Тема 6. Аудит — комплексный анализ на возможные ошибки в бизнес-плане

6.1. Источники информации для анализа бизнес-плана

Разработчики бизнес-плана и его «оценщики» (банкиры, бизнесмены — будущие партнеры) должны обладать примерно одинаковым профессиональным уровнем, чтобы вести работу по одним методическим принципам. Тогда дискуссия между ними будет идти по существу и с обоюдной пользой. Изучение бизнес-плана начинается после встречи с возможным внешним инвестором, ходе которой одни вопросы могут быть сняты, а другие, напротив, могут возникнуть. После подведения итогов встречи будущему партнеру — возможному инвестору (эксперту) необходимо заняться изучением документов, к которым относятся бизнес-план и приложения к нему. Для того чтобы эта процедура была максимально производительной и результативной, рекомендуется проводить ее по определенной схеме, включающей шесть этапов:

  1. определение характеристик компании-заявителя и отрасли, где она действует;
  2. оценка условий инвестиционного соглашения;
  3. анализ последнего баланса;
  4. оценка «весомости» руководящей команды компании-заявителя;
  5. выявление особенности проекта;
  6. общий анализ бизнес-плана.

Какие вопросы должны находиться в центре внимания специалистов, призванных оценивать бизнес-планы, на каждом из вышеперечисленных этапов анализа этих документов?

1. Определение характеристик компании-заявителя и отрасли, где она действует. Говоря о критериях оценки персоналий разработчиков инвестиционного проекта или руководителей компании, ее представляющих, мы отмечали, что особое внимание уделяется наличию прежнего опыта работы в той сфере, гле будет реализовываться этот проект. Причина такого предпочтения ясна — никто не способен одинаково успешно работать в качестве руководителя фирмы любой отрасли; лучше всего он действует в той сфере, где у него имеется наибольший опыт прежней деятельности.

Точно так же и инвесторы предпочитают отраслевую специализацию, так как это позволяет добиться лучшего понимания возможных преимуществ и рисков вложения средств. Поэтому, приступая к анализу бизнес-плана, специалист инвестиционной компании должен прежде всего понять, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных для его компании. Если нет — то скорее всего заниматься дальше данным документом бесполезно.

Если же бизнес-план намечается реализовывать в отрасли, входящей в диапазон интересов компании-инвестора, то перед ее аналитиком встает проблема: каково сейчас общее положение дел в этой конкретной отрасли? Для ответа на этот вопрос следует оценить данные различного типа. Например, проще всего посмотреть на положение крупнейших фирм этой отрасли: насколько хорошо шли их дела в течение последнего года? Если в отрасли есть большие акционерные компании, акции которых активно обращаются на открытом рынке, то полезно бывает также проанализировать динамику курсов этих акции и важнейший показатель их инвестиционного качества — соот­ношение курсовой стоимости и дохода на акцию. Нелишне просмотреть и публикации в отраслевых журналах и узнать, что пишут о состоянии и перспективах данной отрасли.

Такой анализ следует вести под совершенно определенным углом зрения: насколько ликвидны инвестиции в данной отрасли, насколько реально при необходимости быстро и с выгодой продать свои права на созданные здесь объекты, избежав блокирования вложенных средств и получив возможность перебросить их в новые, более прибыльные сферы (если такие появятся)?
Составив таким образом общее представление об отрасли предполагаемого инвестирования, аналитик может и должен затем исследовать, как фирма-проситель «выглядит» на фоне своей отрасли. Для такого исследования необходимо воспользоваться следующими шестью категориями данных о фирме:

  • динамика продаж за последние 12 месяцев (лучше за 3 года);
  • прибыли или убытки за предшествующий год;
  • численность занятых;
  • уже завоеванная доля рынка;
  • уровень используемой технологии;
  • географическое размещение производственных мощностей.

Какие выводы должны сделать аналитики, оценивая подобную информацию о компании-просителе? Ответ на этот вопрос очень прост: они должны оценить, насколько эта компания похожа на портрет того «идеального клиента», с которым предпочла бы иметь дело данная инвестиционная компания.

2. Оценка условий инвестиционного соглашения. Говоря об условиях инвестиционного соглашения, которое предлагается фирмой-реципиентом компании-инвестору, мы имеем в виду прежде всего то, какая часть фирмы-реципиента будет продана и за какую цену при реализации такого инвестиционного соглашения. Иными словами, аналитика должно интересовать: какая доля будущих активов будет принадлежать инвестору в обмен на вложенные им средства и как финансово и юридически будут оформлены эти права инвестора и обязательства реципиента?

Дело в том, что сами инвестиционные компании обычно имеют структуру капитала, требующую от них осуществления ежегодной выплаты владельцам, а не ожидания выгод в виде роста курсовой стоимости акций фирм, в которые они вложили средства (именно в такой ситуации находятся и многочисленные российские инвестиционные фонды). Поэтому аналитик должен проявить интерес к предлагаемой реципиентом форме заимствования, и если разработчики инвестиционного проекта не сделали этого сами, то он должен требовать от них следующую информацию:

  • доля капитала компании, которая будет принадлежать внешнему инвестору (инвесторам) после вливания в компанию инвестиционных ресурсов;
  • общая стоимость этой доли капитала (и ориентировочная оценка стоимости одной акции после такого «разводнения» капитала);
  • минимально необходимая сумма инвестиций для реализации проекта;
  • общая оценка стоимости капитала фирмы после завершения размещения ее новых ценных бумаг;
  • условия инвестирования, т.е. суммы, которые предполагается привлечь за счет обычных или привилегированных акций, долговых обязательств с вариантами, конвертируемых облигаций; субординированных конвертируемых облигаций или облигаций с фиксированной процентной ставкой, не подлежащих конвертации в акции.

Напоминание о множественности форм привлечения и выделения средств необходимо аналитику для того, чтобы он помнил: инвестору всегда выгоднее отдать предпочтение в финансировании тому проекту, по которому ему предлагается более выгодная и надежная схема финансирования. Вместе с тем это напоминание нелишне и для разработчика инвестиционного проекта, чтобы он выбирал схемуфинансирования, рационально сочетающую его возможности с предпочтениями инвестора. Кстати, желательно сообщать такого рода информацию уже во введении (резюме) к инвестиционному проекту, чтобы аналитик компании-инвестора сразу мог оценить выгодность предлагаемой схемы финансирования данного проекта.

Кроме того, при анализе финансовых аспектов этого проекта аналитик должен обратить внимание на то, будут ли использованы вновь привлеченные денежные средства на погашение прежних задолженностей или для реализации новых направлений деятельности, способных повысить прибыльность фирмы-реципиента?

3. Анализ последнего баланса. Последний по времени отчетный баланс обычно помещается в самом конце текста бизнес-плана или развернутого инвестиционного проекта, перед приложениями и прогнозами будущихденежных поступлений. Такой баланс — это первый элемент финансового состояния фирмы, желающей получить инвестиции. Баланс должен быть проанализирован на начальной стадии рассмотрения заявки на финансирование, поскольку он объективно характеризует реальную (особенно при наличии удостоверяющей подписи аудитора) историю фирмы, вто время как в остальной финансовой части описываются лишь надежды на будущие результаты деятельности фирмы и ее состояние после реализации инвестиционного проекта.

Анализ баланса рекомендуется проводить по стандартной процедуре, включающей четыре стадии:

  • определение степени ликвидности;
  • расчет соотношения долгосрочной задолженности и собственного капитала;
  • расчетчистой ценности; оценка активов и обязательств.

В.М. Попов, С.И. Ляпунов, Л.Л. Касаткин, Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. — М.: КноРус, 2003.