Тема 3. Разработка бизнес-плана должна обеспечивать формирование образа и миссии компании
3.1. Два портрета одного бизнес-плана
Чтобы стать жизнеспособным, стабильным и прибыльным, бизнес нуждается в чем-то большем, чем деньги. Он нуждается в специалистах по планированию.
Бизнес-план — это официальный документ. Для того чтобы разработать его, нужно собрать представительную достоверную информацию по большому кругу вопросов. Объем этой информации постоянно увеличивается по мере вхождения в бизнес и его развития. Поэтому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана.
Первый вид бизнес-плана — официальный, является кратким (до 50 страниц) изложением прошлого, настоящего и будущего вашего бизнеса. Он предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, менеджеров и акционеров фирмы для того, чтобы они могли представить общую цель бизнеса. В нем обычно содержится три варианта расчетов: оптимистический, пессимистический и реальный (оптимальный).
Второй вид бизнес-плана представляет собой повседневный рабочий документ для первого лица предприятия, команды разработчиков плана и консультантов. В нем сосредоточен рабочий информационный материал. Он имеет название рабочего бизнес-плана и позволяет:
- глубже понять важность официального бизнес-плана;
- составить программу ваших действий задолго до того, как реально начнется новое дело;
- детально рассмотреть возможные варианты решения возникающих проблем и, таким образом, быть готовым преодолеть их в будущем, так как вы сможете принять правильное решение, чтобы избежать ошибок в официальном бизнес-плане;
- заранее распознать и оценить два основных вида риска в бизнесе: внутренний, над которым вы в целом имеете контроль (персонал, материальные запасы), и внешний (экономика, новое законодательство), т.е. что вы не в состоянии изменить;
- осуществлять тщательный контроль за состоянием дел, учитывая постоянные изменения во внешней и внутренней среде на основе мониторинга делового окружения;
- по мере необходимости служить в качестве справочника при корректировке официального бизнес-плана.
Таким образом, рабочий бизнес-план — это широкое пространство или деловое поле вашей игры, в ходе которой разрабатываются правила тщательно продуманного официального бизнес-плана.
Информация в рабочем бизнес-плане должна быть расположена под теми же заголовками, что и в официальном плане, для того чтобы было легче осуществлять ссылки. Хранение его должно быть организовано таким образом, чтобы было легко вынимать документы, иметь закладки по основным разделам. Он должен быть особо конфиденциальным.
Рабочие материалы должны отражать информацию, которую вы не хотите включать в официальный бизнес-план. В них конкретизируются краткосрочные и цели бизнеса, маркетинговая стратегия, информация о конкурентах и сумма капитала, которую вы планируете направить в бизнес.
Помня о пробелах в информации, вы сможете их заполнить, когда появится возможность иметь больше сведений. Следует нумеровать и ставить даты на всех своих дополнениях.
Часть документации рабочего бизнес-плана может использоваться в качестве приложений к официальному плану или предоставляться по запросам партнеров и членов команды разработчиков.
3.2. Процесс бизнес-планирования
Основными элементами бизнес-плана являются: титульный лист, вводная часть (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутрифирменного планирования. Ключевые моменты бизнес-планирования — это оценка инициаторами проекта:
- возможности, необходимости и объема выпуска продукции (услуг);
- потенциальных потребителей;
- конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;
- своего сегмента рынка;
- показателей различных видов эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной);
- достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи и возможных источников финансирования.
Итак, бизнес-план это:
- изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта;
- определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия;
- предвидение рисков предпринимательской деятельности;
- конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
- развитие перспективного (стратегического) взгляда на компанию и ее рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.
Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками показан на рис. 3.1.
Наиболее распространенными областями бизнес-планирования в современной экономической ситуации в России являются:
- создание бизнес-линий (продуктовых линий, инвестиционных проектов) как совокупности прав собственности, долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ, специального (по возможному применению) и универсального имущества, технологий, а также контрактов (по закупке ресурсов, аренде имущества, найму работников и сбыту продукта), которые обеспечивают получение определенных доходов (поток доходов или серию денежных потоков — cash-shream или stream of cash-frows);
- разработка бизнес-планов специального назначения финансово-экономического характера:
- эмиссия новых акций открытыми акционерными обществами;
- подготовка к продаже приватизируемых предприятий;
- подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс;
- выкуп акций (паев) в закрытых компаниях типа ООО и Закрытых АО или пая в товариществах при выходе из его состава одного из акционеров (учредителей, пайщиков);
- обоснование вариантов санации предприятий-банкротов.
Архитектурное построение процесса разработки бизнес-плана и задачи основных его участников приведены на рис. 3.2.
Перед составлением бизнес-плана надо убедиться в перспективности бизнес-идеи.
