Тема 3. Методика факторного анализа
3.1. Понятие факторного анализа
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.
Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.
Факторный анализ — методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.
Существуют следующие типы факторного анализа:
- Детерминированный (функциональный) — результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
- Стохастический (корреляционный) — связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной.
- Прямой (дедуктивный) — от общего к частному.
- Обратный (индуктивный) — от частного к общему.
- Одноступенчатый и многоступенчатый.
- Статический и динамический.
- Ретроспективный и перспективный.
3.2. Этапы факторного анализа
- 1 этап. Отбор факторов.
- 2 этап. Классификация и систематизация факторов.
- 3 этап. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
- 4 этап. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
- 5 этап. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).
3.3. Классификация и систематизация факторов
Классификация факторов по признакам:
- по своей природе:
- основные;
- второстепенные;
- по степени воздействия на результаты:
- основные
- второстепенные;
- по отношению к объекту исследования:
- внутренние;
- внешние;
- по зависимости от коллектива:
- объективные;
- субъективные;
- по степени распространенности:
- общие;
- специфические; по времени действия:
- постоянные;
- переменные; по характеру действия:
- экстенсивные;
- интенсивные;
- по свойствам отражаемых явлений:
- количественные;
- качественные; по своему составу:
- сложные;
- простые;
- по уровню соподчиненности:
- первого порядка;
- второго порядка;
- и т.д.
- по возможности измерения влияния:
- измеримые;
- неизмеримые.
Системный подход в АХД вызывает необходимость взаимосвязанного изучения факторов с учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и взаимоподчиненности, что достигается с помощью их систематизации (создание факторной системы).
3.4. Виды моделей. Моделирование
По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.
Основные свойства детерминированного подхода к анализу:
- построение детерминированной модели путем логического анализа;
- наличие полной (жесткой) связи между показателями;
- невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;
- изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.
Моделирование — процесс представления исследуемого показателя с факторами, которое передается в форме конкретного математического уравнения.
Различают четыре типа детерминированных моделей.
1. Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид:
К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.
2. Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой:
Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема производства продукции:
где Ч — среднесписочная численность работников;
CB — средняя выработка на одного работника.
3. Кратные модели:
Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) ТОБ.Т:
где ЗТ — средний запас товаров;
ОР — однодневный объем реализации.
4. Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:
Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др.
Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей (моделирования) с целью включения новых факторных показателей.
Моделирование мультипликативных и аддитивных моделей осуществляется за счет разложения одного из факторных показателей на его сомножители:
A = a + b; b = c + d; A = a + c + d или
A = a * b; b = c * d; A = a * c * d
Степень детализации и расширения модели зависит от цели исследования, а также от возможностей детализации и формализации показателей в пределах установленных правил.
Кратные модели преобразуются следующими способами:
1. Удлинение.
Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы:
2. Формальное разложение.
b = b1 + b2 + b3
3. Расширение.
Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число.
4. Сокращение.
Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число.
Процесс моделирования сложный и ответственный момент. От реальности и точности моделей зависят конечные результаты анализа.
Детализация в факторном анализе во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели.
В основе их построения лежат следующие принципы:
- место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;
- модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие;
- при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.
Построение факторной модели — первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.
Бальжинов А.В., Михеева Е.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебн.пособ., - Улан-Удэ, 2003.