Тема 15. Валютные операции коммерческого банка

Современная мировая экономика во все большей степени становится взаимосвязанной и взаимозависимой. Валюта постоянно покупается и продается, поскольку национальная валюта часто не является приемлемой формой платежа в других странах. Торговля валютой производится на рынках обмена иностранной валюты — валютных рынках, основное направление деятельности которых — содействовать международным инвестициям и торговле.

Участники международных расчетно-платежных отношений, представляя отдельные области внешнеэкономической деятельности конкретной страны, одновременно являются участниками мирового валютного рынка. Оперируя на нем, они выражают свои экономические интересы.

Одним из главных и непосредственных участников валютного рынка являются коммерческие банки — основные субъекты, формирующие валютно-кредитную политику и осуществляющие валютно-расчетные операции. Повышению роли коммерческих банков в регулировании внешнеэкономической деятельности способствует и постоянное увеличение объемов межбанковской валютной торговли; причем это относится как к собственным валютным операциям банка, так и, во все большей степени, к выполнению поручений банковских клиентов по приобретению и поставке необходимой иностранной валюты или конвертации экспортной выручки.

Коммерческие банки осуществляют следующие валютные операции:

  • открытие и ведение валютных счетов клиентуры;
  • операции по привлечению и размещению валютных средств;
  • банковские и небанковские операции;
  • экспортно-импортные операции;
  • операции неторгового характера;
  • операции с ценными бумагами в иностранной валюте;
  • валютные депозитные и конверсионные операции;
  • операции по купле и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;
  • установление корреспондентских отношений с иностранными банками и др.;
  • валютные операции, связанные с совместной деятельностью.

15.1. Законодательные основы валютного регулирования в Российской Федерации

Одним из важнейших направлений экономической политики России, как и любого другого государства, является регулирование отношений, связанных с валютными ценностями, — валютных отношений. В современном мире сфера валютных отношений приобретает все большее значение. От того, насколько правильно организованы и юридически верно отрегулированы эти отношения на международном и национальном уровнях, зависит в конечном итоге экономическое благополучие той или иной страны.

Экономические реформы середины 80-х годов способствовали развитию в России валютных отношений. С 1986 г. хозяйствующие субъекты получили право выхода на внешний рынок. Предприятиям-экспортерам разрешалось оставлять у себя часть экспортной выручки с правом использования ее на свои нужды. Это право было весьма ограниченным. Тем не менее это был первый шаг на пути либерализации валютных отношений страны, в которой законодательно была закреплена и действовала со дня образования СССР государственная валютная монополия: права на совершение операций в валюте принадлежали исключительно государству. Обращение иностранной валюты на территории СССР практически не допускалось и преследовалось в уголовном порядке. Каждая валютная операция была строго регламентирована специальными нормативными актами или инструкциями Внешторгбанка СССР, а позднее Внешэкономбанка. Следующим важным шагом на пути развития рыночных отношений в Советском Союзе стало принятие 1 марта 1991 г. Закона СССР «О валютном регулировании и валютном контроле».

Процессы либерализации и бурного развития внешнеэкономической деятельности в России заложили основу нового правового механизма валютного регулирования. 9 октября 1992 г. был принят Закон РФ № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». С вступлением в силу данного Закона были заложены основы валютного регулирования в России. Валютная монополия государства сменилась государственным валютным регулированием. В соответствии с ним были определены принципы проведения операций с российской и иностранной валютой на территории Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также установлена ответственность за нарушение валютного законодательства.

Новая редакция Закона о валютном-регулировании и валютном контроле от 10 декабря 2003 г. (№ 173-ФЗ) предусматривает целый ряд мер, направленных на дальнейшую либерализацию валютного рынка в Российской Федерации, что несомненно отнечает велениям времени и будет способствовать скорейшему вхождению России в мировую экономику как равноправного партнера.

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Валютное регулирование в России кроме Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» обеспечивается изданием органами валютного регулирования и валютного контроля многочисленных нормативных актов: инструкций, циркулярных писем, положений, приказов, телеграмм, указаний и т.п., которые уточняют, изменяют или дополняют отдельные положения действующего валютного законодательства.

15.2. Условия проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации

Операции с иностранной валютой в Российской Федерации, как было сказано выше, совершаются согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле».

