Джордж Истмен
Джордж Истмен (George Eastman; 1854 — 1932) — американский предприниматель и изобретатель, основатель транснациональной корпорации Eastman Kodak, которая изменила жизнь людей и их мировосприятие. Он изобрел катушечную фотопленку, дав тем самым толчок развитию фотографии.
Истмен родился 12 июля 1854 года в городе Уотервилле, штат Нью-Йорк, США в семье Джорджа Вашингтона Истмена и Марии Килборн, на старой семейной ферме, которую его родители купили в 1849 году. У Джорджа было две старших сестры — Эллен Мария и Кейти. Его отец посвятил всю свою энергию созданию Школы коммерции Истмена. Но здоровье Истмена-старшего быстро начало ухудшаться и семья решила бросить свою ферму и переехать в город Рочестер в 1860 году. В мае 1862 года отец умирает от заболевания мозга. Мать Джорджа, чтобы прокормить семью и оплатить обучение сына устраивается на работу. Вторая сестра Истмена, Кейти, заболевает полиомиелитом, и умирает в молодом возрасте в 1870 году. Молодой Истмен был вынужден покинуть школу и устроиться на работу. Его первым рабочим опытом стала должность посыльного в страховой компании с заработной платой в 3 долл. в неделю. Год спустя он переходит на ту же должность в другую страховую компанию, где в результате собственной инициативы он берет на себя ответственность за привлечение новых клиентов и зарплата поднимается до 5 долл. в неделю. Но несмотря на все это, его дохода по прежнему не хватало чтобы покрыть семейные расходы. Истмен решается посещать вечерние курсы по бухгалтерскому учету, для того чтобы найти более высокооплачиваемую работу. И, наконец, в 1874 году, после пяти лет в страховом бизнесе, он находит работу младшего клерка в Сберегательном банке Рочестера, где его заработная плата утроилась и стала чуть более 15 долл. в неделю.
Рождение компании
Когда Исмену исполнилось 24 года, он запланировал на время отпуска поехать в Санто-Доминго и для этого решил взять с собой в поездку фотоаппарат. Представить, что представлял из себя фотоаппарат того времени, нам, современным людям, довольно трудно, но по описаниям Истмена, он был настолько тяжелый и неудобный, что ходить с ним было невозможно. Для него требовалась тяжелая и устойчивая тренога. А оборудование, которое к нему прилагалось — пластины фотопленки, различные химикаты и реактивы, стеклянные колбы, держатель для пластин, весили не меньше чем сам аппарат. Истмен так и не поехал в Сан-Доминго, но для себя решил и поставил цель, чтобы максимально упростить весь процесс фотосъемки. Именно этот момент стал в его биографии переломным.
Истмен начал пристально изучать все, что связано с фотографией. Однажды, читая один из британских научных журналов он наталкивается на статью, где описывается, что фотографы сами изготавливают собственные эмульсии броможелатина, которая идет на пропитывание пластин, которые в свою очередь, благодаря данному способу, оставались чувствительными и после высыхания. Взяв себе на примету формулу броможелатина из этого журнала, Истмен начал делать собственную эмульсию. Он все еще работал в банке, а после работы дома на кухне эксперементировал с фотографией. Как утверждала его мать, однажды Джордж так и уснул одетый на полу возле кухонной печи.
Джордж Истмен на палубе парахода, февраль 1890 г. (снимок сделан первым фотоаппаратом Kodak)
После трех лет экспериментов у Истмена наконец то была полностью подходящая формула. К 1880 году он не только изобрел сухую формулу пластин, но и построил и запантетовал машину для изготовления сухих фотопластин. Таким образом, он быстро осознал, что это может принести ощутимый доход и стал продавать их, зарегестрировав свою компанию под названием «Eastman Dry Plate Company» в 1881 году. Для этого он арендовал третий этаж одного из зданий Рочестера.
