Тема 8. Ошибки, связанные с описанием производства
Иногда кажется, что описать производство (предприятие) проще всего. При этом составители бизнес-плана забывают, что каждое утверждение должно быть доказано. Вот некоторые советы, которые могут помочь избежать ошибок.
- Поскольку текст будут оценивать не производственники, а финансисты, позаботьтесь о том, чтобы он был понятен и доказателен для непрофессионалов.
- Объем описания предприятия не должен превышать 10-15% общего объема бизнес-плана. Если что-то вам кажется очень интересным, лучше сделайте специальное приложение любого объема.
- В некоторых случаях очень важным является выбор места для предприятия. Обоснуйте его, если это необходимо. Рассмотрите возможности подъезда, легкость парковки, организацию встречных транспортных потоков, наличие площадок для погрузки-выгрузки, удаленность от железнодорожных путей и др.
- Всегда нужно учитывать конкуренцию между арендой помещения и его покупкой. Здесь нельзя давать никаких рекомендаций. Но более привлекательный для инвесторов вариант — выкуп или аренда с правом выкупа.
- Новое строительство должно быть обосновано самым тщательным образом. Деньги на стройку дают очень неохотно и только в том случае, если затем возникает право собственности на возведенный объект. Необходимо запланировать достаточную сумму денег на проведение оценки, регистрацию и др., а также время трех месяцев до полугода), чтобы зарегистрировать новую недвижимость в рамках работы над проектом.
- Очень сложно убедить инвесторов в необходимости финансирования ремонта. Если ремонт необходим, обязательно нужно запастись реальной сметой (она может быть достаточно укрупненной; например, средняя стоимость евроремонта в офисном помещении оценивается в долл. за 1 кв. м). Если для проведения каких-либо работ предполагается приглашение сторонних организаций (строительных, монтажных, проектных и др.), то лучше дать критерии их отбора в рамках тендера, чем заранее объявлять о том, что подрядчик имеется.
- Описывать нужно только или уже установленное оборудование, или то, под которое есть реальная оферта о поставке (имеется в виду письменное предложение фирмы-поставщика с указанием стоимости всего комплекса услуг: поставки, пуско-наладки, гарантийного и послегарантийного обслуживания, обучения персонала и др.).
Нужно суметь доказать, что именно данное оборудование будет оптимальным для планируемого производства с точки зрения его производительности, качества, обеспечения экологической безопасности и т.д. - Укажите, где и как будет размещаться оборудование. Приложите план помещений. Если оборудование планируется разместить на втором третьем нужно обязательно указать, что перекрытия выдержат необходимую нагрузку или что их нужно усилить.
- Нарисуйте схему производственных потоков на предприятии.
- Тщательно проанализируйте возможности снабжения теплом, электричеством, сжатым воздухом, а также наличие и надежность имеющихся коммуникаций.
Нужно ли разрешение от экологических и санитарно-эпидемиологических служб? Учтены ли все их запросы при проектировании? Эти проблемы слишком часто отодвигают пуск уже готового производства на неопределенный срок.
Очень важный момент — подбор персонала. Необходимо указать хотя бы минимум: набор квалификационных требований и соответствующую заработную плату. Представленный набор специалистов должен быть необходимым и достаточным. Высокие зарплаты до того, как получены результаты, — лишний повод для инвестора усомниться в проекте. Очень убедительно выглядит организационная схема предприятия с четким распределением основных функций. Если проект внедряется на действующем предприятии, то нужно обязательно дать основные характеристики специалистов. Это очень интересует инвесторов — проекты всегда даются «под людей», под команду.
Приведите график осуществления основных работ с указанием требуемых ресурсов, ответственных лиц, сроков выполнения и т.д. Любой инвестор обязательно привлечет эксперта, который будет в состоянии практически оценить приемлемость сроков и цен, указанных в вашем плане. Поэтому еще и еще раз проверьте указанные в нем цифры.
В разделе «Снабжение и сбыт» очень важно указать на альтернативные источники — это повышает и ваш имидж в глазах потенциальных инвесторов, и их веру в устойчивость вашего проекта.
Выбор юридических рамок проекта, как определяется структурами и пожеланиями инвестора о доле контроля. Следует учесть, что фирма, в которой два собственника имеют примерно одинаковые пакеты более определенного количества акций, фактически плохо управляема.
В.М. Попов, С.И. Ляпунов, Л.Л. Касаткин, Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. — М.: КноРус, 2003.