Тема 9. Расходы бюджета в области поддержки экономики
9.1. Задачи и формы бюджетной поддержки развития экономики
Бюджетные ассигнования в условиях рыночной экономики призваны обеспечить решение крупных и важных государственных задач, к основным из которых следует отнести следующие:
- Финансирование приоритетных направлений, связанных с развитием высоких технологий и производством конкурентно способной продукции в области авиастроения, энергомашиностроения, включая атомную промышленность.
- Поддержка научно-технического уровня военно-промышленного комплекса и совершенствования технологий двойного назначения.
- Поддержка реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.
- Концентрация инвестиционных ресурсов на объектах с высокой степенью готовности в сфере незавершенного строительства.
- Оказание поддержки агропромышленному комплексу для обеспечения преодоления спада и создание рыночных механизмов в сельском хозяйстве.
- Создание условий для развития производственной и социально-бытовой инфраструктуры.
Для решения этих задач органы государственной власти имеют возможность использовать различные формы поддержки. Прежде всего, это прямое финансирование государственной собственности — инвестиции в государственные унитарные и казенные предприятия. Такая форма поддержки не требует принятия дополнительных мер, связанных с оформлением прав собственности, поскольку деньги вкладываются в государственный сектор.
Долевое участие в финансировании инвестиционных проектов негосударственного сектора предполагает обязательное оформление доли государственной собственности во вновь создаваемом или модернизируемом предприятии.
Инвестиционные кредиты из бюджета на финансирование инвестиционных проектов выделяются, как и банковские кредиты, на возвратной и возмездной основе. Привлекательность таких кредитов связана с более низкими ставками, поскольку государство имеет возможность получать в последующем налоговые платежи и компенсировать потери из-за низких ставок.
Применение отдельных форм поддержки или их сочетание позволяет государству оказывать существенную поддержку экономики страны или отдельных отраслей.
Следует иметь в виду, что в условиях рыночной экономики государство использует преимущественно экономические рычаги. Возможности административного влияния невелики. Вместе с тем, в отдельных наукоемких отраслях только государство имеет возможность оказывать поддержку производств, отдача от которых имеет достаточно отдаленный период.
При характеристике расходов на поддержку отдельных отраслей экономики в последующих разделах настоящей главы будем также придерживаться разделов функциональной классификации расходов бюджетной классификации.
9.2. Расходы на развитие промышленности, энергетики, строительства
В условиях рыночной экономики сфера материального производства призвана быть самодостаточной. Это в первую очередь относится к промышленности и энергетике.
Что касается строительства, то данная отрасль требует капитальных затрат, результаты от которых будут проявляться после введения объекта в строй. Причем результаты могут быть разными. Если строится предприятие, то в последующем оно поступлением налогов компенсирует вложенные средства, а если учреждение, то его последующее содержание потребует выделения средств и в дальнейшем.
Общий объем финансирования данного раздела в федеральном бюджете постоянно сокращается. Если в 1995 г. его доля в общем объеме расходов составляла 12.6%, то в 1998 – 5,5%, в 2003 – 2,7%.
Всего по разделу в федеральном бюджете на 2003 год предусмотрено 63,4 млрд. руб., которые распределены в следующих соотношениях (млрд.руб.):
- топливно-энергетический комплекс.................................................7,1
- строительство и архитектура.........................................................48,5
- воспроизводство минерально-сырьевой базы.................................7,0
- конверсия и другие отрасли...........................................................0,8
В области энергетики средства распределены следующим образом: 6,6 млрд. руб. направляется на государственную поддержку угольной промышленности, 0,5млрд. руб. – на обслуживание долга.
В области строительства ассигнования распределяются в следующих соотношениях: 6,6 млрд. руб. выделяется в виде капитальных вложений на безвозвратной основе; 15 млрд. руб. выделяются как капвложения по отдельным министерствам и ведомствам, осуществляющим капитальное строительство. Около 20 млрд. руб. направляется на финансирование федеральных целевых программ, например, 7,5 млрд. руб. по программе «Жилище», 2,8 млрд. руб. – на развитие транспорта, 1,6 млрд. руб. – по программе «Электронная Россия».