Под «иностранной валютой» (итал. valuta — «цена, стоимость») в настоящем Законе понимаются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

В пункте 9 ст. 1 Закона определено, какие операции следует считать валютными. Таковыми являются операции, связанные с приобретением резидентами у резидентов и нерезидентов, либо нерезидентами у резидентов и нерезидентов и отчуждением в пользу, соответственно, резидентов или нерезидентов валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг и их использование в качестве средства платежа. К валютным операциям относятся ввоз в страну и обратный вывоз валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внугренних ценных бумаг, а также отдельные переводные операции по банковским счетам, открытым как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Особенность валютных операций заключается в том, что они должны осуществляться в строгом соответствии с гражданским законодательством и в рамках валютного законодательства, т.е. с учетом действующих запретов и ограничений, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и устойчивости национальной денежной системы.

Проведение валютных операций в нашей стране возможно только через уполномоченные банки, т.е. коммерческие банки, получившие лицензии Центрального банка РФ на проведение банковских операций.

Виды лицензий и порядок их получения различны для кредитных организаций, созданных путем учреждения, и для расширения деятельности действующих кредитных организаций.

Созданному путем учреждения банку могут быть выданы лицензии следующих видов:

  • на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).
    Банк, имеющий такую лицензию, имеет право на осуществление следующих операций:
    • привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
    • размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;
    • открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
    • осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
    • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
    • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
    • выдача банковских гарантий;
    • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
  • При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным числом иностранных банков;

  • на применение но вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия содержит следующие банковские операции:
    • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
    • осуществление других операций с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • банку, имеющемулицензию на осуществление банковских операций, для расширения деятельности может быть выдана (кроме перечисленных выше) лицензия на привлечение во вклады денежных средств в рублях и иностранной валюте, содержащая следующие виды банковских операций:
    • привлечение денежных средств физических лиц во вклады;
    • размещение привлеченных во вклады денежных средств физических лиц от своего имени и за свой счет;
    • открытие и ведение банковских счетов физических лиц;
    • осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам;
  • генеральная лицензия.

Данная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, а также выполняющему установленные нормативными актами Банка России требования к размеру собственных средств (капитала).

Банк, имеющий генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы на территориях иностранных государств и приобретать акции (доли) в уставном капитале иностранных банков.

Таким образом, через уполномоченные банки, имеющие вышеназванные лицензии, осуществляются все виды валютных операций, в том числе купля-продажа иностранной валюты и чеков (а также дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Центральный банк РФ устанавливает порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами, не являющимися физическими лицами, и нерезидентами, который может предусматривать:

  1. установление требования об использовании специального счета резидентами и нерезидентами;
  2. установление требования о резервировании резидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы покупаемой иностранной валюты, на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты;
  3. установление требования о резервировании нерезидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы продаваемой иностранной валюты.

Перечисленные выше требовании не применяются при совершении купли-продажи иностранной валюты уполномоченными банками, а также при совершении купли-продажи иностранной валюты физическими лицами не для целей осуществления ими предпринимательской деятельности.

Для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, уполномоченные банки открывают резидентам (юридическим лицам и физическим лицам — индивидуальным предпринимателям) на основании договора банковского счета текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет. При этом каждому текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют (за исключением счетов, открываемых в клиринговых валютах), должен соответствовать транзитный валютный счет.

На транзитный валютный счет уполномоченным банком зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента, за исключением следующих денежных средств, зачисляемых на текущий валютный счет:

  • денежных средств, поступающих с одного текущего валютного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этого резидента, открытый в этом уполномоченном банке;
  • денежных средств, поступающих от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет резидента, по заключенным между ними договорам;
  • денежных средств, поступающих с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытых в одном уполномоченном банке.

15.3. Валютные операции резидентов и нерезидентов

Важнейшими понятиями системы валютного регулирования являются понятия «резидент» и «нерезидент», представляющие субъектов валютного права, осуществляющих операции с иностранной и национальной валютой.

К резидентам относятся:

  • физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  • постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вица на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические липа, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  • находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  • дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых валютным законодательством и другими нормативными правовыми актами.

Нерезиденты — это:

  • физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие постоянное место жительства за пределами территории Российской Федерации;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  • находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в».

