Тема 6. Характеристика доходов бюджета
В соответствии с бюджетной классификацией доходы бюджета образуются из пяти групп. Первую группу представляют налоговые доходы, вторую группу — неналоговые доходы, третью — безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней, четвертую — доходы целевых бюджетных фондов и пятую — доходы от предпринимательской и другой приносящей доходы деятельности. Налоговые доходы составляют основу бюджета.
6.1. Сущность и функции налогов. Налоговые доходы
Налоги являются основным источником доходов любого государства и обязательным атрибутом любого государства.
Налог — обязательный, безвозмездно и безвозвратно взимаемый с физических и/или юридических лиц платеж в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.
Налоговые платежи имеют следующие признаки:
- взимание осуществляется на основании закона;
- принудительность и обязательность осуществления платежа;
- индивидуальность платежа;
- безвозмездность платежа для налогоплательщика.
Налоги как экономическая категория обладают двумя основными функциями: фискальной и регулирующей. Фискальная функция связана с тем, что налоги являются доходом, взимаемым государством.
Регулирующая функция налогов связана с их воздействием на различные стороны экономических и общественных отношений. Налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, стимулируют или угнетают инвестиционные процессы деловую активность в целом, могут оказывать влияние на внедрение новых типов технологий, например, природоохранных или ресурсосберегающих.
Для того, чтобы установить налог и иметь возможность его взимать необходимо определить:
- налогоплательщика — физическое или юридическое лицо;
- объект налогообложения - прибыль, доход, имущество;
- налоговую базу, выраженную в стоимостных (в рублях или иной валюте), физических (кв. м площади или куб. м, тоннах) или иной базы;
- налоговый период (месяц, квартал, год)
- налоговую ставку (в рублях за единицу, в % от объема и др.);
- порядок начисления налога;
- порядок и сроки уплаты.
Если отсутствует хотя бы один элемент, взимать налог не удастся.
Налоги подразделяются на прямые, взимаемые непосредственно с доходов или имущества и косвенные — взимаемые в виде надбавки к цене товара, с оборота от реализации товаров, услуг.
Остановимся на краткой характеристике отдельных налогов применительно к формированию представлений о роли налогов в бюджетном процессе, а также для понимания проблем формирования доходов бюджетов.
Налоговым кодексом определено, что в зависимости от установления налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы на отдельные товары;
- налог на прибыль (доход) организаций;
- налог на доходы от капитала;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- государственная пошлина;
- таможенная пошлина и таможенные сборы;
- налог на пользование недрами;
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
- лесной налог;
- водный налог;
- экологический налог;
- налоги на совокупный доход;
- федеральные лицензионные сборы.
Из приведенного перечня видно, что одни налоги обязательны для всех плательщиков, например, налог на прибыль. Другие — только для плательщиков, связанных с определенными видами деятельности — добыча нефти или рыбы.
Перечень региональных налогов значительно короче и включает:
- налог на имущество организаций;
- налог на недвижимость;
- транспортный налог;
- налог с продаж;
- налог на игорный бизнес;
- региональные лицензионные сборы.
Необходимо иметь ввиду, что налог на недвижимость пока не введен и с его введением будут отменены налоги на имущество физических и юридических лиц и налог на землю.
Перечень местных налогов еще короче и включает:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- налог на рекламу;
- налог на наследование и дарение;
- местные лицензионные сборы.
Следует отметить, что после введения налога на недвижимость и отмены, как уже отмечалось налога на имущество физических лиц и землю, местные налоги будут представлены всего двумя, связанными с рекламой и наследованием, поскольку пока не ясно, что такое местные лицензионные сборы. Нет даже предположительных данных о них, поскольку на местном уровне не решаются вопросы лицензирования.
Для понимания роли налога в бюджетном процессе ограничимся рассмотрением основных налогов, описание которых проведем по основным параметрам в порядке возрастания кода классификации (более подробно и детально вопросы налогообложения рассматриваются в курсе «Налоговая система РФ»). К этим параметрам отнесем следующие: налогоплательщик, объект налогообложения, налоговый период, ставки, сроки уплаты.
Налог на прибыль (доход), прирост капитала (код 1010000), подразделяется на налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налог на игорный бизнес.
