Тема 6. Анализ производства и реализации продукцииа
В настоящее время предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги.
Если в условиях плановой экономики на первое место выходили производственные показатели, то в условиях рынка возможный объем продаж является основой для разработки производственной программы. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска и реализации продукции.
Задачи анализа производства и реализации продукции:
- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Объем производства и реализации продукции может выражаться в:
- натуральных;
- условно-натуральных;
- трудовых;
- стоимостных измерителях.
Обобщающие показатели объема выпуска продукции получают с помощью стоимостной оценки (сопоставимые или текущие цены). Объем реализации продукции определяется:
- по отгрузке продукции покупателям или
- по оплате (выручке).
В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение.
Натуральные показатели объемов производства и реализации продукции используют при анализе по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например: т.у.б. (тысячи условных банок), к.у.р. (количество условных ремонтов) и т.д.
Нормативные трудозатраты используются для обобщенной характеристики выпуска продукции в случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
6.1. Анализ динамики и выполнения плана по выпуску и реализации продукции
При анализе стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.
Чтобы определить объем валовой продукции i-го периода в ценах базисного периода, необходимо его величину разделить на произведение индексов цен за n предыдущих периодов.
Динамику продукции характеризуют:
- Абсолютный прирост
- Темп роста
- Темп прироста
- Абсолютный размер 1% прироста.
На основе полученных данных можно рассчитать по среднегеометрической среднегодовые темпы роста (Тр) и прироста (Тпр):
Тпр = Тр - 1.
Выполнение плана по производству и реализации продукции характеризуют абсолютное отклонение от плана и % его выполнения.
На величину выпуска продукции влияет ряд факторов. Производственные факторы:
- численность работников и их квалификация;
- производительность труда;
- обеспеченность средствами труда;
- использование оборудования;
- обеспеченность предметами труда;
- использование сырья и материалов;
- организация производства, внедрение новой техники, технологии др.
Все эти факторы можно свести к трем основным группам: средства труда, предметы труда, труд.
На изменение объема реализации влияют факторы, представленные на рис.6.1.
Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид:
РП = ГПзапI + ВП - ГПзапII,
где РП — объем реализованной продукции;
ГПзапI, ГПзапII — запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;
ВП — объем выпуска продукции за период.
Далее анализ осуществляется в следующих направлениях:
- Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе сопоставления плановых и фактических сведений о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту). Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.
- Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):
Кд = (ВПо - ВПн) / ВПо,
где ВПo — плановый объем продукции для заключения договоров;
ВПн — недопоставка продукции по договорам.
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
6.2. Анализ структуры продукции
При анализе состава выпускаемой продукции определяют:
- удельный вес продукции, выпускаемой по государственному или муниципальному заказу;
- состав товарной продукции по следующим группам:
- основная продукция;
- работы промышленного характера;
- товары народного потребления;
- прочая продукция.
- показатели выполнения плана по отдельным видам продукции.
Структура продукции отражает удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме. Сохранение пропорций между отдельными видами продукции характеризует устойчивое состояние производства. Снижение удельного веса основных видов продукции является индикатором спада производства.
Причинами структурных сдвигов являются:
- изменение потребности в продукции;
- изменение условий поставок: сырья, материалов и т.п.
- сбои в производстве;
- разновыгодность продукции для ее изготовителей и др.
Для исчисления обобщающего показателя, характеризующего выполнение плана по структуре, необходимо плановый выпуск продукции по отдельным изделиям умножить на показатель выполнения плана по общему объему продукции. Полученные таким путем показатели сопоставляют с отчетными данными и в счет выполнения плана по структуре продукции засчитывают фактические показатели, не превышающие пересчитанные плановые показатели.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим приводит к изменению ее структуры, что влияет на изменение всех экономических показателей. (Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, то же происходит с размером прибыли при увеличении уд. веса высокорентабельной продукции.) Расчет влияния структуры на уровень объема выпуска можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов кроме одного, т.е. структуры продукции.