Резиденты вправе иметь счета в иностранной валюте как в Российской Федерации, так и за ее пределами. В соответствии с действующим Законом «О банках и банковской деятельности» число валютных счетов, открываемых резидентами в уполномоченных банках, неограниченно.

Резиаентам с 1 июля 2005 г. предоставлено право открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). При этом резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) таких счетов (вкладов) не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об от­крытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами Российской Федерации.

В свою очередь нерезиденты вправе открывать на территории Российской Федерации банковские счета (вклады) в иностранной валюте и российских рублях в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, устанавливает Центральный банк РФ.

Иностранная валюта, получаемая юридическими лицами — резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком РФ.

Взаимоотношения банка и владельца текущего валютного счета и транзитного валютного счета устанавливаются на основе заключаемого сторонами договора банковского счета.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами, связанные с безналичными расчетами, осуществляются с использованием банковских и специальных счетов. При этом валютные операции, к которым Банком России установлено требование об использовании специального счета, осуществляются только с использованием специального счета.

К числу таких операций относятся и расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам, а также при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов.

Специальный счет — банковский счет в уполномоченном банке, Либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с валютным законодательством.

Уполномоченные банки открывают резидентам следующие виды специальных банковских счетов в иностранной валюте:

  • счет «Ф» открывается физическому лицу — резиденту, в том числе для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте и получении резидентом от нерезидента кредита и займа в иностранной валюте;
  • счет «Р1» открывается резиденту (физическому лицу — индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу), в том числе для расчетов и переводов при получении кредита и займа в иностранной валюте от нерезидента;
  • счет «Р2» открывается резиденту (физическому лицу — индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу), в том числе для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте.

Уполномоченные банки открывают нерезидентам (физическим и юридическим лицам, в том числе банкам-нерезидентам, а также находящимся в Российской Федерации иностранным дипломатическим и иным официальным представительствам, международным организациям, их филиалам и представительствам) следующие виды специальных банковских счетов в валюте РФ:

  • счет «С» открывается нерезиденту для приобретения у резидента и отчуждения в пользу резидента облигаций, выпущенных от имени Российской Федерации, являющихся внутренними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей этих облигаций;
  • счет «А» открывается нерезиденту для приобретения у резидента и отчуждения в пользу резидента акций и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, являющихся внутренними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей этих акций и инвестиционных паев;
  • счет «О» открывается нерезиденту для приобретения у резидента и отчуждения в пользу резидента облигаций резидентов и нерезидентов, являющихся внутренними ценными бумагами (за исключением облигаций, выпущенных от имени Российской Федерации, являющихся внутренними ценными бумагами), включая расчеты и переводы, связанные с передачей этих облигаций;
  • счет «В1» открывается нерезиденту для расчетов и переводов при получении кредита и займа в валюте Российской Федерации от резидента; для привлечения от резидента валюты Российской Федерации, полученной от первичного размещения (выпуска) акний и облигации, являющихся внутренними ценными бумагами, эмитентом которых является нерезидент — владелец счета «BU, от выдачи нерезидентом — владельцем счета «В1», резиденту векселей, являющихся внутренними ценными бумагами;
  • счет «В2» открывается нерезиденту для расчетов и переводов при предоставлении резиденту кредита и займа в валюте Российской Федерации; для приобретения у резидента внутренних неэмиссионных ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних неэмиссионных ценных бумаг; для отчуждения в пользу резидента внутренних неэмиссионных ценных бумаг (за исключением векселей, являющихся внутренними пенными бумагами), в том числе расчеты и переводы, связанные с передачей этих внутренних неэмиссионных ценных бумаг.

Нерезиденты открывают в уполномоченном банке указанные специальные банковские счета в валюте Российской Федерации при условии открытия или наличия открытых в данном уполномоченном банке банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Все остальные валютные операции с резидентами нерезиденты осуществляют без использования специальных счетов.

Расчеты и переводы при предоставлении нерезидентами кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентам на срок более трех лет, а также расчеты и переводы при выпуске резидентами облигаций, являющихся внутренними ценными бумагами, выкуп и платежи по которым не предполагаются в первые три года с даты выпуска указанных облигаций, осуществляются нерезидентами без использования специальных счетов.

Нерезиденты осуществляют расчеты наличной валютой Российской Федерации с использованием банковских счетов в валюте Российской Федерации, открытых в уполномоченных банках.