Налог на прибыль организаций (1010100) является важнейшим инструментом налоговой политики и относится к регулирующим. Плательщики – юридические лица, а также обособленные подразделения, имеющие самостоятельный баланс.
- Объект налогообложения — валовая прибыль предприятия. Налоговый период – год.
- Ставка – 24%, в 2003 год 6% – федеральный бюджет, 16% – региональные бюджеты; 2% – в местные бюджеты.
- Сроки уплаты: авансовые платежи ежеквартально, с окончательным расчетам по результатам за год.
Налог на доходы физических лиц (1010200) является прямым федеральным налогом, зачисляемым в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
- Плательщики налога – граждане, имеющие доходы.
- Объект налогообложения — совокупный доход физического лица, полученный в течение года, как в денежной, так и натуральной форме.
- Налоговый период — календарный год.
- Ставка – 13%.
- Сроки уплаты: наемные работники уплачивают налог одновременно с получением заработной платы путем перечисления соответствующих сумм работодателем. Уплата налога предпринимателями регламентируется с учетом особенностей предпринимательской деятельности.
Единый социальный налог (1010510).
- Плательщики – лица, производящие выплаты физическим лицам, а также индивидуальные предприниматели и адвокаты.
- Объект налогообложения – выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам.
- Налоговый период – месяц по основным категориям.
- Ставка – основная 35,6% от фонда оплаты труда, существуют особенности для определенных категорий плательщиков и в зависимости от размера заработной платы (регрессивная шкала).
- Сроки уплаты – ежемесячно по основной категории плательщиков.
Налог на добавленную стоимость (1020100) – косвенный налог.
- Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели.
- Объект налогообложения – реализация товаров работ услуг.
- Налоговый период – календарный месяц.
- Ставка – основная – 20%, по отдельным товарам – 10%.
- Сроки уплаты – по итогам каждого периода.
Акцизы (1020200) - вид косвенных налогов на товары, включаемых в цену или тариф. Основную группу подакцизных товаров составляют алкогольная продукция, табачные изделия, нефть и нефтепродукты, природный газ, ювелирные изделия, легковые автомобили.
- Плательщики — предприятия и организации, производящие и реализующие подакцизные товары.
- Объект налогообложения — реализация производителями подакцизных товаров.
- Налоговый период устанавливается как один календарный месяц.
- Ставки акциза, дифференцированы по каждому виду товара. Приведем для примера лишь отдельные ( в ред. Федерального закона от 7.07.2003 № 117-ФЗ, вводятся в действие с 1.01.2004 г). Этиловый спирт – 18 руб. за 1 литр безводного спирта, вина шампанские – 10 руб. 50 коп. за 1 литр, сигареты с фильтром – 60 рублей за 1000 штук, автомобили легковые с мощностью двигателя более 90 л.с. – 14 руб. за 1 л.с., бензин автомобильный с октановым числом свыше «80» – 3360 рублей за 1 тонну.
- Сроки уплаты – не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (1030100)
- Плательщики – организации перешедшие на данную систему согласно заявления, если доход от реализации товаров, продукции, услуг не превышает по итогам 9 месяцев 11 млн. рублей. Не вправе переходить на данную систему, организации, имеющие филиалы, а также банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, участники рынрынка ценных бумаг, ломбарды , нотариусы и некоторые другие.
- Объект налогообложения: доходы или доходы минус расходы. Выбор осуществляет налогоплательщик.
- Ставка по схеме доходы минус расходы составляет 15%, по доходам – 6%. Налоговый период – год.
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (1030200).
Данный налог вводится для следующих видов деятельности:
- оказание бытовых и ветеринарных услуг;
- оказание услуг по ремонту и обслуживанию автотранспорта;
- розничная торговля при площади торгового зала не более 70 кв. м;
- общественное питание при площади зала не более 70 кв. м;
- оказание услуг по перевозке пассажиров индивидуальными предпринимателями и предприятиями при численности транспортных средств не более 20;
Плательщики налога — предприниматели, занимающиеся перечисленными видами деятельности.
Объект налогообложения — вмененный доход на основании базовой доходности. Примеры базовой доходности показаны в таблице 7.