6.3. Анализ ассортимента продукции
Ассортимент — перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду.
Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
План по ассортименту формируется на основе договоров, заключаемых с заказчиками. Невыполнение плана по ассортименту равносильно невыполнению этих договоров. Поэтому индекс выполнения плана по ассортименту характеризует договорную систему предприятия.
Ассортимент оказывает большое влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Приемы оценки:
- Прием наименьшего процента. За показатель выполнения плана по ассортименту принимают выполнения плана производства по изделию с наименьшим процентом выполнения плана его производства. Это способ применим для предприятий, выпускающих небольшое количество изделий.
- Прием среднего процента. Показатель выполнения плана по ассортименту рассчитывают отношением числа изделий, по которым выполнен или перевыполнен план производства продукции к общему числу выпускаемых изделий. Этот способ целесообразно применять, если удельный вес каждого вида выпускаемой продукции примерно одинаков.
- Метод зачета. В зачет принимается фактический выпуск каждого изделия в размере не выше планового, т. е. наименьшее число из плановой и фактических величин выпуска. После этого зачетная сумма соотносится с плановым показателем, и таким образом рассчитывается показатель выполнения плана по ассортименту.
Изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий.
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).
6.4. Анализ ритмичности выпуска продукции
Ритмичность — выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.
Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.
Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:
- коэффициент ритмичности (Крит). Он определяется (с использованием метода зачета) отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) — VВП1,0 к плановому выпуску (удельному весу) — VВП0:
- Крит. = VВП1,0 / VВП0;
- коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску:
где n — число суммируемых плановых заданий.- коэффициент частоты выполнения графика рассчитывается соотношением числа дней, по которым график выполнен, и общего числа дней работы;
- сумма аритмии. Определяется суммированием по модулю как положительных, так и отрицательных отклонений от графика в %.
Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.
В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют:
- разность между плановым и засчитанным выпуском продукции;
- разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.
В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
6.5. Анализ качества продукции
Качество продукции — совокупность свойств продукции, обуславливающих степень ее пригодности, способность удовлетворять потребности покупателей в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.
К обобщающим показателям качества относят:
- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;
- удельный вес аттестованной продукции.
Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).
Косвенные — штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.
В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений.
Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.
Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.
Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).
Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид:
Δ ВП = (Ц1- Ц0) · VВПK;
Δ В = (Ц1 - Ц0) · РПK;
Δ П = ((Ц1 - Ц0) · VВПK) - ((C1- С0) · РПK),
где Ц0, Ц1 — соответственно цена изделия до и после изменения качества;
С0, С1 — себестоимость изделия до и после изменения качества;
VВПК — количество произведенной продукции повышенного качества;
РПК — количество реализованной продукции повышенного качества. Косвенным показателем качества продукции является брак.
Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).
Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.
После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.
Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.
6.6. Анализ комплектности
Под комплектностью изделия понимают полное соответствие его состава установленным требованиям, включая оснащение запасными частями и упаковкой.
В процессе анализа эксперт должен решить две проблемы:
- оценить выполнение плана по комплектности продукции;
- оценить объем выпуска продукции, необходимый для доукомплектования созданного задела.
Оценка выполнения плана по комплектности осуществляется следующим образом:
- По каждой номенклатурной позиции, входящей в изделие, рассчитывается число комплектов. Расчет производится делением количества выпущенных деталей, узлов на их применяемость. Применяемость — это количество деталей данного вида, необходимое для изготовления одного изделия.
- Определяется минимальное из этих чисел, оно и будет характеризовать фактическое количество полностью изготовленных комплектов.
- Определяется индекс выполнения плана по комплектности и абсолютный прирост по сравнению с планом. При этом фактическое количество комплектов сравнивается с плановым.
Бальжинов А.В., Михеева Е.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебн.пособ., - Улан-Удэ, 2003.