При осуществлении расчетов наличной валютой Российской Федерации нерезиденты обязаны соблюдать порядок расчетов наличными деньгами, установленный для резидентов законодательством Российской Федерации, включая предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, установленный Банком России.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:

  1. операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
  2. операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, и том числе исключительных прав на них;
  3. операций юридических лиц со средствами, зачисленными в соответствии с валютным законодательством на счета (во вклады), открытые н банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами;
  4. операций физических лиц, не связанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных в соответствии с валютным законодательством на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации;
  5. операций физических лиц — резидентов, связанных с:
    • передачей валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Федерации и (или) муниципальному образованию;
    • дарением валютных ценностей супругу и близким родственникам;
    • завещанием валютных ценностей или получением их по праву наследования;
    • приобретением и отчуждением физическим лицом — резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
    • переводом физическим лицом — резидентом из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляемым в установленном Центральным банком РФ порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
    • покупкой у уполномоченного банка или продажей уполномоченному банку физическим лицом — резидентом наличной иностранной валюты, обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;
  6. операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, и также по договорам страхования указанных грузов;
  7. операций с внешними ценными бумагами, выпушенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  8. операций юридических лип с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;
  9. операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком.

Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с:

  1. получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
  2. внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов);
  3. банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
  4. приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»;
  5. куплей-продажей физическими липами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
  6. уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
  7. иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Валютные операции между нерезидентами. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.

Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Центральным банком, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении указанных валютных операций.

Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном валютным законодательством Российской Федерации.

15.4. Порядок ввоза и вывоза валюты и ценных бумаг

Резиденты и нерезиденты имеют право переводить, вывозить (ввозить) и пересылать из Российской Федерации валютные ценности без ограничений при соблюдении таможенных правил и норм валютного законодательства.

Физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, а также внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в Российскую Федерацию при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Российскую Федерацию.

Физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10000 долл. США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана иди переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.

При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3000 долл. США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 долл. США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты.

Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте, 10000 долл. США, не допускается, за исключением некоторых случаев. Так, физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из Российской Федерации ранее ввезенную в страну наличную иностранную валюту в пределах суммы, указанной в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем ее ввоз (пересылку или перевод) в страну.

Как известно, ранее российские граждане могли вывозить без каких-либо справок и деклараций валюту на сумму, равную 1,5 тыс. долл. Если же количество валюты превышало означенную сумму, полагалось указать в декларации всю сумму иностранной валюты. Причем на разницу, превышающую полторы тысячи долларов, уже требовались банковские справки или другие документы, подтверждающие происхождение денег, или заполненная декларация о ввозе валюты в Российскую Федерацию (если валюта осталась от предыдущей поездки). На вывоз суммы, превышающей 10000 долл., требовалось специальное разрешение Центробанка. Что касается иностранных граждан (нерезидентов), они могли вывозить наличной валюты из Российской Федерации не больше, чем ввезли и задекларировали.

15.5. Порядок резервирования при осуществлении валютных операций

В случаях, установленных в соответствии с валютным законодательством, резиденты и нерезиденты обязаны выполнить требование о резервировании. Порядок резервирования и возврата суммы резервирования устанавливается Центральным банком РФ. При этом нельзя устанавливать применительно к одной валютной операции более одного требования о резервировании.

Резиденты и нерезиденты вносят сумму резервирования на определенный срок на отдельный счет в уполномоченном банке. Сумма резервирования вносится в валюте Российской Федерации.

Расчет суммы резервирования осуществляется на день ее внесения. Расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком РФ надень внесения суммы резервирования.

Для целей расчета суммы резервирования по валютной операции с внешними и (или) внутренними ценными бумагами принимается определенная на день внесения суммы резервирования стоимость указанных ценных бумаг, равная рыночной цене этих ценных бумаг, — для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или фактическая цена реализации таких ценных бумаг — для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.

Уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня со дня внесения резидентом или нерезидентом суммы резервирования обязан внести равную ей сумму в валюте Российской Федерации на счет в Центральном банке РФ. До истечения срока резервирования резидент или нерезидент может осуществить валютную операцию, в отношении которой в соответствии с настоящим Федеральным законом исполнено требование о резервировании.

