Джей Гулд
Джейсон «Джей» Гулд (Jason «Jay» Gould; 1836 — 1892) — американский железнодорожный магнат и финансист. Успехи в предпринимательской сфере сделали его девятым самым богатым в истории американцем. Сурово критиковался за свою жесткую манеру ведения бизнеса и получил прозвище «барона-разбойника», что по мнению некоторых историков намного преувеличено. Начиная как довольно бедный человек, он достигает такой финансовой независимости, что становится богатейшим человеком, состояние которго оценивалось в 50 — 100 млн. $, огромная сумма по тем временам. Его прозвали «Наполеоном финансов», прозвище которое он поистине заслуживает. Его комбинации были настолько обширными, планы настолько гиганские, запасы сил настолько удивительные, а его победы настолько решающие, что он имеет право стоять наряду с таким главнокомандующим. История жизни Гулда показывает: то, чего он достиг, происходит из его острого наблюдения, благоразумия, энергичностьи и упрямства.
Джей Гулд родился 27 мая 1836 года в городе Роксбури, округ Делавер, штат Нью-Йорк, США, в семье мелкого фермера Джона Барра Гулда и Мэри Мор Гулд. Его отец был потомком английских, а мать — шотландских колонистов. Дедушка Гулда Александр Мор был предпринимателем, а прадед Джон Мор — шотландским иммигрантом, основавшим в США город Морсвилль. Отец Гулда был мелким фермером, державшим около дватцати коров. В обязанности Джейсона входило гнать коров на пастбище и помогать в их доении. Жизнь на ферме быстро наскучила и Гулд просил отца отправить его в школу. Тот долго возражал, но все же отпустил сына на учебу. Гулд учился в Hobart Academy (школа Хобарта), во время учебы в которой, он увлекся такими предметами, как картография и математика, которые несомненно помогли в дальнейшей жизни. В это время он работал секретарем в магазине кузнеца Сквайра Бернэма. В 1854 году Гулд составил карту округа Ольстер штата Нью-Йорк. В 1856 году он издал книгу «История округа Делавер», над которой работал не один год.
Бизнес
В 1856 году Джей Гулд вошел в товарищество Зэдока Пратта в Пенсильвании (в будущем кожевенный завод Голдсборо) с одной единственной целью: создать собственный бизнес по дублению кожи. В конечном счете он выкупил товарищество Пратта. В этом же году Гулд в другое товарищество Чарльза Мортимера Леуппа — одного из ведущих торговцев кожей в Америке в то время. Товарищество Леуппа и Гулда было довольно успешным вплоть до Паники 1857 года — финансового кризиса в Соединенных Штатах, вызванного снижением мировой экономики и чрезмерным ростом отечественной. В это время Леупп потерял все свои деньги, в то время как Гулд, использовал в своих интересах возможность, данную финансовым кризисом, в результате которого обесценилась стоимость всего имущества. Он скупил всю бывшую собственность товарищества. Кожевенный завод Голдсборо стал спорной собственностью Гулда. После смерти Чарльза Леуппа, его шурин Дэвид Ли, который также был партнером в товариществе, обвинил Гулда в мошенничестве и силой взял управление заводом себе. В итоге Гулд вернул себе кожевенный завод, но был вынужден продать акции компании брату Ли.
Некоторые историки приписывают огромное значение в биографии Гулда его тестю, который впервые познакомил Гулда с интенсивно развивающейся тогда сферой железных дорог, предложив помочь ему с осуществлением инвестиций в железнодорожную компанию Rutland and Washington Railroad (Железная дорога Ратленда и Вашингтона).
Первый пассажирский паровоз компании Erie Railroad, 1883 г.
В это время Джей Гулд знакомится с финансистом Джеймсом Фиском и оба вступают в политическую партию Нью-Йорка Tammany Hall, руководителем которой был Уильям М. Твид (Boss Tweed), который в свою очередь помог им осуществить план по покупке компании Erie Railroad (Железная дорога Эри), руководителем которой был Корнелиус Вандербильт. Гулд и Фиск в сотрудничестве с Твидом прибегли ко всем законным и незаконным способам, включая подкуп судей и законодательных органов, для достижения этой цели.
В августе 1869 года Джей Гулд и Джеймс Фиск начали в больших объемах покупать золото в попытке монополизировать рынок и надеясь тем самым увеличения цены золота, что повлечет за собой увеличение цены пшеницы. В результате, по их замыслу, западные фермеры начали бы продавать пшеницу, вызвав тем самым рост грузоперевозок на принадлежащей им Erie Railroad. Все эти манипуляции вызвали финансовую панику на Нью-Йорской бирже, получившей название «Черной пятницы 24 сентября 1869 года». Все эти события утвердили Гулда как всесильную фигуру в финансовом мире, который в силах потянуть за собой цены вверх и вниз.
В 1873 году Гулд предпринял попытку взять под свой единоличный контроль компанию Erie Railroad, подкупив для этих целей так называемого лорда Гордон-Гордона за 1 млн. $. Но лорд оказался мошенником и самозванцем. Присвоив деньги Гулда он бежал в Канаду, где убедил власти в том, что он стал жертвой клкветы и обмана со стороны Джея Гулда. После провала попытки убедить канадские власти передать Гордона-Гордона, Гулд и его партнеры, среди которых были два будущих губернатора штата Миннесота и три будущих члена Конгресса, попытались похитить его. Попытка оказалась успешной, но группа похитителей была остановлена и арестована North-West Mounted Police (Северо-западной Конной полицией) на территории Канады, прежде чем они смогли пересечь границу. Похитители были помещены в тюрьму без права внесения залога. Это привело к международному инциденту между США и Канады. После того, как губернатор Миннесоты Орэйс Остин узнал о случившемся, он потребовал у властей Канады отпустить арестантов и в это же время привел местное ополчение в положение полной боевой готовности. Тысячи жителей Миннесоты добровольно вызвались в помощь для военного вторжения в Канаду. Однако, после переговоров, канадские власти отпустили похитителей под залог.
После потери всякой возможности получения под контроль Erie Railroad, в 1879 году Гулд начал активно скупать систему железных дорог на Среднем Западе, создав компании Union Pacific и Missouri Pacific Railroad. К 1880 году он владел и управлял 10 000 миль (16 000 км) железных дорог, что составляло примерно 1/9 всей длины системы железных дорог США. В 1883 году Гулд расстался с компанией Union Pacific из-за политических противоречий по его долгам федеральному правительству.
Гулд выкупил контрольный пакет акций компании телеграфа Western Union, а также в 1881 году компании метрополитена Нью-Йорка. В итоге Джей Гулд был одной из ведущих фигур в финансовых операциях по развитию железных дорог в Соединенных Штатах в 1868 — 1888 г.г. Во время Большой забастовки рабочих железных дорог 1886 года он нанимал так называемых штрейкбрехеров — людей, которые не поддерживали цели забастовщиков и принимали сторону управления компаний. В это время Гулд произнес свою знаменитую речь: «Я могу нанять половину рабочего класса, для того чтобы убить вторую половину».
Американский железнодорожный магнат и финансист Джей Гулд умер 2 декабря 1892 года от туберкулеза и был похоронен на кладбище Woodlawn Cemetery в Бронксе, Нью-Йорк. Его состояние оценивалось в 72 млн. $, которые были завещаны им своим детям.