Непосредственно начать разработку бизнес-плана необходимо с описания продукции (услуги), уделяя особое внимание конкурентоспособности фирмы и патентно-лицензионным вопросам. Затем разрабатываются разделы маркетинга и продаж с определением рынка и объемов сбыта. Эти разделы являются ключевыми — без решения вопроса сбыта продукции разработка остальных разделов не имеет смысла.
Не надо жалеть времени на первичный сбор и анализ информации, так как вероятнее всего вам придется составить несколько вариантов бизнес-плана для различных целей. И, конечно, особое внимание необходимо уделить эффективности реализации проекта, возможным рискам и гарантиям возврата инвестиций.
3.3. Неформальные процедуры отбора и оценки инвестиционных проектов
1. Всякий проект характеризуется несколькими видами показателей (интегральные показатели, показатели, связанные с потоком и балансом наличности и др.). В каждый вид показателей входит несколько конкретных показателей; некоторые из нихдополняютдрут друга, другие (например, интегральные показатели) в известной степени независимы. Показатели, относящиеся к разным видам, также могут образовывать различные сочетания.
Нередко для отбора вариантов проекта и принятия решения о его осуществлении приходится использовать экспертные (неформальные) процедуры для учета значений всех факторов и их взаимосвязей. Некоторые современные программные продукты включают в себя системы поддержки этих процедур.
2. Принятие решения на инвестирование.
Фирма-инвестор до принятия решения на инвестирование должна определить систему приоритетов. Возможные варианты приоритетов:
- общественная значимость проекта;
- влияние и имидж инвестора;
- соответствие целям и задачам инвестора;
- соответствие финансовым возможностям инвестора;
- соответствие организационным возможностям инвестора;
- рыночный потенциал создаваемого продукта;
- период окупаемости проекта;
- прибыль;
- уровень риска;
- экологичность и безопасность проекта;
- соответствие законодательству.
В качестве критерия можно использовать некоторую группу показателей по этим приоритетам.
3. Процедура отбора инвестиционных проектов.
3.1. Процедуры отбора, приведенные ниже, основываются на следующих предпосылках.
- Государство может осуществлять функции посредника и организатора инвестиционной деятельности, создавать соответствующую инфраструктуру.
- Государство может оказывать инвесторам и реципиентам прямую и косвенную поддержку, если это соответствует его конкретным интересам, или участвовать с ними в совместной предпринимательской деятельности.
- Государство может выступать в качестве инициатора новых организационных форм инвестиционной и инновационной деятельности, в том числе инициатором создания специальных инвестиционных фондов для концентрации средств различных источников (в том числе государственных предприятий и частных предпринимателей) в целях реализации приоритетных для государства проектов.
Одной из важнейших характеристик проекта, определяющих условия его отбора, является связанный с ним инвестиционный риск, отражающий вероятность потери вложенных средств вследствие различных социальных, политических и экономических причин.
3.2. Варианты ситуации при отборе проектов.
3.2.1. При формировании списка проектов, подлежащих поддержке, участию или финансированию со стороны государства, необходимо учитывать существенные различия в возможных ситуациях. Предметом рассмотрения могут быть:
- проекты, предназначенные для реализации предварительно разработанных и утвержденных федеральных программ, т.е. формируемые под заранее заданный срок и результат;
- проекты, ориентированные на реализацию приоритетного для государства производственного или научно-технического направления, инициативные проекты вне рамок приоритетных направлений.
Решения о структуре распределения средств принимаются на основе приоритетов, указанных в инвестиционной программе на текущий год, утвержденной правительством.
3.3 Предварительные стадии выбора.
3.3.1. При выборе проекта должна учитываться его полезность для государства. На данном этапе инвестиционных программ еще не конкретизируются субъекты реализации ни в производственной, ни в научно-технической сфере или содержат только предварительную информацию о них. Этап включает две стадии:
- структуризация приоритетных направлений, которая понимается как системный анализ проблемы их реализации, выявление ее составляющих и оценка возможности решения возникающих задач в рамках имеющихся и доступных средств. Методы реализации этой стадии являются экспертно-аналитическими и включают построение дерева целей (которое является развитием соответствующих целей целевого критериального комплекса), дерева проблем, анализ достаточности существующих организационных структур и т.п.;
- формирование принципиальных (предварительных) программ реализации проблемы в целом или ее укрепленных составляющих с опорой на программно-целевые методы.
На этой стадии также может оцениваться максимальная величина возможных затрат, которая впоследствии будет служить ориентиром для соответствующих критериев оценки проектов и разработок.