Проведение уполномоченными банками и Центральным банком РФ операций с размещенными суммами резервирования от своего имени или от имени иных лиц не допускается, за некоторыми исключениями.

На суммы резервирования, внесенные на счет в уполномоченные банки, не может быть обращено взыскание по обязательствам уполномоченных банков. При банкротстве уполномоченных банков суммы резервирования не включаются в конкурсную массу.

Сумма резервирования подлежит возврату Центральным банком РФ уполномоченным банкам и уполномоченными банками резиденту или нерезиденту в день истечения срока резервирования. В отдельных случаях, специально оговоренных валютным законодательством, органом валютного регулирования осуществляется досрочный возврат полной суммы или части суммы резервирования.Уполномоченный банк обязан уплатить резиденту или нерезиденту пени за просрочку возврата суммы резервирования, произошедшую по вине уполномоченного банка, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени начисляются на каждый календарный день просрочки.

15.6. Репатриация и продажа части валютной выручки

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:

  • при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц — резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации — в целях исполнения обязательств юридических лиц — резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также но кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  • при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий;
  • при проведении зачета встречных требований по обязательствам между нерезидентами и резидентами, являюшимися транспортными организациями, или между нерезидентами и резидентами, осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30% суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком РФ. Центральный банк РФ вправе устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30% ее суммы. Указанием Центробанка от 26 ноября 2004 г. № 520-У норматив обязательной продажи валютной выручки снижен до 10%.

Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента (физического лица — индивидуального предпринимателя и юридического лица) не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.

Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов (физических лип — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, определяется Центральным банком РФ. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ, через уполномоченные банки Центральному банку РФ.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов может осуществляться в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ, непосредственно уполномоченным банкам и (или) на валютных биржах через уполномоченные банки или непосредственно Центральному банку РФ.

Частичная обязательная продажа валютной выручки резидентов осуществляется по курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации надень продажи.

Льготы по обязательной продаже части валютной выручки резидентов, а также освобождение резидентов от обязательной продажи части валютной выручки устанавливаются актами валютного законодательства Российской Федерации.

15.7. Валютная позиция и риски банков при осуществлении валютных операций

При совершении валютных сделок банки приобретают одну валюту за другую, другими словами, банки постоянно часть своих ресурсов в валюте, которую они продают, вкладывают в покупаемую валюту. При этом происходит изменение соотношения требований и обязательств банка в инвалюте, которое определяет его валютную позицию. В случае их равенства по конкретной валюте валютная позиция считается закрытой, а при несовпадении — открытой.

Итак, закрытая валютная позиция — валютная позиция в отдельной иностранной валюте, активы и пассивы в которой количественно совпадают.

Открытая валютная позиция — разница сумм требований и обязательств уполномоченного банка в отдельных иностранных валютах, создающая риск потерь (убытков) при неблагоприятных изменениях обменных курсов валют.

Открытая валютная позиция может быть короткой, если пассивы и обязательства по проданной валюте превышают активы и требования в ней, и длинной, если активы и требования по купленной валюте превышают пассивы и обязательства.

По каждой иностранной валюте открытая валютная позиция определяется отдельно. Пассивное сальдо указывается со знаком «—», обозначая короткую открытую валютную позицию; активное сальдо указывается со знаком «+», обозначая длинную открытую валютную позицию.

Валютный риск существует всегда при наличии открытых позиций, как длинных, так и коротких. Банки постоянно наблюдают за сменой валютной позиции, оценивая содержащийся в ней валютный риск и возможный результат в случае ее немедленного полного покрытия по существующим валютным курсам. Эта задача осложняется тем, что и валютную позицию входят наличные и срочные сделки, совершенные в разное время по различным курсам.

Правильность оценки зависит от степени точности прогнозирования динамики валютных курсов. Краткосрочная политика операций банка в конкретных валютах зависит от позиции, сложившейся у него н результате осуществленных сделок. Если возникала значительная длинная позиция, банк может понизить котируемый курс этой валюты, привлекая покупателей, и наоборот — при короткой позиции. При общем превышении предложения над спросом на какую-либо валюту у банков в целом возникает длинная позиция и курс валюты понижается.

Для расчета открытых позиций чистые позиции по каждому виду иностранной валюты уполномоченного банка переводятся в рублевый эквивалент по действующим на отчетную дату официальным обменным курсам российского рубля, которые устанавливаются Банком России.

