Тема 13. Аудиторская проверка документации экономического субъекта
13.1. Документы, представляемые клиентом для начала аудиторской проверки
До написания письма-обязательства и заключения договора на аудиторскую проверку аудиторы осуществляют предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния дел клиента. В табл. 13.1 представлены примерные направления работ в этой области.
Таблица 13.1
Предварительная экспертиза состояния дел экономического субъекта
Направление проверки | Источники получения данных |
Способ получения данных |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
Сведения о заказчике | Учредительные документы | Документальное подтверждение сведений |
Сведения об учредителях предприятия-заказчика | Учредительные документы | Документальное подтверждение сведений |
Сведения о регистрации заказчика | Учредительные и прочие регистрационные документы | Документальное подтверждение сведений |
Сведения об органах управления предприятия-заказчика | Учредительные документы | Документальное подтверждение сведений |
Данные об организационной и штатной структуре заказчика (наличие зависимых организаций, структурных подразделений, отдельнохозяйствуюшнх субъектов, отделов и служб заказчика и т.д.) | Учредительные документы, приватизационные планы, данные отдела делопроизводства, кадров, другие документы | Устный опрос ответственных лиц |
Начало деятельности зависимых организаций | Уставные докуметы, планы приватизации | Документальное подтверждение сведений |
Основные характеристики вида (видов) деятельности заказчика | Уставные документы | Документальное подтверждение сведений |
Наличие совместной деятельности | Договоры о совместной деятельности | Устный опрос и документальное подтверждение сведений |
Состояние договорной дисциплины: регистрация договоров на реализацию продукции; регистрация договоров на закупку сырья; регистрация договоров по хозяйственной деятельности и кредитных договоров |
Книга (журнал) регистрации договоров, контракта заказчика | Документальное подтверждение сведений |
Данные об основных экономических службах заказчика: планово-экономическом; финансовом; отделе труда и заработной платы; сбыта и реализации продукции; других отделов |
Приказы и распоряжения об организации экономических служб, сведения о штатной структуре заказчика | Устный опрос и документальное подтверждение сведений |
Данные о составе и численности работников заказчика | Данные отдела труда и заработной платы, бухгалтерии и финансового отдела | Документальное подтверждение сведений |
Данные о бухгалтерии: составе и численности; структуре бухгалтерии (группы, отдела и т.д.); системе учета (свода) и отчетности; автоматизации учетного процесса | Распорядительная документация по бухгалтерии | Документальное подтверждение сведений, устный опрос |
Сведения об открытых счетах (рублевых и валютных, их количество) | Планы приватизации, отчетные документы | Документальное подтверждение, устный опрос |
Валюта баланса по состоянию на начало периода, подлежащего проверке | Данные баланса | Документальное подтверждение сведений |
Валюта по состоянию на конец периода, подлежащего проверке | Данные баланса | Документальное подтверждение сведений |
Данные о внешнеэкономической деятельности | Данные учета | Документальное подтверждение сведений, устный опрос ответственных лиц |
Финансовое состояние заказчика на момент проведения экспертизы (по трем параметрам) | Данные баланса | Документальное подтверждение |
Остатки средств (по данным баланса на начало и конец периода, подлежащего проверке), тождественность их данным, отраженным в Главной книге | Данные баланса и Главной книги | Документальное подтверждение (сверка на наличие расхождений) |
Данные о системе внутреннего аудита и финансового контроля | Уставные документы, распорядительная документация | Документальное подтверждение |
Сведения о должностных лицах, с которыми необходимо контактировать на первоначальном этапе проверки | Сведения отдела делопроизводства, секретариата и т.д. | Устный опрос |
Данные о последней проведенной проверке налоговыми органами | Акт налоговой инспекции других проверок | Документальное подтверждение |
Сведения о документообороте предприятия по бухгалтерскому учету | Просмотр дел и расчет по примерному нормативу | В разрезе намечаемых участков проводимых работ (аудиторской, выборочной и т.д.) |
Расчет аудиторских и других рисков | Формализованный расчет | Расчет, оформляемый аудитором |
Расчет времени, необходимого для проверки | Формализованный расчет | Расчет, оформляемый аудитором |
После заключения договора на аудиторскую проверку и перед началом ее проведения крупные аудиторские компании, испольующие «конвейерный подход» к аудиторской проверке, передают клиенту перечень документов (их копий), которые в обязательном порядке должны быть представлены аудиторам. Этот перечень может быть различным, но, как правило, включает следующие основные группы документов:
- Общая информация
- Копия бухгалтерской отчетности за отчетный год;
- Главная книга по состоянию на 31 декабря;
- копии всех договоров о выдаче займов;
- копии всех протоколов собраний правления компании;
- список всех юридических консультантов и их гонораров с описанием видов выполненных работ (составляется отдельно для каждого консультанта);
- копии всех важнейших и крупных договоров с указанием условий и сроков их выполнения;
- копии уставных документов компании (устав), а также документы о регистрации компании в итоговых органах и лицензии;
- копия приказа об учетной политике.