Молодая компания Истмена росла, но как многие предприятия, сталкивалась с проблемами, а однажды была на грани банкротства. Случилось это из-за того, что по какой-то причине сухие пластины, которые продавала его компания стали разлагаться прямо в руках тех, кто их купил. Истмену пришлось возмещать ущерб, причиненный покупателям и обменивать испорившийся продукт на более качественный. «Компенсирование ущерба отняло у нас последний доллар, но важнее всего для нас была репутация» — вспоминал впоследствии Истмен. С этого момента эксперименты Истмена были направлены на улучшение фотопластин. «Камера должна стать столь же удобной, как карандаш» — говорил он. Наконец, после длительных трудов, в 1883 году, Истмен изобрел рулонную пленку, сразу же поступившая в производство. Данное изобретение Истмена изменило целое направление в фотоиндустрии и дало толчок к развитию любительской фотографии.
Истмен искренне верил в важность рекламы как инстремент действующий на мнение общественности. Самые первые продукты Kodak рекламировались в ведущих газетах и периодических изданиях, в виде объявлений, написанных самим Истменом. Он выдумал лозунг: «Вы нажимаете на кнопку, мы делаем остальное», который впоследствии стал известной фразой. Впервые слово «Kodak» было зарегестрировано как торговая марка в 1888 году. Что означало это слово никто не знал, пока сам Истмен не раскрыл секрет, который многих волновал. Все очень просто: буква «K» больше всего нравилась Истмену, и он, используя ее в качестве заглавной, путем подстваления в цепочку новых букв, выискивал подходящую комбинацию, для того, чтобы получилось более звучное слово. И, наконец, как результат, мы теперь имеем известную во всем мире корпорацию под названием «Kodak». В этом же году был выпущен первый фотоаппарат «Kodak» с рулонной пленкой на 100 кадров.
Летом 1888 года был выпущен первый фотоаппарат под маркой Kodak. Он представлял собой небольшую ящичную камеру: затвор был с одной выдержкой, объектив с постоянной диафрагмой давал резкое изображение от 2,5 м до бесконечности, а заряжался фотоаппарат плёнкой на 100 кадров. Его полная стоимость составляла 25 долларов.
Благодаря изобретательскому гению Истмена любой мог теперь без особых проблем, с которыми он когда то столкнулся, запечатлеть момент своей жизни на пленку при помощи удобного в использовании и легкого фотоаппарата при помощи одного нажатия кнопки. Он сделал фотографов из всех желающих.
Управление и благотворительность
В свободное от изобретательских дел время, Истмен, особое внимание уделял управлению компанией, проявляя демократические и человеческие качества. Он полагал, что у служащих должно быть больше чем просто заработная плата, которую они получают. Мнение, которое было далеко от умов предпринимателей того времени.
Еще в ранней стадии развития своего бизнеса он начал планировать премию к заработной плате для своих рабочих. Случай дикий и не встречающийся в то время. В 1899 году Исмен впервые распределил существенную сумму собственных средств между своими рабочими в качестве премии. Позже он установил, так называемую «плату за оказанные услуги», благодаря которой каждый рабочий его компании мог получить дополнительный доход к заработной плате, что давало неплохую мотивацию к плодотворному труду. «Плата за оказанные услуги» была новшеством и представляла собой распределение значительной части чистого дохода компании.
Истмен чувствовал, что процветание фирмы в не меньшей степени зависит от доброго расположения, хорошего настроения и лояльности рабочих, нежели от изобретений и патентов.
В 1919 году Истмен дал одну треть своих собственных акций компании на сумму 10 млн. долл. рабочим своей компании. Он также впервые стал выплачивать пособия по нетрудоспособности, ухода на пенсию, а также страхование жизни своих рабочих.
Истмен известен не только как человек изменивший фотографию, но и как щедрый филантроп, начавший свои благотворительные дела, еще когда его заработная плата составляла всего 60 долл. в неделю. Он начал давать пожертвования различным некоммерческим организациям, ав также Институту механики Рочестера, ныне Технологический университет Рочестера. Он также был поклонником Массачусетского технологического института, некоторые выпускники которого стали впоследствии работать в его компании личными помощниками. Истмен и сюда анонимно, пожертвовал целых 20 млн. долл., назвавшись «мистером Смитом». И это всего лишь малая часть его великих дел.
Истмен умер 14 марта 1932 года в возрасте 77 лет, покончив жизнь самоубийством. К этому поступку его сподвигла неспособность справиться с неизлечимой болезнью спинного мозга, из-за которой он все больше приходил в уныние.