Для подсчета балансирующей позиции в российских рублях определяется разность между абсолютной величиной суммы всех длинных открытых позиций и абсолютной величиной суммы всех коротких открытых позиций.

Суммарная величина всех длинных (включая позицию в российских рублях, если она длинная) и суммарная величина всех коротких (включая балансирующую позицию в российских рублях, если она короткая) открытых позиций должны быть равновелики.

С целью ограничения валютного риска уполномоченных банков Банком России устанавливаются лимиты открытых валютных позиций, т.е. количественные ограничения соотношений суммарных открытых валютных позиций и собственных средств (капитала) уполномоченных банков. Установлены следующие лимиты:

  • по состоянию на конец каждого операционного дня суммарная величина всех длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна превышать 20% собственных средств (капитала) уполномоченного банка;
  • по состоянию на конец каждого рабочего дня рассчитываются отдельно следующие отчетные показатели:
    • совокупная балансовая позиция (суммарная величина чистой балансовой позиции и чистой «спот» позиции с учетом знака позиций);
    • совокупная внебалансовая позиция (суммарная величина чистой срочной позиции, чистой операционной позиции и чистой позиции по гарантиям с учетом знака позиций);
    • открытая валютная позиция;
    • балансирующая позиция в российских рублях.

При этом на коней операционного дня длинная (короткая) открытая валютная позиция по отдельным иностранным валютам и драгоценным металлам (включая балансирующую позицию в российских рублях) не должна превышать 10% собственных средств (капитала) уполномоченного банка.

Уполномоченными банками, имеющими филиалы, самостоятельно устанавливаются сублимиты на открытые валютные позиции головного офиса и филиалов. Не позднее операционного дня, следующего за днем установления сублимитов, уполномоченные банки обязаны уведомить филиалы об установленных им сублимитах на открытые валютные позиции в процентах от капитала с указанием размера собственных средств (капитала) уполномоченного банка. При этом долевое распределение сублимитов осуществляется ими в рамках ограничений, предусмотренных для уполномоченного банка, и находится в компетенции самих уполномоченных банков. На конец каждого операционного дня открытые валютные позиции отдельно по головному офису и филиалам уполномоченного банка не должны превышать сублимиты, установленные им при долевом распределении, и в консолидированном виде должны находиться в пределах лимитов, установленных в целом для уполномоченного банка.

Не позднее операционного дня, следующего за днем установления сублимитов, уполномоченные банки обязаны уведомить территориальные учреждения Банка России по месту нахождения своего головного офиса о долевом распределении сублимитов на открытые валютные позиции головного офиса и филиалов в процентах от капитала с указанием размера собственных средств (капитала) уполномоченного банка. В данном уведомлении должна содержаться информация о подразделении уполномоченного банка и должностных лицах, ответственных за составление отчетности.

В случае нарушения установленных лимитов банк (филиалы уполномоченного банка) обязан незамедлительно информировать (по почте и по факсимильной связи) главные управления (национальные банки) Банка России по месту своего нахождения о превышении установленных лимитов (сублимитов) открытых валютных позиций с представлением в трехдневный срок письменных объяснений с перечнем мер, принятых уполномоченным банком с целью устранения допущенного нарушения.

Главные управления (национальные банки) Банка России по месту нахождения филиалов уполномоченных банков информируют о допущенном филиалами уполномоченных банков превышении открытых валютных позиций. Главные управления (национальные банки) Банка России по месту нахождения головного офиса уполномоченного банка.

Территориальные учреждения Банка России ежеквартально (в сроки и в порядке, предусмотренные для представления отчетности) доводят в составе аналитической записки до Департамента пруденциального банковского надзора Банка России информацию об уполномоченных банках (головные офисы которых расположены на поднадзорной им территории), допускавших нарушение лимита открытой валютной позиции за отчетный квартал, о принятых к нарушителям мерах воздействия, а также сведения о нарушениях порядка представления отчетности уполномоченными банками.

В случае нарушений уполномоченным банком (его филиалом) установленных лимитов к уполномоченному банку принимаются меры, предусмотренные ст. 74 и 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Банковское дело : учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Б23 Г.Г. Коробовой. — изд. с изм. — М.: Экономисть, 2006.