортные ресурсы, т. е. вначале продать товар, а затем купить нужные изделия. Благоприятные возможности для этого имеет, например, потребительская кооперация России, располагающая определенными экспортными ресурсами, получаемыми путем закупок, а также производимыми на собственных предприятиях.
Кооперативные организации и предприятия осуществляют закупки свыше 70 видов сельскохозяйственных продуктов и сырья, дикорастущей продукции и вторичного сырья. Организации потребительской кооперации поставляют на внешние рынки такие виды сельскохозяйственной и дикорастущей продукции и сырья, как мед, орехи (грецкие, фундук, лещина, арахис), семена тыквы, лекарственно-техническое сырье, грибы, клюква, брусника, морошка, свежие овощи и фрукты и др. Кроме того, кооперативные организации экспортируют различное вторичное сырье и промышленные отходы: рога, копыта, нестандартное кожевенное сырье, макулатуру, отходы лесопродукции. Экспортируются также и продукты, находящие за рубежом большой спрос, но не пользующиеся им на внутреннем рынке (раки, лягушки, улитки и др.). Большую долю экспорта составляет продукция, производимая и перерабатываемая пищевыми предприятиями потребительской кооперации.
В практике внешнеторговых операций применяются такие формы экономико-финансовых связей между экспортерами и импортерами товаров, как бартер, клиринг, расчет в свободно конвертируемой валюте (СКВ).
Бартер — сделка, предусматривающая обмен определенного количества товара на обусловленное количество другого товара. Как правило, бартерная сделка не сопровождается переводом денежных средств со счетов покупателей на счета продавцов.
Клиринг — система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств.
Более совершенной формой финансовых расчетов является расчет в свободно конвертируемой валюте, позволяющий экспортеру использовать выручку в СКВ для расчетов с любым другим государством при двухсторонних внешнеторговых связях.
Организация внешнеторговых операций включает следующие этапы:
- изучение внешнего рынка и его конъюнктуры;
- формирование экспортных ресурсов для их реализации на внешнем рынке;
- поиск и выбор контрагента для заключения контракта;
- заключение и исполнение контрактов.
Изучение внешнего рынка должно помочь установить возможность успешной, т. е. с прибылью, продажи или обмена нашего товара на адекватную сумму денег или другой товар. Для этого необходимо изучить состояние рынка — его емкость, структуру, коммерческие условия реализации, основных конкурентов и т. д.
Экспортные ресурсы предприятия определяются прежде всего наличием конкурентоспособной на внешнем рынке продукции. Для того чтобы сделать продукцию конкурентоспособной, следует, в частности, проанализировать ресурсное обеспечение предприятия — сырьевое, финансовое, техническое, кадровое и т. д. При этом необходимо иметь в виду, что экономически выгодная внешнеторговая деятельность возможна лишь при поставках достаточно крупных партий товаров.
Важным элементом коммерческой работы по организации внешнеторговых операций является выбор контрагентов — зарубежных фирм — покупателей (продавцов) товаров. Найти нужную фирму можно либо по специальным товарно-фирменным или отраслевым справочникам, каталогам, рекламным указателям, публикациям в прессе и другим материалам, либо с помощью внешнеторговых организаций (структур). Среди перечисленных источников наибольшую пользу представляют фирменные справочники. Они охватывают большое число фирм, содержат реквизиты фирм (адрес, телекс, телефон, перечень вырабатываемых товаров, услуг, наименование банка), число их предприятий, объем продаж, прибыль, капитал и т. д. Выбирая контрагента, необходимо хорошо знать его реальное положение на рынке, показатели хозяйственной деятельности.
Техника оформления внешнеторговых операций включает:
- направление оферты (предложения);
- подтверждение заказа покупателем (продавцом);
- участие в переговорах;
- оформление и подписание контракта.