По бюджету субъекта РФ, принятого в качестве модели, расходы по разделу составляют 190 млн. руб., т.е. около 5% от всех расходов. Из этой суммы 121 млн. руб. направляется на капитальное строительство областных и муниципальных объектов, 56,8 млн. рублей направляется на поддержку отраслей промышленности в виде целевых субвенций и субсидий. На развитие и поддержку топливно-энергетического комплекса – 11,9 млн. рублей.
9.3. Расходы на развитие сельского хозяйства
В сельском хозяйстве сложилась многоукладная экономика. Доля государственного сектора составляет около 10%. Остальное сельхозпроизводство представлено предприятиями различных организационно-правовых форм: акционерными обществами, сельхозкооперативами, фермерскими хозяйствами и другими.
В последнее время расширяется создание дочерних сельхозпредприятий крупными промышленными предприятиями и добывающими компаниями.
В соответствии с законодательством и в рамках развития бюджетного федерализма финансирование сельского хозяйства предусматривается из федерального и региональных бюджетов.
Бюджетная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется по следующим направлениям:
- Поддержка развития фермерства и поддержка развития рыночной инфраструктуры;
- Поддержка социальной инфраструктуры села – объектов здравоохранения, образования, а также строительство дорог;
- Мелиоративные мероприятия;
- Поддержание плодородия почв;
- Финансирование учреждений и работ по развитию племенного животноводства и элитного семеноводства;
- Участие в финансировании развития объектов переработки сельхозпродукции и реализации программы по развитию индустрии детского питания;
- Финансирование работ по земельной реформе, включая создание земельного кадастра;
- Содержание ветеринарных и санитарных служб сельского хозяйства, служб по борьбе с болезнями растений;
- Финансирование противоэпизоотических (эпидемий среди животных) мероприятий и мероприятий по защите растений от вредителей и болезней;
- Поддержка сельхозмашиностроения;
- Создание условий развития лизинга сельхозтехники;
- Дотирование производства сельскохозяйственной продукции;
- Регулирование цен на сельхозпродукцию посредством государственных закупок.
Государство наряду с мерами прямого бюджетного финансирования оказывает также поддержку через списание части задолженности по средствам, полученных в виде товарного кредита, реструктуризации задолженности сельхозпредприятий по платежам в бюджеты, предоставление льготных тарифов на электроэнергию, природный газ.
Поддержка осуществляется также посредством выделения товарных кредитов для закупки ГСМ для посевной и уборочной компаний.
Распределение средств по разделам классификации федерального бюджета в 2003 году запланировано в следующих размерах. Всего на «Сельское хозяйство и рыболовство» предусмотрено 31 млрд. руб., в том числе на сельхозпроизводство 24 млрд. рублей, из них:
- содержание подведомственных структур (госплемхозяйств, ветслужб, станций по борьбе с болезнями животных и др.)..............................8,9
- поддержка животноводства.............................................................1,2
- поддержка растениеводства............................................................1,3
- интервенции по зерну......................................................................1,0
- программы по повышению плодородия почв....................................4,5
- по развитию села..................................................................1,5
- по развитию лизинга..............................................................1,5
- мероприятия в области земельных ресурсов....................................1,8
По бюджету субъекта РФ по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» предусмотрено 113 млн. руб. Из них на поддержку животноводства – 71 млн. рублей, на поддержку растениеводства – 3 млн. руб., приобретение техники и племенного скота – 5,8 млн. руб., улучшение плодородия земель – 7,0 млн. руб., заготовка и переработка сельхозпродукции – 7,8 млн. руб., мероприятия в области земельных ресурсов – 17,7 млн. рублей.
