Тема 23. Как преодолевать препятствия
23.1. Препятствия на пути роста
Многие менеджеры предпочитают действовать по старинке, им не удается изменить себя и развиваться с течением времени. На пути роста управленческого мастерства чаще встречаются следующие препятствия:
- Боязнь новых ситуаций: люди часто склонны предпочесть безопасность и удобства риску и новизне.
- Боязнь уязвимости: люди часто стремятся избегать ситуаций, которые могут причинить им боль или испугать.
- Ожидания окружающих: иногда семья, коллеги и друзья ограничивают усилия личности, направленные на изменения.
- Неверие в собственные силы: Развитие часто сдерживается неверием в свою способность измениться.
- Недостаточные умения и навыки: иногда людям не хватает новых идей или навыков, необходимых для изменения себя.
Каждый из этих барьеров можно считать силой, препятствующей изменению. Можно было бы назвать еще множество таких барьеров, причем у каждого человека они свои. В направлении перемен часто действовали сильные факторы, однако не менее мощные факторы противодействовали им, мешая переменам; в результате создавался тупик. Эта концепция (силовых полей) аналогична перетягиванию каната. Настоящая ситуация — это результат равновесия как положительных (ведущих к переменам), так и отрицательных (препятствующих переменам) сил. Изменение смещает линию равновесия.
Изменение может быть вызвано с помощью пяти действий:
- Выявите все действующие силы и оцените их значение;
- Повысьте мощность сил, несущих перемены;
- Добавьте новые силы, ведущие к переменам;
- Ослабьте действие сил, препятствующих переменам;
- Устраните некоторые из сил, препятствующих переменам.
Применяя эту концепцию к развитию деловых качеств менеджера, вы получите интересный подход к тому, как управлять личным развитием. Как видно из рис. 23.1. действие одних факторов должно быть усилено, других — ослаблено. Эти факторы нельзя рассматривать в отрыве один от другого. Чтобы дать простор действию позитивных сил и ослабить силы, тормозящие перемены, нужна длительная настойчивая работа, результатом которой становится заметное улучшение личных деловых качеств.
23.2. Составьте ваш личный план развития
Личный план развития должен быть конкретным и реалистичным; он должен мобилизовать все ваши способности и требовать от вас полной отдачи. Предполагаем несколько основных правил, выведенных из практики, которые помогут вам в разработке такого плана.
Поставьте перед собой ясные цели: люди иногда терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.
Определите, по каким признакам вы будете судить об успехе: цели становятся гораздо полезнее, если их можно измерить. Человеку, стремящемуся похудеть, часто помогает висящий на стене график, который показывает, становится вес меньше или нет. Тот же самый принцип применяется и для совершенствования деловых качеств человека.
Будьте довольны скромным прогрессом: часто говорят, что большой дуб вырастает из маленького желудя. Импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает этого. Успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс часто закрепляется и становится чертой отношения данного человека к работе.
Рискуйте в незнакомых ситуациях: новые ситуации часто представляются более опасными, чем привычные. Часто приходится выбирать между риском и возвращением назад к безопасности. В то же время неопределенность новой ситуации становится негативным фактором и тормозит прогресс.
Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами: в конечном счете каждый самостоятельно отвечает за свое развитие. Во все периоды жизни у людей есть выбор — учиться и расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и дать победить себя. Личная эффективность требует, чтобы вы научились отвечать за ход вашей собственной жизни.
Ваше изменение может вызвать беспокойство окружающих: повышение личной эффективности ведет к успехам и достижениям. Приоритеты меняются, и рост вашей компетентности может вызвать зависть или враждебность окружающих.
Не упускайте возможностей: пока вы работаете над личным планом развития, могут возникнуть новые возможности. Можно улучшить отношения с окружающими, создать коллективы, продвинуть вперед дела, завести новые связи. Умение распознать и использовать возможности отличает людей, работающих над собой.
Будьте готовы учиться у других: у окружающих можно многому научиться. Их подход, отношение и навыки заслуживают, чтобы найти причины их успехов или неудач. Хотя вы должны нести всю ответственность за свои действия, но часто бывает полезно консультироваться с другими. Их реакция, беспристрастный взгляд представляют собой ценный ресурс. Не бойтесь подвергнуть сомнению чужие взгляды, это позволит по достоинству оценить мысли этих людей и, скорее всего, повысит ваш авторитет и положение в их глазах.
