ABC и XYZ
Для правильной расстановки акцентов на главных моментах бизнеса следует проводить ABC и XYZ анализы. Результат станет руководством к действию в нужном направлении.
Нередко бизнесмены не понимают, в чем состоит основная проблема в недополучении доходов. После проведения маркетингового анализа может оказаться, что 15% клиентов обеспечивают 85% прибыли. Результатом аналитической работы также является получение важных данных:
- Кто и какой именно товар покупает более часто и больше.
- Кто и что приносит убытки, а кто и что - прибыль.
Таким образом, можно определиться, насколько правильно выбраны продукты и клиенты. Исходя из этого, делается вывод об избавлении от клиентов и товаров, не приносящих пользы.
Суть методов ABC и XYZ
Анализ ABC позволяет разделить клиентов на 3 группы: А - крупные, В - средние, С - малые. Такую градацию следует проводить, сообразно масштабам бизнеса.
Метод XYZ имеет ряд нюансов и является более сложным. При анализе клиентов производится их деление по количеству потребляемого товара: Х - покупки частые, Y - средние, Z - редкие.
Если проводится анализ XYZ товара, учитывается частота спроса: Х - стабильный (прогнозируемый) спрос с волатильностью до 10%; Y - изменяющийся, но предвиденный спрос с волатильностью от 10 до 25%; Z - случайный (не прогнозируемый) спрос с волатильностью более 25%.
При объединении обоих методов, можно получить важные аналитические данные: рейтинг клиентов по активности совершения покупок.
Аналогичным образом определяется список товаров по уровню спроса.
Анализы ABC и XYZ имеют свои достоинства и недостатки, их обязательно нужно учесть:
- Простота. Эти методы дают недостаточно глубинные данные, которых бы годились для проведения более сложной аналитики.
- Аналитический расчет производится только на основании цифр, что не всегда дает объективную картину.
- Не учитываются внешние факторы, поэтому результат касается только прошлого и настоящего, но не будущего.
Процесс расчета
Схема проведения аналитического расчета состоит из сбора информации о клиентах, товарах, количествах продаж, маржинальности; анализа данных (оставлять активных и избавляться от ненужных клиентов и товаров), обновления и миграции (актуализация базы данных, следить за изменениями на рынке, а также за миграцией клиентов из одной группы в другую).
Не стоит игнорировать проведение анализов ABC и XYZ, это может завести бизнес в тупик. Ведь заниматься клиентами, не приносящими прибыль и предлагать продукт, не пользующийся спросом, нелогично, бессмысленно и невыгодно.
Рецензия на статью - https://in-scale.ru/blog/abc-i-xyz-analiz-prodazh-i-klientov.html