Таблица 7
Показатели базовой доходности
Вид услуг | Физические показатели | Базовая доходность руб. в мес. |
Бытовые услуги | кол-во работающих | 5000 |
Розничная торговля | торговое место | 6000 |
Услуги по перевозке пассажиров | единица транспорта | 4000 |
Базовая доходность корректируется с учетом кадастровой стоимости земельного участка и вводимыми субъектами корректирующими территориальными коэффициентами от 0,1 до 1,0. Ставка – 15% от вмененного дохода.
Налог на имущество (1040000).
Налог на имущество подразделяется на налог на имущество предприятий (1040200) и налог на имущество физических лиц (1040100).
- Плательщики налога на имущество предприятий — юридические лица, хозяйствующие субъекты.
- Объект налогообложения — основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, незавершенное строительство, готовая продукция.
- Ставка предельная 2%, от балансовой стоимости имущества, конкретные ставки устанавливаются законами субъектов РФ.
Налог уплачивается ежеквартально, с окончательным расчетом по итогам года.
Плательщиком налога на имущество физических лиц, являются граждане, владельцы имущества.
Объект налогообложения: строения, помещения и сооружения, находящиеся в собственности граждан.
Ставка налога 0,1% от инвентаризационной (БТИ) стоимости имущества до 300 тыс. рублей. Далее по прогрессивной шкале. Планируется переход на рыночные оценки стоимости имущества. Уплачивается ежегодно до 17 июля последующего года.
Платежи за пользование природными ресурсами (1050000) рассмотрим на примере земельного налога.
- Плательщиками налога являются юридические и физические лица, имеющие в собственности или пользовании земельные участки.
- Объект налогообложения площадь земельного участка.
- Налоговый период - год.
- Ставки устанавливаются органными местного самоуправления на основе федеральных базовых показателей дифференцированно по видам земель (городские, сельские) и в зависимости от месторасположения на территории города.
Уплачивается равными долями до 15 сентября и до 15 ноября текущего года.
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономическую деятельность (1060000) включают ввозные и вывозные таможенные пошлины.
- Плательщики — субъекты внешнеэкономической деятельности.
- Объект налогообложения — товары, транспортируемые через государственную границу.
- Ставки устанавливаются в соответствии с Таможенным тарифом, утвержденным постановлением Правительства РФ 30.11.2001 г. № 830. Пример ставок ввозных таможенных пошлин приведен в таблице 8.
Таблица 8
Примеры ставок ввозных таможенных пошлин
Код ТН ВЭ | Наименование позиции | Ставка ввозной таможенной пошлины (в % от таможенной стоимости либо евро) |
2101 11 111 | экстракты и концентраты кофе твердые | 10%, но не менее 0,5 евро за 1 кг |
2101 11 111 1 | кофе растворимый порошкообразный: в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг | |
2101 12 920 | готовые продукты на основе экстрактов, эссенций или в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг | 15% |
2101 12 920 1 |
Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.
При перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации.
Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.
Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу Российской Федерации, а в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, — государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов Российской Федерации, в порядке определяемом Государственным таможенным комитетом и Министерством финансов Российской Федерации.
6.2. Неналоговые доходы
В соответствии с Бюджетным кодексом к неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности доходы, получаемые от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, а также бюджетными учреждениями, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности;
- доходов в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы.
Доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества могут поступать в виде арендной платы при сдаче имущества в аренду.
В государственной собственности находится значительная часть пакетов акций негосударственных предприятий. Доход в этом случае может поступать в виде части прибыли (дивидендов), распределяемой по итогам года.
В соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества имеет право на часть прибыли от деятельности государственных и муниципальных предприятий.
Доходы в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней устанавливаются по каждому субъекту РФ и каждому муниципальному образованию ежегодно в законе (нормативном акте) о бюджете на очередной год.
Объемы неналоговых доходов, за исключением финансовой помощи, составляют 3-5% в объеме доходов бюджетов и зависят от объема сдаваемой в аренду собственности, от объема собственности планируемой к продаже, от развития государственного или муниципального сектора экономики.
Резервы пополнения неналоговых доходов связаны в основном с повышением эффективности использования собственности через эффективное регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности муниципальных предприятий. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов. Прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов.
В.В. Дюбин, Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов, Петрозаводск, 2003.