Учитесь на своих неудачах и ошибках: если вы неправы, будьте готовы признать это. Рассматривайте свои неудачи и ошибки как обратную связь с практикой, учитесь на них. Такой подход даже неудачу обращает в полезный ресурс для развития.
Разберитесъ в политической подоплеке деятельности вашей организации: в деятельности каждой организации есть политические аспекты, и надо уметь предвидеть последствия этого. Ваши деловые качества могут оцениваться предвзято по чисто политическим причинам, Когда это возможно, выявляйте политические факторы, противодействуйте им и пытайтесь ослабить их влияние.
Участвуйте в откровенных дискуссиях о своих взглядах и принципах: укоренившиеся взгляды, убеждения и предрассудки можно изменить, только если вынести на открытое обсуждение и откровенно проанализировать. Выделите людей, с которыми вам трудно общаться — их расходящиеся с вашим мнения могут оказаться особенно стимулирующими. Нельзя недооценивать значение дискуссии. Изложив свою позицию и точку зрения, вы получаете шанс у видеть реакцию на них со стороны окружающих.
Приносите пользу организации, в которой работаете: со многих точек зрения отношения между человеком и организаций — эта сделка, из которой каждая сторона стремится извлечь как можно больше прибыли. Если вы не приносите заметной пользы, то неразумно рассчитывать, что вам предоставят возможности.
Ставьте реальные сроки: совершенствование деловых качеств происходит непрерывно. Как только одна цель достигнута, пора искать новые области приложения сил. Ваш сегодняшний образ действий является результатом многолетнего обучения; новая модель поведения довольно медленно сменяет старую. Изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения.
Слова не должны расходиться с делами: в конце концов о нашей компетентности судят Не по словам, а по делам. Люди скептически относятся к людям, чьи торжественные заявления и гладкие речи не подкреплены делами. Кроме того, пытайтесь понять, что стоит за словами окружающих, и судите о них по их делам.
Используйте концепцию ограничений для контроля за продвижением вперед: вопросники по выявлению ограничений, предлагаемые в этой книге, дают представление о сильных сторонах и об областях потенциального совершенствования. Их можно заполнять несколько раз через определенные промежутки времени, сравнивая и сопоставляя результаты. Таким путем вы можете контролировать свое продвижение вперед и придавать новые импульсы личному плану.
Получайте удовольствие от своего развития: обучение идет успешнее всего, когда от него можно получить удовольствие, и вы это удовольствие получаете. Чересчур озаботившись выполнением целей, вы легко можете утратить дух энтузиазма и заинтересованности. Наиболее продуктивен для обучения такой климат, который заставляет преодолевать настоящие трудности и дает шанс на успех.
23.3. Как помочь совершенствованию менеджера
Хотя признание личного ограничения — это сама по себе движущая сила для перемен, но часто требуются и другой опыт и обучение, чтобы углубить свое понимание, приобрести новые навыки и подходы. Значительные изменения личности предполагают уверенность в себе, умение, поддержку и в первую очередь развитие умения делать все по-новому. Задача менеджера — найти способ проанализировать свои подходы и способности, проверить потенциал, научиться действовать по-иному. Каждому приходится учиться на собственном опыте; мало в чем можно убедить с помощью описаний, пока человек не почувствует и не познает это самостоятельно. Можно составить личный план действий, состоящий из нескольких основных этапов (рис. 23.2).
В прошлом десятилетии люди, занимающиеся подготовкой и повышением квалификации менеджеров, разработали много практических методов, помогающих им развить и опробовать собственный стиль и способности. Почти всегда при этом руководители овладевают новыми навыками, углубляют понимание своей профессии, обслуживают ранее скрытые способности. Мы провели около пятидесяти таких практикумов, и на многих из них в качестве наглядного материала для обучения использовался повседневный опыт управленческой работы. Эти практикумы — хорошее средство для изменения личности, они повышают вероятность успеха в преодолении инерции и подлинном развитии личности.
В этой главе содержатся лишь общая схема и анализ, а многие более мелкие темы и личные аспекты вообще не исследуются. Поэтому для дальнейшего продвижения вперед вам понадобятся дополнительные ресурсы. А это предполагает ваше непосредственное личное участие, потому что, как мы показали, обучение на собственном опыте — это самый плодотворный путь приобретения и успешного применения новых навыков.
В.М. Попов, С.И. Ляпунов, Л.Л. Касаткин, Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. — М.: КноРус, 2003.