Тема 10. Расходы бюджета на образование и культуру

10.1. Общие вопросы финансирования образования

Вопрос организации системы образования в государстве является одним из центральных.

Конституция Российской Федерации установила, что каждый имеет право на образование. Гарантируется бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Конституцией также определено, что каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

Понятие бесплатности для граждан означает, что расходы на обеспечение образования берет на себя государство, т.е. такие расходы должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете.

Нормативные основы организации образования составляют федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании». Данные законы также содержат ряд общих норм, регламентирующих вопросы финансирования.

Финансирование расходов на образование осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция.

За счет федерального бюджета финансируются федеральные образовательные учреждения, как правило, это учреждения высшего и среднего профессионального образования. Также из федерального бюджета финансируются расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования.

Региональные бюджеты финансируют содержание образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, региональные целевые образовательные программы, а также финансирование приобретения учебников и учебного оборудования для образовательных учреждений субъекта.

Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ. Также за счет местного бюджета финансируются мероприятия по защите прав несовершеннолетних детей.

В консолидированном бюджете Российской Федерации расходы на образование составляют около 12% всех расходов.

Организация финансирования расходов на образование основана на нормативах в расчете на 1 одного обучающегося, с учетом специфики предоставляемых образовательных услуг.

10.2. Планирование расходов на общеобразовательные школы

Расходы на организацию образовательной деятельности школ в соответствии с бюджетной классификацией состоят из затрат на текущее содержание, приобретение оборудования, на капитальный ремонт и капитальное строительство.

Расходы бюджета на текущее содержание рассчитываются на основе числа учащихся и количества школ.

Число учащихся определяется в среднем за год, на начало и конец учебного года, поскольку учебный и финансовый год не совпадают по срокам.

Прием в первые классы планируется исходя из численности детей, которым на начало года исполняется 6 (или 7) лет, в зависимости от принятой на данной территории схемы обучения в начальной школе – 3 или 4 года.

Прием в десятые классы планируется с учетом поступления части учеников в начальные или средние профессиональные учебные заведения – лицеи, колледжи, техникумы, училища.

Наполняемость классов определяется по нормативам, согласно которым в 1-9 классах должно быть не более 30 учащихся, 10-11 классах – не более 25 учащихся. При этом допускается отклонение с учетом фактического числа учеников данного возраст. Например, при наличии в школе 84 учеников 10 класса может создаваться три класса по 28 человек.

Количество классов и количество школ является основой для расчета основной статьи расходов — оплаты труда.

Фонд оплаты труда общеобразовательной школы включает:

  1. Заработную плату за проведение уроков.
  2. Доплаты за проведение дополнительных работ - проверку тетрадей, классное руководство, организацию работы предметного кабинета.
  3. Заработную плату    административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала.

Фонд оплаты рассчитывается на основе среднегодового количества ставок и средней ставки учителя в месяц по каждой школе.

Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы для всех типов учебных заведений установлена постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191.

Для учителя 1-4 классов норма часов за ставку составляет 20 часов в неделю, для учителей 5-12 классов  18 часов в неделю.

Общий объем нагрузки учителя рассчитывается в соответствии с учебными планами по предметам и количества часов в неделю по каждой дисциплине, с учетом факультативов.

При планировании объема нагрузки учитывается предельное количество часов в неделю для учащихся. Так, для учеников 1-4 классов в неделю не может быть более 24 часов занятий, для 5-6 – 30 часов, для 7-8 – 34 часа и для 9-11 – не более 36 часов в неделю.

Для школ с углубленным изучением предметов и школ инновационных форм возможно увеличение недельной нагрузки на 10-15% на основании решения Совета школы.

На основании количества классов и объема часов по учебным дисциплинам рассчитывается общее количество ставок по конкретной школе.

Ставки заработной платы устанавливаются на основании Единой тарифной сетки (ЕТС), которая включает 18 разрядов (таблица 9). Ставки учителей могут быть от 7 до 14 разряда ЕТС и зависят от образования, стажа работы, аттестации в соответствии с профессиональными достижениями.

Тарификация учителей осуществляется ежегодно на 1 сентября. В результате получается свод ставок. Например, 7 разряд – 8 ставок, 8 разряд – 6, 9 разряд – 11 ставок. С учетом количества ставок и оплаты по ним определяется фонд оплаты труда учителей.