9.4. Расходы на развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи
Всего по разделу в федеральном бюджете предусмотрено 6,1 млрд. руб. в том числе:
- на развитие воздушного транспорта...............................................2,2
- на развитие водного транспорта.....................................................2,2
- на развитие железнодорожного......................................................0,3
- на развитие автомобильного...........................................................0,1
- на развитие связи.........................................................................1.27
Расходы бюджета субъекта РФ по разделу определены в сумме 52 млн. руб., в т. ч. целевые субсидии на поддержание пассажирского автотранспорта – 36 млн. руб., поддержка железнодорожного транспорта – 13,4 млн. руб.
Дорожное хозяйство в бюджетах представлено отдельным разделом и связано с финансированием, эксплуатацией, строительством и ремонтом дорог общего пользования за пределами населенных пунктов.
В федеральном бюджете предусмотрено 79,1 млрд. руб., в том числе: дорожное хозяйство – 40 млн. руб., субвенции и субсидии регионам – 39 млн. рублей.
В бюджете субъекта РФ предусмотрен целевой бюджетный фонд «Территориальный дорожный фонд», расходы которого определены в сумме 51 млн. рублей, Средства будут направлены на финансирование расходов по эксплуатации и ремонту дорог общего пользования.
9.5. Расходы на охрану окружающей среды
Расходы на финансирование мероприятий по улучшению окружающей среды осуществляются по следующим направлениям:
- Финансирование расходов организаций, обеспечивающих меры государственного контроля.
- Финансирование федеральных целевых программ, например, «Чистая вода», «Атмосферный воздух».
- Организация содержания заповедников и национальных парков.
- Мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
- Изучение изменений климата и прогнозирования погодных условий.
- Мероприятия по борьбе с лесными пожарами.
Распределение средств по федеральному бюджету в 2003 году осуществлено в следующих соотношениях. Всего предусмотрено 10,8 млрд. руб., в том числе на:
- охрану водных ресурсов..........................................................1,0
- охрану лесных ресурсов..........................................................6,3
- охрану окружающей среды......................................................0,9
- гидрометеорологию..................................................................1,8
- картографию и геодезию.........................................................0,66
В бюджете субъекта РФ по разделу предусмотрено 28,3 млн. руб., в т.ч.
- на мероприятия в области водных ресурсов.............................7,1
- на мероприятия в области лесных ресурсов............................14,0
- на охрану окружающей среды.................................................5,9
Как свидетельствуют приведенные данные структура расходов по федеральному бюджету и бюджету субъекта РФ очень близки, отличия лишь в суммах.
9.6. Расходы на фундаментальные исследования и исследования космического пространства
Финансирование фундаментальных научных исследований осуществляется главным образом через научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования.
Приоритетными направлениями признаны отрасли, связанные с развитием наукоемких технологий в области создания новых источников энергии, разработкой новых поколений компьютерной техники и информационных технологий, средств связи, разработки эффективных методов лечения, создания новых технологий обучения.
Всего в федеральном бюджете предусмотрено 40,2 млрд. рублей, которые распределяются практически поровну – 20,4 млрд. рублей на разработку перспективных технологий и 19,6 млрд. руб. на фундаментальные исследования.
Средства между академиями распределены в следующих соотношениях: для Российской академии наук финансирование определено в размере 9,5 млрд. руб. Кроме того, территориальные отделения РАН имеют в федеральном бюджете самостоятельное финансирование в рамках ведомственной классификации: Сибирское, Уральское и Дальневосточное отделения РАН имеют объемы финансирования соответственно 3,4 млрд. руб., 1,1 млрд. руб. и 1,3 млрд. руб.
Объем финансирования Российской академии медицинских наук определен в сумме 7,1 млрд. рублей и российской академии образования 0,286 млрд. рублей.
Расходы на фундаментальные исследования предусмотрены в ряде крупнейших российских университетах, таких как Московский, Санкт-Петербургский, Уральский и другие.
В.В. Дюбин, Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов, Петрозаводск, 2003.