3.3.2. При формировании инвестиционных программ критериями качества служат:
- полнота реализации направления мероприятиями, включенными в программу;
- комплексность;
- оперативность;
- уровень наукоемкости;
- степень управляемости или надежности;
- опорана доступные ресурсы;
- связь со смежными отраслями экономики;
- совершенствование инфраструктуры;
- поддержание занятости и создание новых рабочих мест;
- надежность потенциальных инвесторов;
- возможность последующей диверсификации;
- другие критерии, отражающие стратегические задачи и экономическую конъюнктуру.
Для реализации программы создают (по мере необходимости) специализированные организационно-институциональные структуры, задачами которых являются аккумуляция финансовых ресурсов, создание мотивационной среды для потенциальных участников работ, объединение усилий производственных и научно-технических звеньев, организация управления работами.
3.3.3. В отдельных случаях отбор проектов может осуществляться на конкурсной основе. Конкурс проектов проходит следующие стадии:
- разработку условий конкурса;
- создание конкурсных советов и экспертных групп;
- уточнение системы критериев;
- систематизацию, пополнение и уточнение базы данных по перспективным проектам и разработкам;
- проведение конкурсов;
- анализ полноты охвата проблем победителями конкурса и разработку требований к дополнительным разработкам.
3.4. Экспертная оценка проектов в рамках проведения конкурса.
3.4.1. Выбор проектов не может быть осуществлен на основе одного сколь угодно сложного формального критерия. Это относится не только к приоритетным для государства, но и ко всем прочим проектам; однако проекты, претендующие на приоритетность, должны анализироваться на базе многосторонней экспертизы. Решение должно приниматься с учетом множества различных, часто противоречивых характеристик проекта и его участников, имеющих количественный или качественный характер. Часть этих характеристик относится к экономическим, экологическим и социальным последствиям реализации проекта в народном хозяйстве, регионе, отрасли. Другая часть описывает разнообразные риски, связанные с процессом реализации проекта.
3.4.2. Критерии отбора инвестиционных проектов подразделяются (условно) на следующие группы:
- целевые критерии;
- внешние и экологические критерии;
- критерии реципиента, реализующего проект;
- критерии научно-технической перспективы;
- коммерческие критерии; производственные критерии;
- рыночные критерии;
- критерии региональных особенностей реализации проекта.
3.4.3. Первая группа критериев определяет направления инвестиций, предполагающие поддержку со стороны государства, остальные относятся к конкретному проекту.
3.4.4. Критерии каждой группы подразделяются на обязательные и оценочные. Они оцениваются как для своего проекта, так и для отдельных участников. Невыполнение обязательных критериев влечет за собой отказ от участия в проекте.
3.4.5. Целевые критерии.
Состав целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования.
3.4.6. Внешние и экологические критерии включают:
- правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость действующему законодательству;
- возможное влияние перспективного законодательства на проект;
- возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта;
- воздействие на наличие вредных продуктов и производственных процессов (положительное, отрицательное, нейтральное);
- воздействие проекта на уровень занятости.
3.4.7. Критерии реципиента, реализующего проект, включают:
- навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи, характеристику управляющих третьей, стороной;
- стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке;
- данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории;
- достигнутые результаты деятельности и их тенденцию;
- данные о потенциале роста;
- показатели диверсификации (высокая, низкая, средняя).
3.4.8. Научно-технические критерии включают данные о:
- перспективности используемых научно-технических решений;
- патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений;
- перспективности применения полученных результатов в будущих разработках;
- положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес.
3.4.9. Коммерческие критерии включают:
- размер инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта;
- потенциальный годовой размер прибыли;
- ожидаемую норму чистой дисконтированной прибыли;
- внутреннюю норму дохода, удовлетворяющую инвестора;
- соответствие проекта критериям экономической эффективности капитальных вложений;
- срок окупаемости и сальдо реальных денежных потоков;
- величину стабильности поступления доходов от проекта;
- данные о возможности использования налоговых льгот;
- оценку периодовнахождения продукта на рынке, вероятный объем продаж по годам;
- данные о необходимости привлечения заемного капитала (третьих лиц или банковского) и его доля в инвестициях;
- финансовый риск, связанный с осуществлением проекта.
3.4.10. Производственные критерии включают данные о:
- доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования;
- необходимости технологических нововведений для осуществления проекта (обратная шкала);
- наличии производственного персонала (по численности и квалификации);
- возможности использования отходов производства;
- потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании).
3.4.11. Рыночные критерии предусматривают:
- соответствие проекта потребностям рынка;
- оценку общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции (услугам, технологии) к моменту выхода предлагаемой продукции на рынок (низкая, средняя, высокая);
- оценку вероятности коммерческого успеха;
- эластичность цены на продукцию;
- необходимость маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого продукта на рынок (обратная шкала);
- соответствие проекта уже существующим каналам сбыта;
- оценку предприятий для выхода на рынок;
- защищенность от устаревания продукции;
- оценку ожидаемого характера конкуренции (ценовая, в области качества и т.д.) и ее влияния на цену продукта.