Фонд оплаты труда административно-управленческого аппарата также так же определяется по ЕТС. Например, ставка директора школы устанавливается 16-17 разрядом, ставки заместителей на 1 разряд ниже.

Нормативные документы Министерства образования предусматривают, что фонд оплаты труда может быть увеличен до 20% учредителем на оплату работ, не входящих в обязанности учителя.

После определения фонда оплаты труда планируются расходы на выплату единого социального налога в размере 35,6% от фонда оплаты труда.

10.3. Особенности планирования расходов учреждений профессионального и дополнительного образования

Расходы учреждений начального и среднего профессионального образования планируются исходя из среднегодового числа учащихся и количества групп. Число учащихся определяется учредителем в соответствии с планом на каждый год.

На основании количества групп, числа дисциплин, изучаемых на каждом курсе, объемов часов на каждую дисциплину определяется годовой фонд учебной нагрузки.

Объем учебной нагрузки за ставку заработной платы определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 в объеме 720 часов в год.

На основании общего объема часов и объема часов за ставку рассчитывается необходимое количество ставок преподавателей.

Помимо ставок преподавателей в учреждениях профессионального образования предусматриваются ставки мастеров производственного обучения. В учреждениях начального профессионального образования, как правило, один мастер на каждую учебную группу. В учреждениях среднего профессионального образования, с учетом объема практических занятий по овладению рабочими специальностями.

Помимо преподавательского состава, планируются ставки административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала.

Ставки заработной платы работников профессиональных учреждений устанавливаются, так же как и в школах, в соответствии с Единой тарифной сеткой. Ставка отдельного преподавателя или управленческого работника устанавливается в соответствии со стажем работы и уровнем квалификации, определяемым на основе аттестации.

В учреждениях профессионального образования предусмотрена выплата стипендий учащимся. Объем стипендиального фонда устанавливается учредителем. Вопросы выплаты стипендий регулируются постановлением Правительства РФ от 2 июля 2001 г. № 487.

Также как и в школах, педагогическому составу выплачивается компенсация на книгопечатную продукцию из расчета 100 рублей в месяц.

Другие виды расходов планируются в соответствии с экономической классификацией по видам расходов, как уже было показано на примере школ.

Планирование расходов учреждений высшего профессионального образования имеют ряд особенностей, прежде всего в части оплаты труда.

Фонд оплаты труда в вузах рассчитывается исходя из численности студентов и норматива - количества студентов на одного преподавателя.

Численность студентов определяется учредителем ежегодно на основании федерального плана подготовки специалистов за счет средств бюджета.

Норматив количества студентов на одного преподавателя устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области образования в зависимости от профиля вуза и составляет от 7 до 13 студентов на одного преподавателя. Например, численность студентов составляет 4800 человек, норматив 12 студентов на одного преподавателя, следовательно, вуз имеет 400 ставок профессорско-преподавательского состава.

Фонд оплаты труда рассчитывается с учетом структуры должностей – преподавателей, доцентов, профессоров, заведующих кафедрами, деканов факультетов, а также ректора и проректоров.

Объем учебных часов на ставку в вузах не устанавливается. Положением об учреждении высшего профессионального образования определено, что объем учебной нагрузки не должен превышать 900 часов в год. Продолжительность рабочего времени профессорско-преподавательского состава постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 (приложение 2) установлена в объеме 36 часов в неделю. Конкретный объем учебных часов каждому преподавателю определяется кафедрой в соответствии с уставом вуза.

Оплата труда в вузе также осуществляется на основании ЕТС, предусматриваются доплаты за наличие ученой степени кандидата или доктора наук ( в 2003 г. 900 и 1500 рублей соответственно) за ученое звание доцента или профессора (40 и 60% к окладу по тарифной сетке соответственно).

Профессорско-преподавательскому составу предусмотрены компенсационные выплаты на книгопечатную продукцию в размере 1,5 минимальных размеров оплаты труда (150 рублей).

Предусматривается также оплата труда научных сотрудников в соответствии с проводимыми за счет бюджетных средств исследованиями.

Другие виды расходов с учетом специфики и профиля вуза планируются по разделам экономической классификации, как это было показано выше.