- Финансовые результаты
- Ежемесячные данные о выручке от реализации продукции (работ, услуг), о выручке от прочей реализации, внереализационных результатах;
- письменные разъяснения о существенных изменениях в движении средств за какой-либо месяц;
- ежемесячные данные о расходах и затратах на реализацию продукции (работ, услуг), прочей реализации и внереализационных результатах;
- письменные разъяснения в случае существенных изменений в движении средств за отдельные месяцы;
- документы, подтверждающие происхождение прочих доходов;
- плановые калькуляции себестоимости единицы продукции;
- документы, подтверждающие убытки и финансовые санкции, списание убытков.
- Нематериальные активы (Список всех нематериальных активов с указанием следующих сведений):
- наименование и описание активов;
- дата приобретения;
- норма амортизации;
- первоначальная стоимость.
- Материальные активы (Список всех материальных активов с указанием следующих сведений):
- наименование и описание активов;
- дата приобретения;
- первоначальная стоимость;
- норма амортизации.
- Расходы будущих периодов
Подробный список всех расходов будущих периодов, общие суммы которых соответствуют указанным в балансе по состоянию на 31 декабря, с указанием следующих сведений:- наименование и описание расходов будущих периодов;
- дата платежа;
- сумма платежа.
- Товарно-материальные запасы
Список всех товарно-материальных запасов, общие суммы которых соответствуют указанным в балансе по состоянию на 31 декабря, с указанием следующих сведений:- наименование и описание активов;
- продажная цена;
- себестоимость.
- Дебиторская задолженность
Список всех дебиторских задолженностей на 31 декабря, общиесуммы которых соответствуют указанным в балансе, с указанием следующих сведений:- название клиента;
- сумма дебиторской задолженности;
- оценка суммы, которую компания может не получить;
- пересчет дебиторской задолженности по следующим категориям: текущая, один месяц, от одного до двух месяцев, более шести месяцев.
- Денежные средства в банке и наличные денежные средства
- Копии банковских выписок по всем остаткам на счетах на 31 декабря;
- банковские документы, подтверждающие средства в пути на 31 декабря, включая иностранную валюту.
- Налоги
Схемы всех видов налогов (включая НДС, социальное страхование, налог на прибыль) необходимо показать нарастающим итогом:- начало:
- на декабря (должен соответствовать указанному в балансе на декабря) плюс:
- начисленные налоги за год (необходимо представить разъяснения расчета налогов) минус:
- платежи налогов (необходимо представить копии переводов средств или подтверждение их получения из налоговых органов).
- Итого:
- остаток на 31 декабря (должен соответствовать указанному в балансе на 31 декабря).
- начало:
- Намерения и непредвиденные расходы
Обзор всех намерений и непредвиденных расходов (расходы на юридические услуги, намерения по приобретению активов, открытие кредитных линий и аккредитивов). - Акционерный капитал (уставный капитал) и резервы Устав, учредительный договор. Документы регистрации. Документы учетной политики.
Необходимо также представить копии сертификатов владения всеми долгосрочными финансовыми вложениями.
13.2. Представление финансовой отчетности
В процессе проверок применяются специально разработанные аудиторские процедуры, которые для удобства использования сведены в таблицы. Приведем пример такой таблицы.
№ этапа программы | Аудиторские процедуры, содержание | Время проведения (ч) | Задача теста (код) | № рабочей бумаги | Исполнитель, дата |
---|---|---|---|---|---|
1 | Провести анализ взаимосвязи форм отчетности | 5 | П | 15 | Иванов |
2 | Провести анализ взаимосвязи форм отчетности | 3 | Р | 75 | Петров |
3 | И т.д. |
Рассмотрим представление финансовой отчетности.
Предмет проверки:
- отражение в финансовой отчетности во всех существенных аспектах реального финансового положения и соответствие финансовой отчетности требованиям ПБУ 4/99 и Инструкции Минфина Российской Федерации о порядке заполнения форм годовой отчетности;
- раскрытие в отчетности предприятия всех существенных аспектов учетной политики;
- взаимоувязывание и непротиворечивость показателей отдельных форм отчетности.