3.4.12. Критерии региональных особенностей реализации проекта.
Риски при инвестиционных действиях (как в виде инноваций, так и в виде капитальных вложений в недвижимость или покупку действующих производств) значительно дифференцируются по различным регионам Российской Федерации. Несмотря на единство экономической и правовой федеральной основы, автономные образования применяют ряд местных региональных актов, которые существенно влияют на степень инвестиционного риска в различных регионах России.
Необходимо также учитывать ресурсные возможности регионов, степень социальной нестабильности, состояние инфраструктуры (коммуникации, банковское обслуживание) и другие факторы.
3.5. Порядок отбора проектов.
3.5.1. Отбору проектов предшествуют две предварительные процедуры:
- формирование перечня приоритетных направлений;
- формирование программ реализации приоритетов.
3.5.2. При отборе проектов в первую очередь проверяют обязательные критерии. Если все они выполняются, то возможен дальнейший анализ проекта.
Каждому из используемых критериев эксперт дает оценку по трехбалльной шкале - низкая («1»), средняя («2»), высокая («3»), Часть критериев может быть заменена обобщающим (интегральным) критерием в случае существования такового.
Для всех групп критериев, кроме коммерческой, определяются средний балл и критерий проходного балла.
Для проектов, прошедших по некоторым критериям, рассчитывают показатели экономического эффекта или эффективности (для каждого из участников проекта и по их выбору). Кроме того, рассмотрению подлежат вопросы; необходимо ли привлечение капиталатретьихлици какова степень финансового риска в рамках проекта.
Проекты с высоким финансовым риском рассматривают только для приоритетных направлений инвестирования при условии высокого (более 2,5) среднего балла по некоммерческим критериям.
Оценку необходимости привлечения капитала третьих лиц используют для принятия решения о привлечении заемных расширении числа участников или об акционировании проекта.
Степень снижения допустимого уровня эффективности при повышении ранга приоритетности направления определяется конкурсной комиссией по рекомендациям экспертов. Проекты, реализующие приоритеты высшего ранга, могут приниматься и при отрицательной норме дохода. Однако и в этом случае предпочтение отдают проекту с максимальной эффективностью.
4. Более точные (хотя и более трудоемкие) методы отбора проекта основаны на методе.
3.4. Учет валютно-финансовых факторов
Внутренняя денежная единица и иностранная валюта
Во многих случаях финансирование проектов требует как местной, так и иностранной валюты. Многие из неконвертируемых денежных единиц испытывают более высокие уровни инфляции, чем конвертируемые единицы. Кроме того, многие иностранные инвесторы и банкиры предпочитают рассматривать и анализировать финансовые данные проекта, выраженные в международных денежных единицах.
Когда финансовые институты проявляют интерес к финансовой стороне бизнес-проекта, следует принять во внимание необходимость согласования с ними выбора денежной единицы, которая должна быть использована для представления финансовых данных. Фактически это означает, что все местные затраты (в основном в неконвертируемых денежных единицах) необходимо перевести в согласованные международные (свободно конвертируемые) единицы.
Непредвиденные события и инфляция
В процессе инвестиционного планирования обычно встречаются два типа непредвиденных обстоятельств: физические и финансовые. Физические случайности связаны с возможным колебанием надежности ожидаемых продаж, состава инженерной части проекта и т.п.
Уже в предынвестиционной фазе можно достаточно точно определить необходимое для проекта количество сырья и других материалов. Расхождение компенсируется добавлением определенного процента (например, от 5 до 10%) к материальным объемам. Хотя колебания ошибок при оценках могут отличаться от пункта к пункту, в целом необходимо использовать этот стандартный подход. Однако следует помнить, что его можно применять как средство выравнивания ошибок. Таким образом, все основные моменты бизнес-проекта следует оценивать как можно точнее, при этом необходимо указывать степень надежности оценки. Финансовые погрешности (например, инфляция), возникающие в течение существования проекта, могут оказывать более значительное влияние на его жизнеспособность, чем материальные погрешности. Финансовые погрешности изменяют фиксированные инвестиции, производственные и маркетинговые затраты и продажи. Весьма сложно оценить влияние инфляции на оклады сотрудников, заработную плату, стоимость оборудования. Ее влияние на инвестиционные затраты особенно заметно при разработке долгосрочных проектов.
Для того чтобы в финансовом плане учитывать ожидаемую инфляцию, необходимо умножить на инфляционный индекс годовые или полугодовые расходы общих инвестиционных затрат. Аналогичный подход применим и к производственным затратам.
В.М. Попов, С.И. Ляпунов, Л.Л. Касаткин, Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. — М.: КноРус, 2003.