Основным документом, с помощью которого оформляется сделка, является международный контракт купли-продажи товаров. В нем оговариваются содержание договорных условий, порядок их исполнения и ответственность сторон. К числу основных элементов контракта относятся: преамбула (вводная часть), предмет контракта, объем поставок, цена, условия платежа, качество товара, сроки поставки, базисные условия поставки, порядок сдачи-приемки товара, условия о гарантиях и санкциях, арбитраж, форсмажорные обстоятельства (т. е. обстоятельства непреодолимой силы, которые могут помешать выполнению сделки), транспортные условия.
Процесс исполнения контрактов включает подготовку товаров к отгрузке, организацию их транспортирования, страхование товаров, финансовые расчеты.
При оформлении экспортных сделок на лицензируемые товары необходимо получить соответствующее разрешение (лицензию) на вывозимый товар.
Для пропуска товаров через границу отправитель должен заполнить грузовую таможенную декларацию.
Организация доставки товаров зарубежному партнеру предполагает наряду с выбором вида транспорта заключение договора на транспортирование товаров, а также обеспечение подготовки и отправки грузов. Наем и оплата (фрахтование) транспортного средства осуществляются различными способами, исходя из условий мирового рынка морских, железнодорожных, автомобильных и других видов перевозок.
12.3. Документы, используемые при совершении экспортно-импортных операций
Платежные документы. В состав платежных документов входят:
- спецификация, подтверждающая, что товар поставлен по ассортименту и количеству, предусмотренным контрактом;
- сертификат качества, подтверждающий, что товар перед отгрузкой проверен поставщиком на соответствие техническим требованиям контракта;
- упаковочный лист, в котором указывается, в каких грузовых упаковках содержится какой товар и в каком количестве;
- счет-фактура (invoice), показывающая общую стоимость подлежащего оплате поставленного товара;
- транспортный документ, подтверждающий принятие товара к перевозке транспортным средством или экспедиторской компанией;
- страховой договор или страховой сертификат, подтверждающие, что товар застрахован от транспортных рисков в соответствии с условиями контракта.
Дополнительно в состав платежных документов по соглашению сторон контракта могут быть включены и другие документы (комплектовочная ведомость, сертификат происхождения товара и др.).
Счета. В расчетах при совершении внешнеторговых операций важным документом является счет-фактура (invoice), которая направляется продавцом покупателю с целью получения денег или других денежных обязательств за поставку товаров, оказание услуг или в порядке иных взаиморасчетов.
Основными реквизитами счетов-фактур являются следующие:
- указание, что это счет-фактура, номер и дата выписки;
- наименование и адрес фирмы, которая будет платить по данному счету;
- краткое наименование товара;
- цена за единицу товара;
- количество товара, вес нетто и брутто, число и номера поставленных грузовых мест с указанием вида упаковки;
- номер контракта;
- сумма платежа в валюте цены и в валюте платежа с пересчетом по курсу, как предусмотрено условиями контракта, причем в том случае, если контрактом предусмотрена валютная оговорка, сумма платежа должна быть подсчитана с учетом этой оговорки;
- данные об отгрузке товара, включая название судна или номер и дату коносамента (свидетельства о принятии груза к перевозке на судне), или номер и дату транспортной накладной, или номер и дату транспортного документа при смешанных перевозках;
- подпись продавца.
Товарораспорядительные документы. Платежные документы, пересылаемые экспертом импортеру при расчетах банковским переводом (платежным поручением), являются одновременно и товарораспорядительными документами, позволяющими покупателю или грузополучателю получить товары у экспедиторской компании или у последнего перевозчика в месте назначения в соответствии с основными условиями контракта.
Товаросопроводительные документы. Продавец и покупатель определяют в контракте, какие документы входят в состав товаросопроводительных документов (транспортные документы, автомобильные, железнодорожные, речные и авиационные дубликаты накладных др.). Дубликаты транспортных накладных сопровождают груз на всем протяжении пути от места погрузки до пункта доставки. Обычно комплект товаросопроводительных документов помещается во влагозащищающую упаковку и надежно крепится к транспортным местам. В комплект товаросопроводительных документов могут быть добавлены копии инструкций по переупаковке и хранению товара.
Коммерческая деятельность: Учебник / Ф. Г. Панкратов, Н. Ф. Солдатова. — 13-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012.