Особенности планирования расходов учреждений дополнительного образования связаны прежде всего с тем, что в дошкольных учреждениях (детских садах), музыкальных, художественных школах, центрах творчества может предусматриваться или предусматривается частичная оплата расходов на обучение родителями. Доля родительской оплаты определяется учредителем в соответствии с федеральными нормативными актами.
Сметы расходов учреждений дополнительного образования состоит из доходов, получаемых в виде частичной оплаты и расходов по статьям, которые приведены выше. Бюджетные расходы складываются из разницы между сметой расходов по статьям и доходами, получаемые в виде родительской платы.

10.4. Планирование расходов на культуру

В соответствии с законом Российской Федерации «Об основах законодательства о культуре» объемы расходов на отрасль в федеральном бюджете должны не менее двух процентов от всех расходов, а в региональных бюджетах не менее шести процентов.

В федеральном бюджете на 2003 г. расходы на культуру искусство и кинематографию определены в сумме 14,1 млрд. руб., что составляет 0,6% от всех расходов.

В бюджете субъекта РФ, который мы рассматриваем в качестве примера, расходы на 2003 г. расходы по разделу запланированы в сумме 62,3 млн. руб., что составляет 1,3% от всех расходов.

В местном бюджете, который мы приводим в качестве примера, на 2003 г. в бюджете на культуру предусмотрено 11,2 млн. рублей, что составляет 2,3% от всех расходов муниципального образования.

Расходы на культуру складываются из расходов на содержание учреждений культуры, расходов на реализацию целевых программ в области культуры и расходов на мероприятия, проводимые органом управления культурой.

К учреждениям культуры относятся библиотеки, театры, дома культуры, клубы, музеи, концертные залы, художественные галереи, музеи-заповедники.

Структура затрат   определяется спецификой задач, определенных в учредительных документах, с учетом оказания платных услуг.

Сметы включают доходы от оказания платных услуг и расходов, которые планируются на основании статей затрат по экономической классификации.

Бюджетное финансирование выделяется на оплату разницы между расходами и доходами, получаемыми от оказания платных услуг.

Оплата труда в учреждениях культуры, финансируемых за счет бюджетов, осуществляется на основе единой тарифной сетки.

Смета расходов учреждения составляется по статьям экономической классификации, с учетом специфики деятельности.

Например, для библиотек приобретение литературы и подписка на периодические издания относятся к приоритетным расходам. Для музейных учреждений такими расходами будут затраты, связанные с организацией выставочной деятельности, для театров – постановочные расходы, связанные с подготовкой реквизита и костюмов, для музеев-заповедников – организация содержания, организация экскурсионной деятельности и т.д.

Расходы на реализацию целевых программ в области культуры планируются в бюджетах ежегодно по каждой программе в отдельности. На каждый год формируется план мероприятий, который планируется реализовать в рамках выделяемых средств.

Для программ в области культуры, как и для других программ, довольно распространенным явлением является несовпадение объемов финансирования, определенных при утверждении программы и сумм, фактически предусматриваемых в бюджете на очередной год.

В качестве примера приведем несколько федеральных целевых программ в области культуры, реализуемых на территории России и объемы их финансирования на 2003 г.

Основной программой может считаться программа «Культура России 2001-2005 годы). На ее финансирование в 2003 году предусмотрено 4.6 млрд. рублей. На реализацию программы «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы) предусмотрено в 2003 г. 513,3 млн. рублей, на программу «Русский язык на 2002-2005 годы» – 31,6 млн. рублей. В рамках программы «Дети России» на 2003-2006 годы реализуется подпрограмма «Одаренные дети», значительная часть мероприятий которой также связаны с вопросами культуры.

Расходы, на проведение мероприятий органами управления в сфере культуры, связаны прежде всего с проведением фестивалей, конкурсов, культурных программ в рамках юбилейных торжеств, таких как празднование 300-летия основания г. Санкт-Петербурга 300-летия основания г. Петрозаводска, 1100-летия первого упоминания в летописи г. Пскова, Московского международного кинофестиваля, проведения Дня города или района и т.п.

Расходы на подобные мероприятия планируются на основании смет расходов, включающих прежде всего затраты на приобретение необходимых материалов и техники, оплату аренды привлекаемого оборудования, оплату выступления творческих коллективов. Перечень расходов в значительной мере определяется сценарием торжества или акции и может включать даже такие затраты, как, например, оплату работы авиации по осаждению дождевых облаков за пределами Санкт-Петербурга или Москвы во время праздника.

В.В. Дюбин, Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов, Петрозаводск, 2003.