Аудиторские процедуры:
- анализ взаимосвязи форм отчетности;
- сопоставление данных годовой финансовой отчетности с данными квартальной и текущей отчетности;
- оценка отражения специфики деятельности клиента в финансовой отчетности;
- оценка возможности постоянного функционирования компании клиента;
- проверка соответствия учетной политики компании законодательным и нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации;
- проверка соответствия бухгалтерского учета принятой на предприятии учетной политике;
- оценка влияния событий, произошедших после составления баланса, на финансовую отчетность и их отражения в отчетности;
- изучение материалов заседания совета директоров и других руководящих органов за период после даты составления баланса;
- получение данных о вероятных пользователях информации финансовой отчетности клиента;
- обсуждение проблем, возникших у клиента после даты составления отчетности.
13.3. Учредительные документы и расчеты с учредителями
Предмет проверки:
знакомство с учредительными документами клиента (устав, учредительный договор, документы регистрации) и получение их копий для досье.
Аудиторские процедуры:
- анализ предмета деятельности клиента и круга проводимых им операций;
- сбор сведений об учредителях и их доле в уставном капитале;
- проверка наличия разрешения на занятие внешнеэкономической деятельностью;
- проверка видов счетов, открываемых в банках;
- проверка соблюдения порядка создания резервного и других фондов;
- проверка наличия филиалов и зависимых предприятий, полная информация о них;
- оценка своевременности и правильности отражения в учредительных документах всех изменений;
- проверка соблюдения порядка распределения прибыли после налогообложения;
- оценка структуры управления;
- оценка правильности расчетов с учредителями по взносам в уставный капитал и начислению доходов.
13.4. Уставный капитал. Добавочный капитал и резервы
Предмет проверки:
правильное отражение уставного капитала, добавочного капитала и резервов.
Аудиторские процедуры:
- ознакомление с учредительными документами организации; оценка соответствия их содержания требованиям законодательства;
- оценка соответствия организации учета уставного капитала требованиям нормативных актов;
- оценка правильности отражения в учете изменений размера уставного капитала;
- внесения изменений в учет на основании документов, прошедших государственную регистрацию;
- оценка формирования уставного капитала в полном соответствии с учредительными документами организации;
- проверка порядка учета добавочного капитала организации:
- использование данных проверки по разделу «Основные средства» и другим разделам для проверки операций по счету 83;
- проверка отнесения эмиссионного дохода акционерного общества (разница между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученная при их реализации по цене, превышающей номинальную) на счет 83 «Добавочный капитал»;
- проверка отражения в учете оприходования имущества (и денежных средств) в счет вкладов в уставный капитал, стоимость которого в учредительных документах оценена в иностранной валюте; курсовые разницы по счету 75 «Расчеты с учредителями» должны быть отнесены на счет 83 «Добавочный капитал»;
- проверка учета на счете 83 сумм целевого финансирования, использованных по назначению (что привело к увеличению стоимости имущества организации);
- проверка учета на счете 83 положительной разницы между договорной стоимостью имущества, передаваемого в качестве вклада по договору о совместной деятельности, и его балансовой стоимостью;
- оценка правильности дебетовых записей по счету 83;
- проверка соблюдения порядка отражения средств по счету 86 «Целевое финансирование»;
- проверка соблюдения порядка формирования оценочных резервов:
- проверка отражения по субсчету 63 «Резервы по сомнительным долгам» образованным в конце года за счет финансовых результатов в соответствии с установленным порядком и принятой учетной политикой резервов сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами на основе проведенной инвентаризации дебиторской задолженности;
- проверка списания с дебета счета 63 в кредит счета 99 «Прибыли и убытки» суммы резервов сомнительных долгов, созданной в предьщущем году и не использованной в течение отчетного года;
- проверка операций по субсчету 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» с использованием данных проверки по разделу «Финансовые вложения»;
- проверка правильности отражения оценочных резервов в отчетности (в пассиве баланса их сумма не показывается, а в активе дебиторская задолженность и финансовые вложения, по которым созданы резервы, уменьшаются на величину соответствующих резервов без корреспонденции по бухгалтерским счетам);
- проверка создания резервного капитала в соответствии с законодательством, учредительными документами и учетной политикой;
- проверка соблюдения порядка формирования резервов предстоящих расходов и платежей.
Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004.